Юрий Серебрянский

332

О литературной критике

Юрий Серебрянский отвечает на вопросы о литературной критике


Насколько для вас как для автора важно наличие критических статей о ваших произведениях?

Важные моменты легитимации текста — критика и премиальный процесс. Две взаимосвязанные вещи, обе очень актуальны для Казахстана, так как без предварительного корпуса критических текстов о произведении становится непрозрачным процесс премиальный.

Были ли отдельные рецензии на ваши произведения, которые на вас повлияли или произвели большое впечатление?

Большое впечатление произвел анализ моих текстов, проведенный в нескольких монографиях славистами, а еще вспоминается скан экзаменационного билета с вопросом №2 — «Проблемы идентичности в творчестве Ю. Серебрянского», хотя к слову «творчество» у меня прививка, сделанная С.И. Чуприниным.

Кого из литературных критиков, в том числе зарубежных, вообще вы читаете (если читаете)?

Читаю разделы критики, на ум сейчас приходят имена Евгения Абдуллаева, Евгения Ермолина, Дмитрия Кузьмина, Андрея Полякова, Валерии Пустовой, Андрея Рудалева, Ольги Балла, Юлии Подлубновой, Тима Паркса, Алексея Алехина, Евгения Никитина, Галины Юзефович...

Как литературный критик может помочь (или навредить) автору?

В нормально действующей системе см. ответ 1.

Справедливо ли утверждение о том, что в Казахстане нет литературной критики?

Воздержусь.

Какой должна быть главная задача литературной критики в Казахстане (в чем ее специфика)?

Осмысление литературы периода независимости и связи с советской литературой, установка связей между казахской и русскоязычной литературами.

Связан ли кризис критики с размером казахстанского книжного рынка?

Нет. Критика, о которой я говорил в ответе на первый вопрос, никак не влияет на «книжный рынок», на мой взгляд. Потребуется вырастить фигуру критика, способного повлиять на продажи книги, на что уйдет не один год.

Представляют ли книжные блогеры на ютьюбе, в инстаграме, телеграме — замену традиционной литературной критике?

Кажется, это выделено в особый жанр — литературные рецензии. Формат социальной сети несовместим с форматом серьезной критической статьи. Но электронный литературный журнал подразумевает и продвижение статьи в соцсетях.

Какие есть механизмы легитимации литературного критика? Кто имеет право называть себя критиком?

Легитимным критиком может выступить как профессиональный критик-редактор, так и авторитетный автор, готовый тратить на это время.

Должен ли сам автор заниматься критикой, рефлексировать над литературным процессом, произведениями своих коллег, социальной ролью литературы и т.д.?

Конечно. Но, мне кажется, не всегда это должно происходить в публичном поле. Для этого существуют литературные семинары и пивные заведения.

Юрий Серебрянский

Юрий Серебрянский — родился в Алма-Ате в 1975 году. Окончил Казахский национальный университет имени Аль-Фараби по специальности химик-эколог. Изучает культурологию в Варминско-Мазурском университете города Ольштын, Польша. Публиковался в литературных журналах «Простор», «Книголюб», «Дружба народов», «Знамя», «Новый мир», «Воздух», «День и ночь», «Новая юность», «Пролог», «Юность», Iowa Magazine, Barzakh, «Новая реальность», «Лиterraтура», Promegalit и др. Участвовал в форумах молодых писателей в Липках, лауреат «Русской премии» в номинации «малая проза» в 2010 году и в 2014 году. Участник международной писательской резиденции IWP 2017 в США, проза переведена на казахский, английский, польский, китайский, французский, испанский, арабский, немецкий языки. Редактор журнала польской диаспоры в Казахстане Ałmatyński Kurier Polonijny. Работал главным редактором Esquire Kazakhstan. Участник Казахского Пен-клуба. Редактор отдела прозы журнала Лиterraтура.

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon