Дактиль
Юлия Кокошко
Почему раскатились яблоки?
Потому что — ах, ах! — надорвались ящики.
Хочешь догнать — то, с пунцовым рубцом-подмалёвкой,
с гнутым клювом — отдайся!
Но оно мимолётно,
и внезапно хватает пролётку,
и велит доставить себя в кино или в дансинг,
наконец, к гадалке, к родне на пушечный двор…
Но бок о бок выпущен — его кровник,
этот фрукт — с сигарой, округл с захлёстом,
в нём слюбились роза и шмаровоз,
но глаза уже набирают обороты.
И высматривает свой промельк
на излуках геройских повествований:
в гесперидах, меж патлатыми деревами и львами,
меж стрельбами и просторными лбами,
в бесперебойных или в бескаравайных…
В общем — есть, да не весь: в рассеянии, раздроблен.
Тут закинешь сачок или наволочку за третьим
хитрым шаром: — Алло, ваш выход! —
но и этот радетель с тирсом и друг прогресса,
и эта плодовая единица,
вкатившись в порфирную манишку,
без репетиций — мухой — обращается в птицу
и верифицирует выси.
Нынче в яблочных реках дрянные поклёвки.
Ни познанья, ни новой юности, ни похлебки.
Смотрите-ка, майн херц, мой птиц:
мы поравнялись милостью пути
с Весной, она из землепроходимиц,
и как добра — могла процокать мимо,
у ней не ближний чёс.
Кто знает, отличит ли нас ещё?
К ней, к ней, мой птиц!
След туфельки её навеки золотист.
Вступить хотя б на миг в её сиянье
(и с нами возлиянья),
а что ещё закроет наши язвы?
Изволим промотать с ней состоянье,
какое не успели сколотить.
И разве не Весна — противоядье
от сумрачных кварталов суеты,
неправоты их тесных обиталищ?
Она горит, пестрит, ломает ритм,
она нас всех зажжёт, заговорит
и удесятерит!
Мы видели, как с уст её слетают —
(что вы читаете, мой принц?)
шрифты, шрифты…
о, путаник! — цветы, цветы, цветы…
Весна роскошна и благословенна!
Она не откровенна —
сулит бессмертье всем своим гостящим,
хоть ей известно ё кто-то не дотянет.
Возможно, это мне ё к ручью забвенья.
Но ты, майн принц и птиц, мой голубок,
чей миг куда короче моего,
смирен и не впускаешь сих тревог,
и, сочиняя вскользь антистрофу,
приносишь в клюве новую траву.
Волшебный помощник в путях тернистых и вязких
явлен мне на соседнем сиденье в большом, ползущем
на юго-запад электрическом дилижансе.
Он диктует в телефон очередному блудящему:
— Дойди до лифта и подлети на два этажа. Один в паре
подъёмников — молчун, другой объявляет этаж сладким
голосом. Предпочти молчуна, не то растеряешь и уши, и этажи.
Через тридцать метров от лифта по левому коридору
встретишь несколько дверей. Войди в среднюю, но если
не впустит, дуй дальше, есть много способов достичь избранной
цели и много дверей, куда стоит войти, хотя они ревнуют
и оттесняют одна другую.
Поднимись по боковой лестнице — и тебе откроется
надземный переход в дальний корпус. Отмахай его, скатись
на нулевой уровень и возьми вправо. Увидишь зелёный вход
в банк «ТТ» —Только Твой! Но не купись и отслюни
от соблазнённых четвёртую дверь, а наперво удостоверься
в щель, что внутри — ни одной чайки. Там развешена сводная
карта побережий, морские перетекают в океанские, а хозяин
всегда забывает прикрыть окно, и к карте слетаются чайки.
Тлетворные птицы предприимчивы, кипучи и разрушительны.
Смотри примеры в художественной литературе.
Я сказал бы, что эти расторопницы составляют ядро
хищных птиц планеты, точней, самых алчных её обитателей —
в белом, и мне жаль, что это не так.
