Иван Полторацкий

121

Театральный сезон

*

Театру ARTиШОК



Раскладывать камни

Раскрашивать тень коня

Открывать театральный сезон

 

 

*

Кинотеатру «Целинный»



в небе над городом

открылся

кинотеатр

цепелинный

 

на большом led-экране

на следующей неделе:

унесённые камни

бестелесные лестницы

оркестровые острова

 

легковесные конструкции

удерживают время и землю

он уже падал несколько раз

однако вот снова открылся

 

 

*

Денни Деннису

 

клоун попросил меня

рассказать о любви

языком клоуна

говорило небо

и солнце красное

словно нос

дрожало перед глазами

 

господи ответил я

даже если это не ты

говоришь со мной

я всё равно не могу

удержать улыбку

предназначенную

только тебе

и если двое

не прячут слёзы

это и есть любовь

 

клоун пристально

посмотрел мне в глаза

и резко задёрнул

занавес

 

 

*

Ансамблю старинной музыки Ars Alma



август —

лютня июльской ночи

в партитуре для сентября

гриф расширен и укорочен

сорок струн по четыре в ряд

 

звук прозрачен луна в миноре

лютня летняя ночь чакон

в завершении выйти в море

и открыть навсегда балкон

 

 

*

Селине и Тэо

 

что общего между улиткой и спичкой?

/

вспыхивающая гора

~

промедление смерти

 /

теорема подобия

~

поджигая спичку

перехватываешь её за обугленный кончик

чтобы сгорела полностью

/

Bertia cambojiensis 

~гигантская улитка~

считавшаяся вымершей множество лет назад

нашлась во вьетнамских джунглях

~

художник показывает мясорубку

набитую длинными спичками

и спрашивает: /слышишь ли шелест и шорох/

/

в игре под названием жица

нужно выкладывать на доску

любые предметы

в произвольном

[но единственно верном]

порядке:

пёрышки камешки стёклышки

улитка заползает в пустую раковину

потом покидает пределы искусства

~

девушка с татуировкой улитки

повторяющей контуры уха

просит ещё огня

/

тоненькая как спичка

Мария Лазич*

бежит к балкону

~

улитка в спичечном коробке

слово вспыхнувшее в руке

 

*

возлюбленная Фета

уронила зажжённую спичку

и выбежала на балкон

в газовом платье.

Ветер мгновенно

превратил её в факел.

 

Позже Фет в одном из писем признался Борисову:

«Ты говоришь о каком-то "дождался" — я, брат, ждал, ждал — и теперь не жду, чего ждал. Я ждал женщины, которая поймёт меня — и дождался её. Она, сгорая, кричала: "Au nom du del sauvez les lettres!" — и умерла со словами: он не виноват, — а я. После этого говорить не стоит».

 


*

Петроглифам Тамгалы



сексуальные игры камней

 

камень испытывает желание

коснуться другого камня

время за ним отсутствует

только температура и тяжесть

 

1

камень на вершине горы

не выдерживает собственной тяжести

и летит с немыслимой скоростью

в объятия камня в долине

 

2

обнажённый камень на солнце

раскаляется постепенно

раскалываясь от нежности

ровно посередине

 

3

камень в быстрой реке

подпрыгивает на порогах

сжимается от удовольствия

издаёт поющие звуки

 

4

камень в твоей руке

ищет губы внутри себя

чтобы коснуться линий

нагревающейся ладони

 

5

камень в древней степи

отдаётся ритму другого камня

утром он обнаружит

петроглифы на спине

 

 

Талгарскому ущелью

 

яблоко — точка отсчёта

для долгой прогулки

по горному склону

возле первых деревьев

этого мира

когда ещё не придумано

ни птиц

ни животных

только ветер

прохладный

и реки

не знающие покоя

 

яблоко — центр мира

в котором мы ходим рядом

не касаясь друг друга

потому что свет

золотой

превосходный

делает всё за нас:

смотрит в сердце

целует запястья

затихает от нежности

на холмах

и вершинах

 

яблоко — невыразимое

слово

занятое у яблони

на время жизни

не знающей времени

яблоко между нами

потому что рай

гораздо ближе

чем кажется

когда ты

хочешь сказать:

внутри

 

 

Моему двору

 

во дворе

отделённом от внешнего мира

тонкой плёнкой реальности

все деревья живые

 

входя в него

ничего не почувствуешь —

плёнка реальности неощутима

только воздух как будто становится чище

 

двор поднимается в гору

во дворе обитают люди

ничего не знающие про плёнку реальности

люди нижней и люди верхней части двора

 

люди ходят и перекликаются

паркуют свои колесницы

сквозь верхнюю плёнку реальности видно

три-четыре этажа зелёных ветвей

 

выходя из двора

не оглядывайся

смотри как возле дороги выстроились

обречённые тополя

 

плёнка реальности исчезает

её никогда и не было

но старый дворник всегда начинает работу

с вечера воскресенья

 

 

Фестивалю «Полифония» и «Профсоюзу»

 

монеты сюжетов

сюжеты монет

товарищ манжетов

выходит на свет

зовут его слава

в народе славян

два ангела справа

с носами армян

в кармане нагрудном

сто тысяч тенге

добытые в трудном

сраженьи түнге

носки его туфель

ушли за фронтир

он сам себе суфий

и сам транспортир

во тьме профсоюза

в табачном дыму

он держит три жуза

и рынок в крыму

врагов он вращает

свободной рукой

что обещает

увечный покой

и ходят ковбои

гипофисных юрт

в аду головой и

ногами в раю

и плачут ракшасы

и бесы скулят

на пушкинштрассе

стоит спецотряд

дежурный арджуна

художник и вор

безмолвно дрожу на

ладони его

где смерть бумерангом

убита была

таксующий ангел

развозит тела

 

в небе над бао

голкипер летит

куда он куда он

— за мынжылки

Иван Полторацкий

Иван Полторацкий — поэт, филолог, преподаватель. выпускник ОФ «Мусагет» (2006). Ведущий семинаров поэзии и поэтической прозы в Открытой литературной школе Алматы. Автор нескольких поэтических и прозаических книг. Живёт в Алматы.

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon