Дактиль
Анна Голубкова
в последних двух классах
литературу у нас преподавал мужчина
до того я училась в раздолбайском классе «д»
где учителя постоянно менялись
не выдерживая нашей
разболтанной атмосферы
и полностью отсутствующей
дисциплины
а потом перешла в «а»
это был типа привилегированный класс
и литературу там вёл мужчина
был он сухим и невзрачным
пепельно-рыжеватым
носил кличку Рыжий
и был невероятно просто
зубодробительно скучным
если бы литература шла
первым уроком
я бы её прогуливала
но нам никогда не ставили
литературу первым уроком
поэтому я честно
приходила на занятия
и пыталась слушать
монотонный голос учителя
очень монотонный очень
без единой эмоции голос
нагонял на меня сон
тогда я стала читать под партой
книги всегда были по теме урока
если я уже ознакомилась
с изучаемым произведением
то читала другие книги
того же автора
или критические работы о нём
Рыжего это всё страшно бесило
он вызывал меня к доске
но я всегда могла ответить
на его каверзные вопросы
и ещё что-то прибавить от себя
возможно он занижал оценки
за мои сочинения
этого я уже не помню
но в какой-то момент начала
их просто списывать
однажды Рыжий нашёл
стилистическую ошибку в абзаце
один в один перекопированном
из предисловия к основательному
академическому изданию
это меня естественно возмутило
приятели из бывшего «д» класса
брали мои сочинения
и получали за них отличные оценки
у других учителей
открытого конфликта у нас не было
просто мне было скучно
да и ему самому наверное
было скучно и не нужно всё это
все эти дети все эти тетрадки
и прочая школьная ерунда
были ему совершенно не интересны
кто-то сказал что Рыжий пишет
стихи или роман точно не помню
и почему-то очень легко
представить эти стихи
или этот роман
конечно они точно так же
были зубодробительно
просто невыносимо скучными
потом мы окончили школу
и пошли жить своей
взрослой жизнью
через некоторое время
я узнала что Рыжий
спился и умер
(теперь понятно
почему у него никогда
не было первых уроков)
опасная всё-таки эта штука —
русская литература
…
ну что надо снимать погребение
сказал Алексей Алексеевич
мне стало не по себе
это был самый первый
скелет в моей жизни
он лежал на спине в узкой яме
вытянув вдоль того
что когда-то было телом то
что когда-то было руками и ногами
череп чуть повернут вправо
в нижней челюсти
сохранились почти всё
стёртые желтоватые зубы
темнели пятна глазниц
и провалы ноздрей
рот был открыт
казалось скелет чему-то
радостно улыбается
шейные позвонки тонкие ключицы
плоские слегка изогнутые рёбра
широкий поясничный отдел
таз похожий
на раскрывшую крылья бабочку
толстые берцовые кости
сведённые в коленях
особенно трогательно выглядели
почти невесомые фаланги пальцев
ну вот давай смотри
Алексей Алексеевич взял нож
который мы использовали при зачистке
сунул под позвоночник
и резко дёрнул
раздался жёсткий сухой щелчок
кости немного сдвинулись
Алексей Алексеевич нагнулся
вынул один позвонок
и бросил на лист бумаги
а дальше давай сама
сказал он и пошёл
в сторону камеральной палатки
на ощупь фаланги пальцев
были пористыми и шершавыми
рёбра лёгкими и гладкими
берцовые кости тяжёлыми и прохладными
это был самый первый
скелет в моей жизни
потом я работала
на расчистке многих погребений
научилась делать
это быстро и качественно
но никогда не забуду
этот самый первый скелет
и этот сухой треск
сломавшегося позвоночника
5 июня 1997 года
я села в автобус Тверь — Москва
при мне была одна небольшая
жёлтая сумка
со сменой белья и костюмом
для собеседований
у меня тогда было
очень мало вещей
а денег и вовсе не было
ведь в Твери не было работы
а если работа была
за неё не платили зарплату
я была самым обыкновенным
экономическим эмигрантом
нужно было выживать
о том чтобы найти себе
дело по душе и речи не шло
но выживать без зарплаты
у меня почему-то не получалось
и вот я села в автобус
и отправилась в Москву
чтобы найти работу
за которую будут платить
мне было жалко уезжать
я всегда любила
свой родной город
и наверное могла бы
сделать его лучше
ведь если все уедут
кто останется
кто будет работать
писать рисовать
рассказывать сказки
мечтать и помнить
но так вышло
что в этом городе
не было для меня места
для меня не было работы
для меня не было пространства
я была лишней ненужной
и в чём-то наверное
даже избыточной
можно было остаться
и умереть
а можно было уехать
и я уехала
25 лет назад
5 июня 1997 года
— никто не выдержит
иголок под ногтями
и сразу всё расскажет
сказала мне
девочка одноклассница
нам было лет одиннадцать
мы читали книжки
о пионерах-героях
Марат Казей, Валя Котик
Зина Портнова
молчали на допросах
ничего не говорили
своим мучителям
— мне сказала мама
продолжала девочка
иголки под ногтями
это ужасно больно
её мать работала
парикмахером
и была депутатом
местного совета
наверное партийной
по крайней мере
у них дома стояло
собрание сочинений
В. И. Ленина
так что замечание
про ногти и иголки
было с её стороны
своего рода
диссидентством
моя одноклассница
была похожа на куклу
в свои одиннадцать лет она была
всегда хорошо одета
и отлично причёсана
она рано начала гулять
бродила по улицам
с компанией подростков
пару раз я ходила с ними
и мне было очень скучно
книжки были интереснее
в 90-е её мать стала
работать на себя
и неплохо зарабатывала
отец был рабочим
на экскаваторном заводе
он остался без работы
спился и умер
бывшая девочка-кукла
сидела на героине
организовала ограбление
собственной квартиры
попала в тюрьму
заболела там
туберкулёзом
потом её выпустили
она вышла замуж
забеременела
но ребёнок умер
прямо у неё в животе
впрочем кончилось
всё хорошо
она вылечилась
одну за другой
родила двух девочек
и почему-то когда я
видела во дворе
её хорошо одетую мать
с розовенькими внучками
то всегда думала
про эти чёртовы иголки
и невозможность
вытерпеть
невыносимую боль
Анна Голубкова — поэтесса, критик, редактор. Родилась в 1973 году в Твери, окончила исторический факультет Тверского государственного университета (1995) и филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (2002). Кандидат филологических наук. Публиковалась в журналах «Новый мир», «Знамя», «Новое литературное обозрение», «Октябрь», «Цирк “Олимп”+TV», «Воздух», «Волга», «Контекст», «Парадигма», «Крещатик», Homo Legens, TextOnly, «Ф письмо», на портале «Полутона» и др. Автор нескольких книг стихов и прозы, а также монографии «Литературная критика В. В. Розанова: опыт системного анализа» (2013). Основатель и соредактор альманаха «Артикуляция». С 1997 года живёт в Москве.