Инесса Цой-Шлапак

18

Жын ұрады

Пьеса написана для микрофестиваля коротких пьес «Старый новый драмарафон»

 

Действуйющие лица:

Апашка, она же мама, она же Айгуль Болатовна, 62 года

Зангар, 38 лет

Алеся, 35 лет

Азамат, он же Алтыным, 6 лет

 

31 декабря, восемь вечера. Азамат смотрит на планшете клип NAZZARBECK на песню JЫN ҰRADЫ и подпевает. В комнату входит апашка.

 

Апашка. Алтыным, ты что такое слушаешь? Рано ещё в твоём возрасте такое. Надо новогодние песни — про ёлочку там или зайчика.

Азамат. Ой, апашка, ну чо ты! Это же вообще кринж!

Апашка. Не? Ты как вообще с бабушкой разговариваешь? Не дорос ещё, а туда же!

 

В комнату входит Зангар.

 

Зангар. Мама, что опять случилось? Что ты ругаешься? 

Апашка. Что я ругаюсь? На сына твоего ругаюсь! Всё твоей любимой жены воспитание! Вернее, его полное отсутствие!

Зангар. Ой, мам, ну не начинай опять. Новый год скоро, а Алеся родит вот-вот, ей волноваться нельзя…

Апашка. Тоже мне! Не могли в другое время заделать ребёнка, чтобы под Новый год не рожать!

Зангар. Мам, ну не при ребёнке же! 

Апашка. А что не при ребёнке-то?! Ты видел вообще какую он музыку слушает? Они же сейчас шибко умные, всё сами знают. А мы в их возрасте, между прочим, хороводы водили и в Деда Мороза верили! 

Зангар. Мам, ну я тоже верил. И Азамат верит. Веришь же?

 

Азамат неуверенно кивает.

 

Апашка. Верит он, как же! Даже врать нормально не умеет! Ой, сердце… Доведёте меня, ой, доведёте! 

 

Апашка хватается за сердце, присаживается и начинает тяжело дышать. Азамат бежит за водой, Зангар за валокордином. 

 

31 декабря, восемь тридцать вечера. Алеся на кухне режет овощи на оливье, потом кладёт нож и потирает поясницу. В кухню входит апашка, всё ещё держится за сердце. Алеся никак не реагирует на её приход, берёт нож и продолжает резать.

 

Апашка. До Нового года три часа осталось! Нормальные люди уже на стол накрывают, а не салаты режут!

Алеся. Не три, а три с половиной. Айгуль Болатовна, горячее уже в духовке, мне осталось дорезать только один салат, и всё. Если решите помочь и вместе с Азаматом накрыть на стол, я буду вам очень благодарна.

Апашка. Ещё чего! Только и ждёшь, как меня припахать! А ещё на свекровей говорят. Где нам до вас! 

 

Алеся тяжело вздыхает, потирает поясницу и продолжает молча резать.

 

Апашка. Что вздыхаешь? Сказать нечего в ответ? То-то же. аливает себе воды из графина и по-хозяйски присаживается рядом.) Вот сколько смотрю на тебя, всё не могу понять, что мой сын в тебе нашёл. Никак ты его приворожила. Не иначе!

 

Алеся молча дорезает последний овощ, со злостью сбрасывает его в чашку с нарезкой для салата и уходит.

 

Апашка. Ишь, обиделась! Характер показывает. Это меня сын обидел, что такую жену себе выбрал. Я растила, во всём себе отказывала, а он… 

 

Апашка снова хватается за сердце и начинает тяжело дышать.

 

31 декабря, девять вечера. Алеся сидит и плачет. Входит Зангар, видит плачущую жену, подходит и обнимает Алесю.

 

Зангар. Что опять? Снова с мамой поругались? 

Алеся (сквозь слёзы). Я с ней не ругалась! Я молчала! Молчала из последних сил! А она меня просто изводила!

Зангар (растерянно). Ну всё, всё, тебе же нельзя нервничать…

Алеся (зло). Ты не мне это говори, а маме своей! Ещё пара часов с ней — и меня повезут в новогоднюю ночь на преждевременные роды!

Зангар. Ну, Алеся, ну ты же знаешь, что, кроме нас, у неё больше…

Алеся (прерывая). Хватит, я это семь лет уже слышу. И столько же твоя мама умирать собирается. Только знаешь что? Она нас всех ещё переживёт со своим сердцем! 

 

Алеся вытирает слёзы и уходит.

 

31 декабря, без пятнадцати двенадцать ночи. Новогодний стол. Зангар, Алеся и Азамат сидят с лицами будто на похоронах. И только апашка бодра и весела. Она поднимает бокал с шампанским и начинает говорить тост.

 

Апашка. Ну, давайте проводим уходящий год! Он был не таким уж и плохим. Вы почти сподобились на второго внука. Вернее, внучку. Только сразу всех предупреждаю, что за её воспитание возьмусь я сама. Чтобы не получилось, как с Азаматом. (Обращается к Азамату) Алтыным, я тебя, конечно, люблю, но твои выходки и слова... Раньше в твоём возрасте мы водили хороводы, а сейчас…

Зангар (видя выражения лиц сына и жены). Мам, а давай сейчас хоровод устроим? Как в детстве, а?

Апашка. Подожди, я ещё не договорила…

Зангар. Ну, мам, ты же хотела хоровод?! Давай его устроим, все вместе! Ну, давай! 

 

Зангар встаёт, помогает подняться из-за стола Алесе и делает знак головой и глазами Азамату, чтобы он тоже присоединялся. Азамат подскакивает и берёт апашку под руку.

 

Азамат. Апашка, покажи, как вы водили хороводы в детстве, ну пожалуйста! 

 

Апашка сдаётся, встаёт, выстраивает всех вокруг ёлочки и начинает петь противным голосом: «В лесу родилась ёлочка». Начинают бить часы. Алеся вскрикивает и хватается за живот. Зангар и Азамат бросаются к ней. Потом Азамат поворачивается обратно.

 

Азамат. Апашка! Апа-а-а-а-а!

 

Фоном начинает играть NAZZARBECK «JЫN ҰRADЫ».

Инесса Цой-Шлапак

Инесса Цой-Шлапак — журналист, сценарист и драматург. Как журналист и соавтор идеи работала над проектом «Прививка» на сайте интернет-издания Vlast.kz. Закончила полный курс в сценарной мастерской Александра Молчанова и написала несколько сценариев. Училась на курсе драматургии в ОЛША, также закончила интенсив Светланы Петрийчук.

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon