Мария Вильковиская

38

некая осень

Предуведомление авторки: сии ламентации снабжены некими ссылками на звуковые облака как самой авторки, так и упомянутых здесь невоображаемых диджейн. Ссылки могут служить как саундтреком к прочтению сего опуса, так и просто годятся для лучшего понимания сложного то ли контекста, то ли состояния, чего или чьего — мы опускаем. Авторка наделяет своих воображаемых читатель_ниц некой идеальной для неё самой агентностью и возможностью самим оценивать как смиксованных в одном флаконе Окуджаву с Джо Дассеном и прочими бардами, так и более сложные аллюзии, вызванные микшированием Бабы Зулы с Гейдалией Тазартесом. Вперёд! Поезд не ждёт!

 

поездная das Lamento в никуда

 

                                         «это я сыграл завтра» Хулио-тыпоёшь-Кортасар

откатываемся до заводских настроек

никак не докатываемся

вместо этого

открылся крантик слёз и не закрыть

что ж будем плакать весь поезд 

тем более что никто не видит

 

прошлое тоже будто бы откатилось

непонятно куда

то ли неизмеримо дальше

то ли непоправимо ближе

ясность одна из форм тумана

и времени нет на понимание

поезд почти ушёл

 

что это

ля или ми?

куда нажимать?

выше?

ниже?

и почему гобой?

я понимаю что традиции

но может не будем ориентироваться на самый фальшивый инструмент оркестра?

нет?

 

немножко неудобно

но ничего

вам не жмёт?

мне норм

 

чей это прибор?

а он измерительный?

и если да то по какой шкале?

опять об Броцкаго

опять об Гейгера

 

так

 

чей это знак?

 

(±§^попытки найти #)

 

вы же все это слышите или это волна

что вибрирует лишь для меня?

нет у меня ничего абсолютного

было да утрачено

 

никто не видит этого?

да что с вами разуйте глаза!

красные флаги развесила осень

клёны это или те демаркационные линии

за которые не стоит забегать раньше времени

 

снова танцы

макабр?

макабр прямо в той церкви где оба Лютера причитали

просто в разное время

(господи просто зашли посидеть на скамье

а тут у них выставка

чо за мода?)

 

у Лютера тапочек прохудился

это ли бронза состарилась

или архитектор был гением?

нет

нам же некогда

пляшем дальше

как бы сказала Асель Кенжетаева

всем шампанского!

 

танец с волками?

я люблю но сейчас нужно выбрать

то ли выть с композитором

то ли самой асинхронно

к тому же луна убывает

но суеверия мы же тоже 

пробовали разъебать

ну вот

мы здесь

тяжело

 

а вот это?

эта мысль вписалась в нашу негласную установленную

максимально расширенную норму?

или стоит уже начинать бояться?

 

алло

прачечная

как у вас со свободной бригадой?

в низком ли старте она или это мне низковато?

а на тон вверх не странспонируешь

во-первых

из ля до си(х)

из минора придётся сразу мажор фигануть

и разница в пять диезов пусть даже в запасе квадрат

я так уже не умею

слишком короткая дистанция

что значит вы не понимаете?

Колтрейн?

а я?

почему я должна?

 

ну и ладно

 

заводские настройки тоже

какие-то испорченные

всё не так как раньше

 

сопоставляешь своё состояние

с движением поезда в тоннеле

где же ты?

только другие видят где ты

близкие другие

неблизкие не видят ничего

такая жизнь

все интересуются в основном собой

узкими вещами

я тоже всё ещё помню лишь собственную Машу (мамашу?)

ах это имя…

 

давайте вы просто все поставите мне свои диагнозы

а я улыбнусь вам ненароком

но извиняться не буду

 

ах ты лаканист?

тогда на хуй иди

стоп 

не так буквально

ты лаканист или где?

это моя сучка и сосать ей

можно только с моего разрешения

что значит твой поезд в одиннадцать?

что значит социолог?

где мой поезд? опять в шесть утра?

да что ж такое опять об Пушкина

ладно π-здуй

 

пассивная агрессия

дурной вайб

да я и с собой так разговариваюна

иннахуй

так у тебя сложный контекст и ты не поймёшь

 

хорошо

 

границы

 

где же опять мои границы в конце-то концов?

 

торжественный самоповтор

 

неверэгенпис

не волнуйтесь

это я не вам

 

где же мой переводчик-волонтёр?

 

ах вот же он

ты ли это?

хочешь перевести меня прямо сейчас на все языки?

что значит мёртвые недоступны?

в общем лучше не надо

 

просто смотри

 

я всё ещё здесь

 

 

чемодан-вокзал-космос

собираешь чемодан чтобы сказать нет

не в этот раз

я так больше не могу

 

собираешь чемодан чтобы сказать

люблю трамвай куплю

но в этот раз скорую вызываешь не ты

 

собираешь чемодан и думаешь

ну тюрьма это ещё не тюрьма

не казахская в конце концов тюрьма

не серая красная зона

где сидит Жыланбаев

бегущий сквозь все мировые пустыни

даже его

ничего не уберегло

даже книга рекордов Гиннесса

 

снова тюрьма чемодана

 

выучит там хинди или ещё чего

думаешь ну а что вот Никол Пашинян

думаешь Сервантес

чортичо опять думаешь собирая не свой чемодан

 

спрашиваешь а где же мой чемодан

он такой же только розовый

на скидках

покажите

 

собираешь чемодан чтобы сказать да

я горжусь нами

но уже не твой голос

говорит это внутри

 

собираешь чемодан

и немножко как баран

(завис и пялишься

где тут мои новые ворота?)

