Дактиль
Олеся Мамоник
I.
по обеим сторонам от дороги тянется борщевик. в ботаническом справочнике есть пометка, что назвали его так из-за толстого (полого, впрочем) стебля, рассказывающего истории о силе и отваге: heracleum как род движения к забытым корням, несложная память тела.
сегодня его огромные соцветия, прежде и в самом деле чем-то напоминавшие щит античного героя, так уязвимы на коричневом, почти истлевшем стволе. от соцветий исходит слабое свечение.
ну и где же теперь, скажи, твои волшебные помощники? в какой сказке оставил ты свою любовь?
II.
этот город меня завораживает, я не могу в нем (подставь свое). здесь даже русалки совсем другие, не как у гоголя.
этот город учит меня самому простому: сначала сделай, потом назови.
III.
в разломе плит на фонтанке шестой день прячется кот и, кажется, не хочет, чтобы его спасали.
на моховой улице воскресным утром горит дом.
I.
диалоги на траве:
— ты горишь огнем.
— антоновым?
II.
признаки времени: экскурсии к табличкам последнего адреса, сорванным накануне на улице рубинштейна. памятник отсутствия, его сизая избыточность.
у кондуктора лазурного автобуса слишком оптимистичный, густой голос.
III.
возле террасы пятизвездочного отеля indigo на улице чайковского остановился передохнуть мужчина в зеленой форме в крапинку. оранжевое лицо его растерянно, туманно; взгляд блуждает.
рядом скачет серая ворона об одной ноге, сообщая этой картине пошлость — следствие ненужной прямоты. кажется, что ворона вот-вот запрыгнет прямо в строку, — похоже, хочет быть замеченной. пропускаешь ее, думая о тексте и свидетельстве, о других условностях мира.
о том, как когда-то древние народы утратили дигамму — так теперь ты теряешь покой, убываешь.
I.
огромные воздушные шары украшают университет путей сообщения в преддверии дня знаний. глядя на них, вспоминаешь, что когда-то первого сентября в школах проводили уроки мира, — как не хватает теперь этих уроков.
на ступенях парадной лестницы сидят рабочие и громко ругаются, распутывая колтуны из проводов: скоро по ним пустят электричество, чтобы передать первокурсникам ощущение праздника.
на портике университета слоями нарастает мох.
II.
что утешает в трудные времена: поэтический вечер в поддержку благотворительных инициатив и наклейка с котом на телефоне игоря булатовского, его стихотворения;
забота о растениях: положить семечко папоротника в землю и наблюдать, как росток то появляется, то пропадает, как будто не может определиться, жить ему или умирать, — или просто напоминает о том, что это, в сущности, одно и то же.
III.
на витую изгородь слетел городской пестрый голубь — и тоски больше нет.
I.
записки мелом на асфальте: осторожно, жизнь — зона повышенной опасности. мир, полный условных наклонений, склонений, перевернутых означаемых: назвать по имени здесь значит не спасти, а символически расколдовать, лишить тайны.
но тайна остается, как остается скроллить новостную ленту, писать письма и смотреть в окно голодное / в черноту тоннелей впрок, / чтобы времечко холодное / завязалось в узелок
память о легкокрылой голубке, тяжелый дневной сон.
II.
по лощеной поверхности финского залива – в заводи, где вода еще сохраняет тепло – невесомо ступают водомерки. наблюдение за ними немного скрадывает тревогу — или святость всего малого, легчайшего.
на берегу девочка лет шести перебирает руками сухой, подробный песок, потом ложится на спину и расправляет руки, будто крылья.
— правда, я похожа на ангелочка?
в ответ легкий сентябрьский ветер теряется в ее волосах.
люди медленно входят в открытую воду по пояс, по грудь, малыми силами продлевают теплый день, погружаются в него с головой, чтобы запомнить.
скоро настанет вечер, опустеет ласковый берег.
говорят, у андрогинов тоже бывает осень, — этим себя утешь.
III.
одинокое утро и строки, пугающие меня больше всего:
я предам тебя в сердце твоем / ты забудешь меня
I.
на перекрестке в центральной части города немолодая женщина — наверное, бездомная или юродивая — распутывает клубки шерстяных нитей и вяжет что-то крючком. она делает это всегда, в любой природный сезон, как древнегреческая мойра. часто ее можно встретить в продуктовом магазине, на улице, у воды.
пока не выпал снег, она ходит в потертых резиновых шлепанцах на босу ногу, и ее грубые, изрезанные трещинами ступни будут сниться мне во вторник, в среду, в субботу.
клото, лахесис, атропос — боже мой, что же ты наплела?
II.
в михайловском саду цветет безвременник. каждый год ждешь этого с трепетом, с нежностью, боишься упустить.
чтобы расцвести, это хрупкое растение с осени сохраняет завязь, тихо пережидает под землей зиму, а весной в предчувствии красоты умирает, чтобы после возродиться и на короткое время укрыть холодную землю легким лиловым туманом.
неудивительно, что растение ядовитое, замечает случайный прохожий.
как густо рассыпан безвременник этой осенью — и как это понятно.
III.
в этом сентябре призракам все равно, к кому приходить — или жить боязливо, дрейфовать по городу, вместе с детьми учиться отличать реальность от фантазии.
с неизбежностью ошибаться, прятать глаза от мира — смотреть на мир одним только глазом — а потом вдруг — во все глаза.
Олеся Мамоник родилась в 1999 году в селе Павы Псковской области. Окончила философский факультет СПбГУ, живёт в Санкт-Петербурге. Выпускница БФ «Новый учитель». Занимается преподаванием литературы в частной школе, с 2024 года организует литературную мастерскую в образовательном проекте «Летняя школа».