Дактиль
Ольга Крушеницкая
До того как получить степень магистра права и степень доктора философии по литературоведению, Орал Арукенова долгое время работала в горнодобывающей промышленности. Уже по её дебютному сборнику новелл «Правила нефтянки», вышедшему в 2018 году, было понятно, что автор хорошо знаком с негласными правилами казахстанского мира больших денег.
В основу сюжетов сборника легли наблюдения за людьми, переступающими через собственные принципы совести и морали в погоне за высокими доходами и властью в сложной и зачастую суровой реальности нефтяных регионов Казахстана. Этот текст насыщен реализмом, драматургией и острым социальным контекстом. Новеллы не лишены ироничности, хотя и написаны лаконичной, прямолинейной прозой, которая служит эффективным инструментом для передачи атмосферы трудных условий и внутренней борьбы героев. В ней чувствуется искреннее желание автора поднять острые социальные вопросы, а также эмоциональная сопричастность к судьбам персонажей.
В 2024 году у Арукеновой вышло три романа: «Alma mater» (о студенчестве и событиях 1986 года), детская повесть «Мост» и роман «Февраль», в котором Арукенова расширяет тематический диапазон «Правил нефтянки», продолжая исследование, как далеко может зайти человек ради выгоды. «Человек — жадное, извращённое и лживое существо»; «Он без выгоды шагу не ступит»; «Для нас мелочь, а кому-то выгода»; «С такой должности не увольняются, за неё мать родную продают». Неудивительно, что в романе нет положительных в классическом понимании героев. Из двух главных персонажей один — безработный, «опухший и заросший щетиной» Даулет, другой — Аскар, депутат с личным водителем и мутными делами: «…морда зажравшаяся, как у замов акимовских..., такие с нами не дружат, такие нас используют».
Столь разных героев объединяют воспоминания о детстве в родном ауле, когда они были друзьями. Применяя ретроспективное повествование, автор погружает читателя в психологические и философские размышления о времени, переменах, личной ответственности и поиске своего места в мире.
С особым уважением относятся герои к деду Даулета, который всегда боролся за справедливость и мог разобраться с любыми делами, в которых другие, даже могущественные, оказывались бессильны, но никогда не кичился этим. Аскар высоко ценил деда за его способности решать сложности через знакомых — для него это один из самых важных навыков в жизни. Воспоминания Даулета о деде проникнуты иным настроением — теплотой и свойственным казахскому менталитету глубоким уважением к старшему родственнику.
«Дед на редкость точно умел подметить в человеке главную черту». Так, он определил, что Аскар пошёл в отца, в роду которого были барымтачи (конокрады). Дядя Аскара тоже упомянул, что считает отца Аскара недостойным своей сестры и не ждёт достойного поведения от сына такого человека. В этом отражение ещё одной особенности казахстанцев — убеждённости в силе рода. Вещий сон-аян Даулета в мазаре («...не надо бояться могил, это пристанище аруаков. Аруаки — наши помощники») обусловлен древними верованиями казахского народа в духов предков.
Все персонажи в романе, даже случайные, выписаны с тонкой психологической проработкой. Каждому герою Арукенова подобрала точные образы и речь: слова деда Даулета пронизаны мудростью и теплотой, дядя Алихан говорит с высокомерием и неприкрытой усмешкой, реплики сидевшего героя романа наполнены тюремной лексикой: «Стрёмно как-то кореша своего сдавать». Сложно не восхититься авторским знанием психологии людей из абсолютно разных социальных групп — это, бесспорно, зрелое произведение наблюдательного человека.
Несмотря на то что на стороне Даулета симпатии автора, а через его оптику и читательские, более цельно и с большей детальностью прописан его антагонист Аскар. Смею предположить, что интерес автора к подобным людям обусловлен их преобладанием в мире больших денег. Аскар — это сборный образ многочисленных хозяев жизни Казахстана. Их объединяет непомерная жажда наживы, ради которой они готовы на любые бесчестные поступки. В их мире недоплатить пару миллионов, даже когда деньги есть, — чуть ли не правило, чтобы показать, кто здесь хозяин. Злопамятность, месть, шантаж — другие нелицеприятные черты так называемых успешных бизнесменов и уважаемых людей Казахстана. «У госслужащего его ранга всегда есть и кредиторы, и должники». «Какой уж там шариат, если человек в политику подался». Выбравший путь депутата Аскар предал друга дважды: в детском возрасте оговорил его в убийстве их одноклассника Каны, во взрослом — продал в рабство за свои долги. И даже трижды — так как не захотел помочь, когда того обвинили в убийстве Степаныча. Совесть Аскара не чиста, поэтому в финале он бежит из родного аула, не в силах вынести встречи с родителями и другом, которого предал.
Арка Даулета, напротив, радует. В начале романа читатель видит опустившегося, спивающегося человека, лежащего в грязной квартире. Что же привело его к такому состоянию? Заложенные дедом принципы — быть выше вещей, не жить по двойным стандартам, не брать взятки — не позволили ему остаться на топовой позиции в крупной компании, где он оказался благодаря своим способностям. Это можно воспринять как открытое заявление писательницы: наше общество больно, страной правят непорядочные люди, а умных и честных система выдавливает на обочину жизни.
Увлечённость Даулета шахматами и склонность к философским размышлениям помогают ему выжить в рабстве. Следуя за отарой по степи, он воссоздавал в памяти шахматные партии. «За несколько месяцев в степи Даулет привык справляться с голодом... он встречал много людей, намеренно отказывающихся от еды. Женщины на всевозможных диетах, практикующие йоги, люди, голодающие для здоровья. К этой же группе он относил постящихся. Занимаясь срочными проектами на работе, Даулет заметил, что голод делает ум острее». Благодаря подобным рассуждениям, лишённым хитрости и корысти, в которых угадывается жизненная позиция автора, Даулет становится всё более симпатичен читателю.
Спасает Даулета дух его деда, который приходит во сне к его родственнику Олжасу, «...будто сидит он в камере и ждёт смертного приговора».
Стиль романа «Февраль» насыщен образами, метафорами и художественными деталями, свидетельствуя о развитии мастерства писательницы.
Орал Арукенова оставляет на волю воображения читателя, как именно Даулету удаётся исполнить свою мечту — заняться коневодством. Но каждый в родном ауле рассказывает приехавшему на той Аскару, что Даулет основал конеферму, что он полон планов и замыслов. Так двадцать шесть глав романа, последовательно раскрывая внутренние переживания и конфликты героев, ведут к оптимистичному финалу: носитель правильных ценностей Даулет одерживает моральную победу над представителем политической элиты страны Аскаром.
На форзац издания вынесена цитата: «Долгий, промозглый февраль. Месяц неопределённости и надежды. Самый коварный месяц в степи. Страшный джут может настигнуть степняка незадолго до наступления весны. Стоит снегу подтаять раньше времени, может нагрянуть мороз, накрыть землю льдом. Лишить скот возможности к передвижению и доступа к пропитанию. Ранняя весна может привести к разрушительным паводкам и подтоплениям. Постепенный, ровный переход к теплу в феврале происходит редко. Февраль, словно предчувствующий смерть тиран, любит показать напоследок свой кровожадный нрав». В названии «Февраль» видится надежда на лучшее будущее для страны, которая проживает период неопределённости, но февраль — это последний месяц зимы, за которым всегда следует обновление.
Общая картина творчества Орал Арукеновой показывает прогресс — от социально ориентированного сборника новелл до более философского и психологического романа. «Февраль» — это, безусловно, зрелое произведение, в котором автор демонстрирует умение не только рассказывать историю, но и размышлять о времени, переменах и человеческой природе. В сравнении с дебютным сборником «Правила нефтянки», «Февраль» выглядит как результат творческого роста, укрепления мастерства и расширения тематического диапазона.
Ольга Крушеницкая — родилась в Шымкенте, живет в Алматы. По специальности учитель русского языка и литературы, работала в сфере бизнеса. Выпускница мастерской короткой прозы Дениса Осокина Открытой литературной школы Алматы.