собираешь чемодан

чтоб уйти в туман

 

вот Асель снова скажет внутри

пейте водичку Машенька пейте водичку

думаешь почему Асель?

может просто потому что никто не говорит тебе больше Машенька

eichhörnchen kaninchen einbishenochek на дорожку

 

то ль принять чего-то на грудь

на дорожку привычным способом

толь разъебать очередную систему

ценностей ли красоты ли общения

то ли потрахать тебя как раньше

то ли другая будет

то ли та же

не знаю порой

 

собираешь чемодан чтобы подумать

об уменьшительно-ласкательном хуеносце

о неудавшейся попытке нежности

о том что пора пересмотреть детскую кличку

«железная леди»

что они вообще имели в виду

все твои многочисленные еврейские татарские и даже порой

малорусские родственники?

 

что это за сталь такая

дамасская

нет

ничего не гнётся

что же сталь такая

хрупенькая ой всё

 

вот ё нашла на новой клаве

вот наклеили всё

вот навешала ярлыки новые

ёмаё

вотворогикакиятовновь оказались более сензетив чем друзья

 

собираешь чемодан чтобы вновь вспомнить

катарсис со всеми возможными ударениями

(спасибо что не плетьми)

и заплакать словами короля всея паэзьи русскай

в тот год когда мы никогда не жили ни на какой Земле

в тот год когда друзья купили землю в Грузии

в тот год когда закончились все войны

опять об Трампа что ли?

в тот год когда Юнна Мориц?

в тот год когда Фаина не к ночи помянутая Ионтелевна

(почему они кстати

до сих пор на неё дрочат

ну ипанулась так ипанулась простите за мой нерусский)

 

Трамп чемодан и какой-то лагерь

хорошо если квирь-феминистский

(ну и что что местный музей по имени квирь

всё ещё лозунг имеет

политика ли квирь?)

так и хочется порой

их уууукритикнуть (вскрикнуть)

но тебя ж научили что критика должна быть только положительной

этих нежных белых фиялок

с мужской гендерной социализацией

не поставить на место

как с гуся с них война

как с гуся с них открытая дискуссия

как с гуся с них где тут мой Микеланджело Пистолетто?

 

вы повторяетесь Машенька

пейте водичку

пейте кефир чифирь или что у нас там на столе?

 

сложно бросить всё сразу и вот

снова остались мы со своим чемоданом

снова вокзал какой-то

Грац ли Прессбаум

снова стоишь одиноко со своей армянской на этот раз

сигаретой

думаешь ничего

скоро сама хАратюнян переведет меня на армянский

вот твоя нужная Зара

шах и мат правда у всех до сих пор прорусский

 

чо искали братан

да я вижу что ты сестра

 

вон и бусинки глаз

ты ж моя кошь

ты ж мой печаль

ты ж моё одиночество в степи

 

спи

 

дом дур какой-то

 

вот и дом может и не полетел

но снова всплыл откуда-то на поверхность

так называемой реальности

из ила какого-то

из некой тины

паутины дел и ощущений

корней этих чёртовых

воздушных монстеровых

корешков этих забытых шалфейных

(феи старушки вот материализовались из воздуха)

на поиски их и дня не жаль

для увлажнения связей голоса

что постоянно ускользает в самых важных местах

для связок голосов этих внешних

что постоянно восстанавливаются где-то внутри

в нутре?

в Natur’e?

 

скажите «А»

не видно!

теперь «Б»

не слышно!

 

думала разнесла его

дом этот конструкт-тивисткий

домик этот барочно-порочный

арочки своды свободы от-себя-тина

(снова тина эта поверхностная)

а он тут как тут

не то чтоб не утонул

но всплыл получается

 

bis

répéter

как этого избегать?

сбегать?

 

дом непотопляемый

дом неисчерпаемый

колодец волшебницы

домик твой заветный

летающий

балансирующий на своей курноге

где-то как раз на той высоте

с которой навернуться не смертельно

просто поболит немножко да отпустит

отступит пройдёт попустит 

кажимостью своей

 

вот и снова дом

кот растения упражнения

отражения тени

где уют соседствует с новым утюгом а ты

не можешь противиться

не можешь не привязываться

снова играешь в дом

вместе с котом

всем на свете нужен дом

даже даже даже даже индюшатам

 

(тут врывается из детства

лишь зелёная карееееета

поросята и утята

спят спят 

и подушки новые кстати

и жалко себя некстати

и слезы зачем-то обо всём сразу

 

мама

 

папа

 

кот кстати в домике храпит громче всех остальных обитателей)

 

домик мой!

где heart где Барт(д)

(непонятно который из но он тут)

где Herz где Kerze

где Kern где Schätze

где hurts (don't tell me how)

 

не бойся это всё равно совершенно невозможно

ни вербализировать

ни транслитерировать

только вокализировать остаётся

главное соблюдать режим тишины

кип как говорится калм и контрол йо гистерика

божечки я уже все знаки отыскала кроме звёздочки

где чорт подери закрывающая скобка?()

(первая немецкая клава в жизни

как же бесит)

 

домик скорее чем дом конечно

би флат последний этаж без лифта

где можно найти проигрыватель на лестничной клетке

чтобы пластинка черней

чтоб доиграть невозможно

сочетание пенья дроздов и бомбёжек

греческих песен и разухабистных танцев венгерских

(снова смешалось всё в этом непонятном королевстве)

чтобы избыточно лишь для тебя

а прочим неясно

 

ну что же 

сразу

чуть что

дом да дом?

 

 

дождило дожили

 

думаешь дождь

всё же ноябрь

гомофобный дождь

боящийся Мамдани

антисоветский дождь

какой-то незаметно но неуклонно

правеющий дождь

(катрикадзеиностранныхдел)

внезапно выдаёт Жанару

мою президентку

и радуешься словно дождю

то ли кантата кантара и туман

то ли просто летний дождь

и смешные приколы Фишмана

(главный рыбак далеко не чудак

чего порой конечно не скажешь о коллегах)

даже их фантастических тварей

смотришь бессознательно

потом поёшь весь день про себя

«на ковреее из жопы глиииистик»

Руфь говорит думала Розенблюм того-сь

умр

ан нет жив курилка скотинка

баум баум баум

 

вот Жанар и на бибиси

что же ещё попросить

у своей дорогой Ланиакеи?

забери нашу мебель

забери нашу синофобию

забери пожалуйста

главного собирателя земель нерусских

главного деколониального гения всех бремён племён и народов

 

так так так

 

вот вот вот

 

в общем это не самоповтор товарищи комарады

это поэма с гордым названием

«поэзия после войны»

это фаел который факел

кто-то заинтересован комрадищи?

а нет вы ж по своим угораете

по пост пост пост 

попёр

по ист ист ист

ковёр

(это я не снова не вам!)

а и нет у вас ист никакого

еast is a delicate thing

сами спели сами развесили

сами сняли сами монтируем нечто

в тишине чужеродных

наполненных светом искусственным

но не безобразным отнюдь

комнат несвоих

 

чувствуешь как свежо?

как раз скоро

повеет вновь весною

и что-то встрепещет и трепыхнётся в нас

несмотря на туман войны

(прелые листья кстати

все отправлены

на свалку и в биомюль)

 

вот и снова ноябрь

что длится тут обычно до февраля

с редкими вкраплениями

то снега то сумасшедшей весны

с цветением сакуры помимо всего остального

думала ли что будешь спорадически скучать

по снежку? по слякоти алматинской?

да ни в жисть

что снова кажется то слишком большой

то скукоживается до сезонных границ

выставленных навсегда то телом то делом

 

(прости но неострых периодов уже не предвидится

придётся и дальше приглядывать друг за другом

зато хроники как правило дольше живут

примем же это как данность)

 

что сказать-то ещё

раз опять понесло?

что откуда сказать

раз себе разрешила

тихую радость 

тихий рассвет встречаешь

что сказать-то в преддверии

сезонных работ и забот

что сказать-то

что же сказать?

 

дождь ли снег любое практически

надо благодарно принимать

и сверкать

и сиять

то ли штангенциркулем железным

очерчивая новое своё один-

ночество

или отчество своё

 

всё так смешалось в этих 

адобе аудишенах немодных

столько окон открыто столько дорог на экране

в облаках этих чуждых своих внезападных странных

что только дождь шумит за окнами

только сон

только рассвет…

Мария Вильковиская

Мария Вильковиская — художница, кураторка, поэтесса. Родилась в Алматы. Окончила алматинскую государственную консерваторию им. Курмангазы, литературную школу «Мусагет» (2008). С 2011 года курирует выставки и образовательные проекты в области современного искусства. С 2013 г. совместно с Руфью Дженрбековой сотрудничает с воображаемой институцией под названием Креольски культурный центр. Среди проектов — феминистские выставки «Второй пол» (2013), «Женское Дело» (2013), Летняя школа современного искусства (2013), квир-феминистский поэтический сборник «Ышшо Одна» (2016), сборник квир-поэзии «Под одной обложкой» (2018). Участница первого алматинского слэма, поэтических фестивалей «Полифония» и «Созыв». Публиковалась в изданиях Греза (2021), F-письмо на Syg.ma, 2020. Артикуляция 2019 , Literratura, «Воздух», «Новый Мир», «TextOnly», «Аполлинарий», «Знаки», газете «Ышшо Одын», «Мегалит». Книга стихотворений «Именно с этого места» (Алматы, 2014), книга стихотворений «Некоторые отрывочные сведения» (издательство Кабинетный ученый, 2022). Живёт и работает в Алматы и Вене.

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon