Дактиль
Клементина Ширшова
прабабушка, которая прапра,
что дочь свою однажды прокляла
за то, что по любви та вышла замуж,
ей обещала жариться в аду:
«и если я ваш род не изведу,
семь раз прокрутитесь, освобожу тогда уж».
мне мать сказала: «ты уже чиста,
семь поколений, дальше не достать.
здесь ни к чему ни искренность, ни жалость,
но велика ответственность твоя.
достигнуть высшей точки бытия,
ведь твоё счастье — всё, что нам осталось».
семь поколений в горе и крови.
я замуж выхожу не по любви,
а по любви и разуму, они,
все бабы рода, девушки и дети,
глядят в меня сквозь пелену столетий
и молча говорят — не подведи.
эти камни не могут связать двух слов
но чем больше молчат, тем больше они говорят
тело — это душа, если так, океан — это кровь
что в ушах зашумит, а в глазах отразится закат
тиктаалик поранил плавник о колючий песок
эти волны, что били его по спине и бокам
превратят его в камень среди серпантинных дорог
или скалы, как лица старух, глядящие на моряка
что есть тело? загадка, но тиктаалик ползёт
ему нужно быть там, хотя он не знает, зачем
щурит тусклые точки и тянет шею вперёд
тело — это душа, если так, океан — это плен
тиктаалик мечтатель, спасибо тебе за тебя
что лежишь где-то в складках пород, спишь невидимо и
ты не знаешь, что здесь на планете теперь существа
тянут шею, как ты, даже волны слышат, как ты
что такое душа? кто когда-либо видел её?
она скрыта покровами тела, что в землю войдёт
но пока в наших жабрах ушных океанская кровь
мы придём и случайно наступим туда, где ты лёг
***
если бы моему мужу подарили
машину телепортации в прошлое
он всё время приводил бы её в действие
смотрел на старые здания, которых уже нет
на молодых известных людей, покинувших этот мир
возможно
пересмотрел какие-нибудь яркие моменты
детства и юности
на пульте машины
было бы два рыжачка
«вперёд в прошлое»
и
«назад в будущее»
а ещё наклейка:
«реальность не трогать
во избежание необратимых последствий»
если бы мне подарили
машину телепортации в прошлое
она просто пылилась бы на полке
только, может быть, пару раз
спрятавшись за углом, я понаблюдала бы за
Леонардо да Винчи, Пушкиным, Иисусом Христом
и, конечно, Георгием Ивановым
а потом забросила бы эту игрушку
нет, прошлое мне уже не очень интересно
лучше подарите мне машину телепортации в будущее
дрогнул невод
но рука рыбака крепка
хватку рывка удерживает пока
дьявол в зените
тоже тянет, не отпуская
шелестя над морем крыльями ожиданий
и рыбака, и рыбку
так тяжело вдвойне
но себя оно оправдывает вполне
зубы о зубы стачивались в ознобе
это рыбак захлёбывается злобой
не услышит опасного шелеста
дьявол переливается на лету
щукой на нересте
из пустого в порожнее
не находит места
поводя раздвоенным языком
думает сколько можно
и готовый сорваться в море
сразу, как только рыбак поймёт
что в сетях развернётся после
может быть и не рыба вовсе
~
может быть не рыба, но что
и боюсь, и грущу отчего-то
всевозможное дикое но
пожирает былые пустоты
и не смотрит в меня — смотри!
шелестит чешуёй головы
на любом языке проси
не запомню, я знаю мотив
зло нельзя объяснить, человек
или слышит его, или нет
я услышал его, с тех пор
и немой — такой разговор
~
там рыбака слышащий рыбак
очень надеюсь и подаю знак
есть только волны, волны, кругом пески
есть только я и мрак
если уж зарвался, противен всем
то помогай гадалка, церковный хор
запечённая рыба — главное будь нем
и подавляй позор
за бессильную злобу, пустой карман
для последней тяжести рыбака
и того, кто знает, крыльями шелестя
как прозрачна блесна твоя
стыдно признаться, но я слежу за тобой,
и поэтому никогда не признаюсь,
ни за что
не отправлю тебе это письмо.
а если отправлю,
сразу стану кем-то совсем другим.
не уверена, что я к такому готова.
и вообще,
о подобном лучше молчать.
как можно следить за кем-то! однако
всё-таки я слежу за тобой.
это продолжается около года.
с тех пор, как я имела неосторожность
однажды увидеть,
а потом и заговорить с тобой.
в тот самый день
я решила, что хочу знать больше.
вернулась домой, открыла ноутбук
и нашла тебя
в социальных сетях.
к счастью, у тебя оказались активные аккаунты.
они обновлялись почти каждый день.
ты фотографировал виды на улице,
своих интересных друзей,
прекрасных женщин, окружающих тебя.
я совсем не похожа на них
(а чтобы стать, мне надо сбросить
ещё килограмм десять и сделать
пластическую операцию всего тела)
и книги, которые ты читаешь.
эти проклятые книги
влюбили в тебя окончательно.
дело даже не в том,
что именно ты выкладываешь.
а в том, что кроется за всем этим.
какая-то общая картина,
она проявляется,
если просмотреть все посты
не пропуская, подряд.
выход в новую реальность,
притягивающую невероятностью
своих физических законов,
непредсказуемыми событиями,
которые могут в ней произойти
и, конечно,
абсолютным отсутствием гарантии
возвращения.
неизвестно,
что сильнее меня возбуждает:
твой ум или внешность.
наверное, это не особо важно.
главное здесь — чувства,
которые я испытываю,
так как я ощущаю себя не очень,
когда мой парень рядом
поворачивается на другой бок,
а я пробуждаюсь
от нарастающего оргазма,
потому что
бессмысленно и беспощадно
приснился ты.
если я и подавала тебе какие-то намёки
о том, что творится у меня внутри
в личных сообщениях или комментариях,
то делала это неосознанно,
потому, что мне очень стыдно
за то, что я чувствую
перед своим парнем.
перед своей жизнью, которая дошла до такого.
и перед тобой,
ты явно заслуживаешь большего,
нежели появление сталкера, который
не может сказать прямо,
что ему нужно
и нужно ли что-то вообще,
кроме того, чтобы просто
смотреть на тебя.
эта ситуация давно вышла изо всех рамок,
из всех берегов
и приличия, и здравого смысла, и логики.
просто гляжу несколько отстранённо,
как разветвляется и мутирует
новая реальность, в которой я оказалась,
состоящая из того, что
ты показываешь, делаешь и произносишь,
ожидая, когда она заполнит пространство,
затем схлопнется,
исчезнет вместе со мной.
я не знаю, почему так получилось.
для чего прохожу через это.
я делаю всё, чтобы оно
завершилось как можно скорее.
и с прошлого месяца
гораздо реже заглядываю на твои странички.
может быть, ты обратил внимание,
но скорее, что нет.
сейчас уже почти час ночи.
я сижу на даче без интернета
и не могу проверить, как у тебя дела.
это хорошо, ведь давно пора
возвращаться в реальный мир.
я набираю текст,
слушая музыку в темноте,
в заметках моего телефона.
почему-то он никак не разрядится,
остался один процент.
а я всё пишу, пишу этот текст,
заживо сгорая от
всепоглощающего стыда,
иногда с удовольствием прикрываю глаза,
неизбежно срываясь и падая
в мысль о тебе.
он верный муж
я верная жена
но не друг другу
и когда встречаемся на людях
в глазах зажигаются тёмные искорки
я знаю на что ты способен
я знаю на что ты способна
по крайней мере, могу представить
помню медленный танец
в трактире дом у дороги
после трёх коктейлей
один единственный раз
в тех нескольких минутах застыли мы
настоящие
не стремящиеся казаться
да, не идеалы
без необходимости оправданий
и почти придумавшие
как бы нам прекратить
всеохватное жизнеподобие
ради общего блага
страшный человек смеётся одним ртом без глаз
страшный человек скажет правду прямо сейчас
а затем начнёт говорить о чём-то простом
страшный человек обещает решить потом
сообщает одно, думает другое, делает третье
страшный человек тем и страшен, что ты его встретил
страшный человек — так меня называют родные и близкие
страшному человеку сложно остановиться
а измениться практически невозможно
страшному человеку кое-что нужно
когда человек страшен ему хоть бы что
страшен-то страшен а выглядит на все сто
что для такого ни сделать оно не к лучшему
кроме того, что страшнее страшного
именно потому я его и найду
буду искать по улицам и дворам
буду искать по рощицам и лугам
и я найду его там, где не знаю сам
тот человек выдернет хребет из меня
не мигая
давно держусь от тебя на расстоянии жизни
чтобы не заразиться твоими принципами
несмотря на то что рядом опасно даже дышать
всё равно продолжаю следить издалека
за теми бедами, которые ты сеешь вокруг
выбираю направление, противоположное твоему
когда ты делаешь так, то я наоборот
вот и получается, что до сих пор
ты не только человек-вирус, но и человек-компас
самый главный для меня человек в жизни
иногда опасаюсь повторов —
видится в них беспомощность,
клаустрофобия смысла,
вторичность
собственной личности.
и тогда, не сбавляя шага,
пробираясь в густой толкотне,
замечаю кого-то,
похожего на другого.
вслед ещё одного,
похожего на другого.
то есть
даже кое-кто повторяется,
а всё равно хорошо
получаемся же.
как жить?
как стать свободным?
как быть счастливым?
эти вопросы
мне ум и совесть бередят
пульсируют внутри
как оголённый нерв
как бьющийся птенец
как ток подземный
мир отразился в кружке с молоком
и так застыл
мне восемь лет —
на самом дне что брезжит?
мне восемьдесят лет —
я молоко доила
мне триллион сто восемьдесят лет
я та земля
что молоко дала
и ток подземных вод
и гул растущих трав
и оголенный нерв
и плоти клок
и ров могильный
как дальше жить?
как стать свободной?
как быть счастливой?
как продолжать себя
и как себя простить
Клементина Ширшова — поэт, критик, редактор, сооснователь издательства «Синяя гора». Родилась в Москве, окончила Литературный институт им. А. М. Горького и Московский институт телевидения и радиовещания в Останкино. Публиковалась как поэт и критик в журналах «Новый мир», «Новый Журнал», «Новый Берег», «Новая Юность» и др. Автор книг «И были боги», «Реанимация», «Страшный человек». Живёт в Москве.