Дактиль
Бота Сулейменова
Рецензия на роман «Адасу» Ильяса Жомарта
Конец XX века (в особенности после распада Советского Союза) для Казахстана ознаменовался не только политическими и экономическими преобразованиями, но и вызовами в вопросах национального самосознания, религиозной и духовной идентичности. Как правило, такие смутные времена порождают множество безответных вопросов, которые человек задает самому себе и окружающему его неустойчивому социуму. Именно эти моменты наиболее плодотворны для разного рода манипуляций с религиозной идентичностью. Казахстан, к сожалению, не остался в стороне от этой проблемы, и сегодня мы можем наблюдать многих молодых людей, некогда ставших жертвами радикальных религиозных идеологий. Отрадно, что наряду с официальной политикой предотвращения насильственного экстремизма и терроризма, сопровождающейся большими социальными и медиакампаниями, к этой особо щепетильной теме обращается и отечественное современное искусство, в частности литература. Нормальный признак развития общества — это когда искусство тоже рефлексирует на общественно-политические темы.
Художественный роман «Адасу» казахстанского писателя Ильяса Жомарта как раз таки выражает озабоченность описанными выше проблемами современного казахстанского общества, будь то коррупция, «уят», сложности интеграции в социум или самосознание человека как гражданина. Все эти вопросы беспокоят четырех главных персонажей романа. Несмотря на то что их судьбы протекают в разных социальных плоскостях одной страны, каждый из них в той или иной мере оказывается под влиянием исламского радикализма. Из-за абсолютной несхожести и разнородности персонажей (Максуд — узбекский солдат, оказавшийся на территории Казахстана; Мансур — рядовой сотрудник нацкомпании; Марат — продавец подержанных телефонов из восточноказахстанского аула; Мади — недавний выпускник иностранного вуза, пытающийся эмигрировать во Францию) напрашивается очевидный вывод о том, что ни образование, ни происхождение, ни финансовое положение не могут послужить охранной грамотой против этой напасти.
Сюжет романа интересен, во-первых, своей нелинейностью, из-за чего регулярно возникают вопросы. Автор умело управляет вниманием читателя, периодически отдаляя от предсказуемых поворотов событий. Ожидание, казалось бы, очередной разгадки влечет за собой ряд новых вопросов. А потом — бум! — и все пазлы складываются воедино.
Что же касается персонажей, из-за отсутствия одного явного протагониста, каждый читатель, думаю, найдет что-то свое среди любого из них. Однако интересно, что даже в этом случае своими действиями герои не оставляют какого-то однозначного впечатления вплоть до самой последней главы книги. Именно там ты понимаешь место каждого персонажа в романе и облегченно испытываешь тот самый Aha moment. Чего мне не хватило — так это, пожалуй, яркого женского персонажа. Нет, в романе, конечно же, присутствуют интересные второстепенные героини: Асия, возлюбленная Мансура, сбежавшая в Сирию, или Мария, девушка из его прошлого, к которой он испытывает неоднозначные чувства. Но временами у меня возникало желание побольше поковыряться в голове той же Асии, например. Что ей не хватало в отношениях с Мансуром? Что она хотела найти в Сирии, решив убежать? Какие отношения у нее были с семьей и могло ли это повлиять на ее решение? Зато всего этого сполна хватает, когда речь заходит о главных героях-мужчинах. По-моему, раскрыть каждого из четырех персонажей удалось полноценно — их тревоги, сомнения, убеждения, страхи.
Помимо ключевой темы религиозного радикализма, автор обращается к таким экологическим проблемам Казахстана, как засыхание Аральского моря и последствия испытаний на Семипалатинском полигоне. При этом получилось это совсем не претенциозно, а довольно гармонично в контексте сюжета, тревожным эхом отдавая на протяжении всего чтения.
Это дебютный роман молодого автора. Будучи финансистом по образованию, магистром экономики и бизнеса, выпускником МГУ им. М.В. Ломоносова, Ильяс Жомарт занимается литературным творчеством в свободное время. Произведение «Адасу» вышло в свет в 2018 году и доступно для чтения вместе с различными рассказами и повестями на сайте автора: zhomart.kz
Написанный очень современным и живым языком, роман ориентирован на массового читателя. Читала я его еще в самой первой редакции, но уже тогда почувствовала, с какой внимательностью к деталям и с каким трепетом к созданию образов подошел автор. Как никогда актуальный художественный роман о нашем настоящем и немного о будущем.
Бота Сулейменова — книжный блогер, театральный сценарист, автор telegram-канала @bbookshelf, исследователь в области международных отношений. Закончила магистратуру Высшей школы экономики в Москве. Сейчас обучается по краткосрочной программе Европейского права и экономики в Риге. Имеет журналистский опыт работы в таких казахстанских издательствах, как The Steppe и Vlast.