Дактиль
Иван Полторацкий
Театру ARTиШОК
Раскладывать камни
Раскрашивать тень коня
Открывать театральный сезон
Кинотеатру «Целинный»
в небе над городом
открылся
кинотеатр
цепелинный
на большом led-экране
на следующей неделе:
унесённые камни
бестелесные лестницы
оркестровые острова
легковесные конструкции
удерживают время и землю
он уже падал несколько раз
однако вот снова открылся
Денни Деннису
клоун попросил меня
рассказать о любви
языком клоуна
говорило небо
и солнце красное
словно нос
дрожало перед глазами
господи ответил я
даже если это не ты
говоришь со мной
я всё равно не могу
удержать улыбку
предназначенную
только тебе
и если двое
не прячут слёзы
это и есть любовь
клоун пристально
посмотрел мне в глаза
и резко задёрнул
занавес
Ансамблю старинной музыки Ars Alma
август —
лютня июльской ночи
в партитуре для сентября
гриф расширен и укорочен
сорок струн по четыре в ряд
звук прозрачен луна в миноре
лютня летняя ночь чакон
в завершении выйти в море
и открыть навсегда балкон
Селине и Тэо
что общего между улиткой и спичкой?
/
вспыхивающая гора
~
промедление смерти
/
теорема подобия
~
поджигая спичку
перехватываешь её за обугленный кончик
чтобы сгорела полностью
/
Bertia cambojiensis
~гигантская улитка~
считавшаяся вымершей множество лет назад
нашлась во вьетнамских джунглях
~
художник показывает мясорубку
набитую длинными спичками
и спрашивает: /слышишь ли шелест и шорох/
/
в игре под названием жица
нужно выкладывать на доску
любые предметы
в произвольном
[но единственно верном]
порядке:
пёрышки камешки стёклышки
улитка заползает в пустую раковину
потом покидает пределы искусства
~
девушка с татуировкой улитки
повторяющей контуры уха
просит ещё огня
/
тоненькая как спичка
Мария Лазич*
бежит к балкону
~
улитка в спичечном коробке
слово вспыхнувшее в руке
*
возлюбленная Фета
уронила зажжённую спичку
и выбежала на балкон
в газовом платье.
Ветер мгновенно
превратил её в факел.
Позже Фет в одном из писем признался Борисову:
«Ты говоришь о каком-то "дождался" — я, брат, ждал, ждал — и теперь не жду, чего ждал. Я ждал женщины, которая поймёт меня — и дождался её. Она, сгорая, кричала: "Au nom du del sauvez les lettres!" — и умерла со словами: он не виноват, — а я. После этого говорить не стоит».
Петроглифам Тамгалы
камень испытывает желание
коснуться другого камня
время за ним отсутствует
только температура и тяжесть
1
камень на вершине горы
не выдерживает собственной тяжести
и летит с немыслимой скоростью
в объятия камня в долине
2
обнажённый камень на солнце
раскаляется постепенно
раскалываясь от нежности
ровно посередине
3
камень в быстрой реке
подпрыгивает на порогах
сжимается от удовольствия
издаёт поющие звуки
4
камень в твоей руке
ищет губы внутри себя
чтобы коснуться линий
нагревающейся ладони
5
камень в древней степи
отдаётся ритму другого камня
утром он обнаружит
петроглифы на спине
Талгарскому ущелью
яблоко — точка отсчёта
для долгой прогулки
по горному склону
возле первых деревьев
этого мира
когда ещё не придумано
ни птиц
ни животных
только ветер
прохладный
и реки
не знающие покоя
яблоко — центр мира
в котором мы ходим рядом
не касаясь друг друга
потому что свет
золотой
превосходный
делает всё за нас:
смотрит в сердце
целует запястья
затихает от нежности
на холмах
и вершинах
яблоко — невыразимое
слово
занятое у яблони
на время жизни
не знающей времени
яблоко между нами
потому что рай
гораздо ближе
чем кажется
когда ты
хочешь сказать:
внутри
Моему двору
во дворе
отделённом от внешнего мира
тонкой плёнкой реальности
все деревья живые
входя в него
ничего не почувствуешь —
плёнка реальности неощутима
только воздух как будто становится чище
двор поднимается в гору
во дворе обитают люди
ничего не знающие про плёнку реальности
люди нижней и люди верхней части двора
люди ходят и перекликаются
паркуют свои колесницы
сквозь верхнюю плёнку реальности видно
три-четыре этажа зелёных ветвей
выходя из двора
не оглядывайся
смотри как возле дороги выстроились
обречённые тополя
плёнка реальности исчезает
её никогда и не было
но старый дворник всегда начинает работу
с вечера воскресенья
Фестивалю «Полифония» и «Профсоюзу»
монеты сюжетов
сюжеты монет
товарищ манжетов
выходит на свет
зовут его слава
в народе славян
два ангела справа
с носами армян
в кармане нагрудном
сто тысяч тенге
добытые в трудном
сраженьи түнге
носки его туфель
ушли за фронтир
он сам себе суфий
и сам транспортир
во тьме профсоюза
в табачном дыму
он держит три жуза
и рынок в крыму
врагов он вращает
свободной рукой
что обещает
увечный покой
и ходят ковбои
гипофисных юрт
в аду головой и
ногами в раю
и плачут ракшасы
и бесы скулят
на пушкинштрассе
стоит спецотряд
дежурный арджуна
художник и вор
безмолвно дрожу на
ладони его
где смерть бумерангом
убита была
таксующий ангел
развозит тела
в небе над бао
голкипер летит
куда он куда он
— за мынжылки
Иван Полторацкий — поэт, филолог, преподаватель. выпускник ОФ «Мусагет» (2006). Ведущий семинаров поэзии и поэтической прозы в Открытой литературной школе Алматы. Автор нескольких поэтических и прозаических книг. Живёт в Алматы.