Дактиль
Ныгмет Ибадильдин
Пьеса написана для микрофестиваля коротких пьес «Старый новый драмарафон»
Сын. Дед Мороза не существует. И Новый год не казахский праздник! Это праздник советских зомби!
Папа. Да, ты с козырей заходишь? Кто же воспитал тебя такого? Неужели я? Может, мама? Дед Мороза, говоришь, нет и Нового года?
Сын. Нет, ты всё придумал! Новый год — это... как его... условность!
Папа. О, какие ты слова знаешь уже. Тогда кто и что есть? (Поёт «Наурыз, Наурыз!») Через три месяца? Аяз Ата сейчас и Жаңа жыл, Жаңа Казакстан форева? Аяз Ата, говорит, тоже придумали коммунисты? Так же, как и Жаңа Казакстан?
Сын. Нет, и его нет, и всех твоих Санта Клаусов, Гринчей, Пэр Ноелей, Йолупукку…
Папа. Звучит как банда какая-то международных наркоторговцев!
Сын. …и вообще нет, ничего нет, кроме…
Папа. Кроме меня и тебя, плывущих в этой бездне времени и пространства в оковах своего солипсизма?
Сын. Солип… кого? Ты меня перебиваешь, мне всё-таки восемь, а не восемнадцать лет. Бездна — это что? Без дна?
Папа. Тебе шесть было с утра?
Сын. Восемь мне, восемь.
Папа. Да, уж. Куда же делись два года? Ты уже и не в садике? А откуда я тебя забираю каждый день?
Сын. Папа, это, наверное, оно.
Папа. Что «оно»?
Сын. Дно.
Папа. М-м-м-да. Но дна нет никогда, но его пробивают регулярно, и с той стороны никто не постучит. Такой вот темпорально-пространственный парадокс. Ты поймёшь, сын.
Сын. А когда мама придёт? Если был Дед Мороз, то должны быть и Баба Мороз, и Мама Мороз, и…
Папа. И Дарья Мороз! Есть такая актриса! Была до войны.
Сын. Ты мои предложения заканчиваешь — это абьюз и травма!
Папа. Вот так строишь дом, сажаешь дерево, растишь сына, покупаешь ему и себе «Растишку», поливаешь дерево, а он тебе — «травма». Такая в челюсть или голеностоп. И протез делает из посаженного тобою дерева. Чтобы по дому мог ходить. Про травму думать.
Входит мама с сумками. Папа берёт у неё сумки и несёт на кухню. Сын оперативно заглядывает в сумки.
Сын. Мама пришла! Что-то нам принесла.
Папа. Мама Мороз?
Мама. Что?
Папа. Мама из лесу вышла, был сильный мороз. За ней вслед Некрасов: вот я замёрз.
Мама. Понос, наверно. У него, и у вас — словесный.
Сын. Мы насчёт Деда Мороза спорили с папой. Я говорю — его не существует.
Папа. Ego cogito ergo moroz sum.
Мама. А папа?
Сын. Папа не решил ещё. За латынью прячется.
Папа. Сын считает, что Дед Мороз мёртв, а я ещё нет. (Поёт и танцует.) Те, кто нас любят…
Мама (устало). Смотрят нам вслед? Дед Мороз не умер — его убили. Усталые злые люди, притворяющееся рокнролльщиками и рокнроллами с сёмгой и осетриной не первой свежести.
Сын. Мама? Ты с нами?
Мама садится в кресло и вздыхает.
Мама. Куда я денусь с нашей жёлтой подводной лодки.
Папа. Мама не в лодке, которую не надо раскачивать, она ещё в седле и заткнёт за пояс любых Павликов Морозов, сняв с них скальп на скаку со скалкой и со скакалкой. В горящую избу войдёт. Хотя причём он тут, Павлик? Мирон, за что ты Павла убил?
Мама. Апостола Павла. А убил его Оксимирон. В честном баттле. Да… А я думала, я по вам соскучилась за день. А вы тут Дед Морозами балуетесь.
Папа. И критикой советского колониального дискурса. Дед Мороз умер. И теперь всё позволено. Отчего ты так устала? Всем позволено отдохнуть.
Мама. Наверно, мне жалко мёртвого Деда Мороза. Он так к нам спешил. А мы выросли.
Папа. Маме надо срочно выпить взрослого красного вина. Она выросла. И вот что выросло, то выросло.
Мама. «Шардоне» выросло. 2016 года. «Напа Вэлли».
Папа. Это белое. У нас красное. «Каберне». Мы за красных с детства.
Мама. Какие мы тут эстеты и декаденты. Пойдёт. Налейте уже что-нибудь усталому человеку.
Папа наливает вино по бокалам. Подносит маме, и они мелодично чокаются.
Папа. С наступающим! С меня подарок для тебя. Игра.
Мама. В «Кальмара»?
Папа. На раздевание.
Сын. Это как?
Мама смеётся.
Папа. Потом расскажу. Очень важный навык. Так я встретил вашу маму. Или она меня.
Мама. Да, можешь ты меня ещё удивить.
Папа. Пей. Не держи посуду. А игра простая. Надо подставить слово «Дед Мороз» в название любимой группы или цитату из песни. И спеть её. Хотя бы несколько строк.
Мама (ломает четвёртую стену и обращается к зрителям). Мы не призываем к употреблению алкогольных напитков. Это спектакль 18++. А теперь можно и игру. В прошлый раз был рисунок. Давайте в хороводе.
Мама встаёт. Они втроём берутся за руки. И ведут хоровод.
Сын. В лесу родился Дед Мороз!
Мама. Hit the road Dead Moroz!
Папа. Астанада жоқ, жоқ.
Мама и сын. Дед Мороз!
Папа. Астанада жоқ, жоқ.
Мама и сын. Дед Мороз!
Папа. Сені іздедім үмітті үзбедім!
Мама. Дед Мороз — мужчина, красив, как Аль Пачино!
Папа (обращается к залу). Ваши версии? Сыграйте так в семье.
Хоровод останавливается. Мама с папой садятся, сын продолжает кружиться.
Мама. Какое-то у нас пропагандистское, за ногу, трёхъязычие.
Сын. Трёхъязычество!
Папа. Вот ты вырос, а! Мать, скажи, хорошее вино.
Сын. Сколько стоило?
Папа. В смысле? Ты хочешь знать цену порока?
Сын. Оно стоило хотя бы пять тыщ тенге?
Папа. Қайран бес мың тенге? Не обессудьте, молодой человек.
Мама. Не грузи. Құй шарап, құй шарап. Ішейік-ішейік-ішейік-ішейік-ішейік.
Папа. Ішейік-ішейік-ішейік-ішейік-ішейік.
Сын. Ма, гоу ёлку ставить? Сами же говорили — пить вредно.
Мама. Стресс, есь же.
Сын обнимает маму.
Сын. Новый год скоро. Пусть заберёт ваши стрессы.
Папа. Это же не казахский праздник?
Ныгмет Ибадильдин — родился и живет в Казахстане. Учился в Открытой литературной школе г. Алматы (семинары драматургии и поэзии). Сценарий авторского мультфильма отбирался на Almaty Film Festival. Публиковался как журналист и как исследователь в различных казахстанских изданиях. Академические статьи и главы выходили в Казахстане и за рубежом. Финалист фестиваля современной драматургии «Драма.KZ»