Если не нашлось — ни хозяина, ни чаек, за тобой может
увязаться кто-то незамеченный, так что бди со скоростью
три оборота в секунду! И бойся зайти в пятый кабинет.
Пятый завдверью прошлым летом пропутешествовал к вулкану,
который сейчас готовится к извержению.
Так что отмотай ещё десять метров вдоль настенных Приказов
на случай налёта огненной саранчи и превращения воды
в кровь, вдоль Плана работ по восстановлению храма —
и обнаружишь перпендикулярное ответвление.
В нём тебе попадутся знаки жизнедеятельности как настоящих
сотрудников, так и уволенных и мстящих руководству,
или ляпсусы перелетающих здание из окна в окно птиц
и перешмыгивающих его мышей и тараканоподобных.
Но, увы, победное шествие всегда бывает нечисто…
или всегда одиноко.
Чтоб тебе не было так страшно, сбросься словцом-другим
с юркими неучтёнными или с урной и с приникшим к ней,
как звери к дедушке Крылову, крупнофигурным мусором,
с подрезанной трубой, из которой скучает букет увядших
проводов… И надеюсь, что, срезав тропу, ты не попадёшь
под влияние иностранных разведок…
Чуть покончив с этим абонентом, но высмотрев вдруг
кого-то в окне, Водящий опять набирает номер.
— Вижу вас в соломенной шляпе, в кремовом и с цепной
сумочкой под локтем, — говорит он в новые телефонные
уши. — Вы цокаете сейчас по Западной улице.
Как откуда вижу? Дорогая, я вижу вас отовсюду!
Ааа, так дело не в том, что он помнит дорогу, коей
вел подопечного, и все прочие варварские колеи, и вовсе
не в шибболетах, ибо передо мной — не простец Водящий,
а Всевидящий! Кто легко бросит взгляд в тот и этот шлях.
Практическая значимость открывшихся мне ориентиров
Неочевидна: мне, конечно, начислят свои мёртвые тропы.
Но, пребывая в такой близости от всевидения, я не могла
не подхватить его! И теперь из любой передряги я запросто
обращу к нему взор — и выспрошу, что дальше. Как писано
в том настенном Приказе вместо пожеланья спастись
то ли от свинских бабочек, то ли от вечной тьмы:
возможно — нет, возможно — да.
***
Человеки-калеки пьют маленькими глотками,
отражаясь в пролёте между быками,
золочённые их боками,
и в витрине с вперившимися друг в друга
анкерком вина и чучелом птицы,
в простодушном муже, забывшем довоплотиться
и оставившем где-то треть головы и руку,
и в другом, не бросившем в мир ни взора,
обойдясь без скачущей на ребре посудины горизонта,
не вызнав ни курса её, ни резона,
но выгуливает свою наперсницу указку,
эту низкопоклонку сороку,
что юлит у ног его и трещит о злонравье дороги:
камни, пламя, траншеи, вселившиеся в них свиньи,
или взявшие стойку пистоли, питбули…
А не то затесались в самых невинных:
в деву юности — буку горбунью,
над макушкой — не нимб, но бубен…
Мне наказано неизвестными голосами —
двинуть вслед и на вечном их вопрошанье
сложиться с ними в одно,
и не суть, где первый, где отрывной,
и составить их описанье,
протокол, отчёт,
а потом превратить согласные буквы в пчёл
или в плач и пустить руслу со старыми адресами…
хотя все ручьи и реки знают сами,
кто о ком течёт…
Лепщики и раскрасчики гусей
приглашают гуляк на свой насест,
где проглянут в непрекращаемой красе
их сотворённые: воспитанники, ученики.
В вашей воле попотчевать питомцев
сладостями: коробки, пучки, мешки,
водка, коктейли, ром,
поплескаться с лапчатыми во рву реки,
разделить шпацир по двору или над двором —
иммельманские бочки, штопор,
прихватить на кисть
и к услугам фотограф,
или же —
угостить стомах свой нашими протеже
и запить их смиренные души,
а из пуха забацать подушку.
Потому что счета за харчи клиенту и за его пожранье
близкородственны и добры.
Нарезатели и размалёвщики рыб
просят сделать визит их вострушкам
и полакомить фигуранток
пивом с пиццей, заверченным над огнем бараном, —
или, сняв с них жемчужную стружку…
и прочее храйме.
Ну а чтоб мадам Справедливость
не скапустилась с недолива,
тот же выбор — для рыб и господ гусиных:
накормить добряка или схрямать со страшной силой —
и снискать в Книге Судеб запись: «Оправдан».
А все мелочи из колоды крупа,
налегая на небывалую утруску,
пересыплет к себе в лохань гаруспик.
***
Четырёхочитый очкан Учитель водит детей по городскому
саду. Самое лучшее в Учителе — разбросивший кольца
на шее его и плечах леопардов шарф — огненная охра,
осыпанная чёрными замочными скважинками, и пусть те,
кто отстал, держат на огонь.
Вы видите грушевые деревья, рассказывает Учитель.
Плоды на них грушевидны. А вот перед вами яблони —
и всякий плод их равносилен яблоку. Вы должны запомнить
главные признаки предмета — и нести их через всю жизнь.
Тот, кто пришёл к Учителю на повторный приём знания,
замечает: зато помидоры, которые не посадили на этом месте,
надёргали себе все цвета и формы. И умалчивает, что Учитель
тождествен малосладкой редьке.
А это чубушник, или куст курительных трубок, говорит
Учитель, а выдуваемые ими соцветия похожи на дым.
Кто знает, какова главная задача членов Общества чубушника?
Правильно: беззаветно любить чубушник. А что, дети, главное
для вас? Научиться курить, предполагает Второпришедший.
Но ещё главней — если что-то стукнет Наставнику в голову,
все спешно достают блокноты и записывают.
Четырёхочковый Учитель водит детей по зоопарку.
Медведь в зоопарке параллелен — лесному, объясняет он.
Но за решёткой косолапый печалится о лесе. И, чтобы
позолотить ему железный прут, служители зоопарка
часто заворачивают к медведю поболтать.
Каждый знает, дополняет Учителя Второпришедший,
что надлежит взять с собой в лесной поход. Греби всё подряд!
И странное совпадение! Всё взятое в лесной поход неотличимо
от вещей, взятых в лесной поход.
Зато цирковые медведи, повествует Учитель, соразмерны
велосипедистам и мотоциклистам, но без колёс.
Потому что у них подмели велосипеды и байки, и гонку,
и дороги свободы, продолжает Учителя Второпришедший.
Но при пожарной тревоге эвакуировать цирковых медведей
никто не собирается. Им это может не понравиться.
Проходят времена, симметричные всяким спешащим временам,
и вдруг встречаешь интересную даму: лацканы и манжеты
её запертого на четыре очка плаща пылают леопардовой
охрой, осыпанной чёрными замочными скважинками.
А по соседней улице старикан выгуливает объятую чернотой
и шелестящую сухими мослами карикатурную собачку,
так похожую на кафкианского жука-переростка.
И думаешь: кое-каким деталям, отломившимся от сметенных
объектов, уготовано неразменное бытие.
Юлия Кокошко — родилась в Свердловске (Екатеринбурге). Окончила филологический факультет Уральского государственного университета им. А.М. Горького и Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Член Союза российских писателей. Автор девяти книг прозы и стихов. Премия Андрея Белого за прозу (1997 г), премия П.П. Бажова за прозу (2006 г). Стихи публиковались в журналах «Урал», «Воздух», «Новый Берег», «Плавучий мост», «Носорог», «Флаги» и др. Проза — в журналах «Знамя», «Урал», «Золотой век», «Несовременные записки», «Комментарии».