Дактиль
Елизавета Завтрикова
В пьесе есть ряд персонажей, чьи линии тянутся через всё повествование. Но, конечно, главное связующее звено всех эпизодов — это тема очищения с помощью мыла. Также просматривается тема смерти. Потому что омовение-тире-очищение после смерти и перед захоронением — это очень связанные вещи.
Сцены, вошедшие в пьесу, в совокупности друг с другом создают интересную фактуру: да, разношёрстную, но насыщенную яркими ситуациями, разыгранную во многих локациях.
При этом, когда охватываешь взглядом всю пьесу, ощущаешь какую-то незавершённость. Материала действительно много, и чувствуется, что драматургиня писала текст увлечённо, не задумываясь о реальной постановке пьесы в театре. Если браться рассуждать об этом, мне думается, что режиссёру придётся дополнительно адаптировать пьесу для более внятного и цельного высказывания.
Пространство пьесы наполнено конфликтами и событиями, герои меняются постоянно, им приходится проживать травмирующие истории: смерть близких, пытки, арест и пребывание в тюрьме, выживание в экстремальных условиях.
До этой пьесы я не могла себе представить, сколько мотивов и сюжетов вмещает в себя мыло. Скажи, какое мыло ты покупаешь, и я скажу, кто ты. А может, ты его продаёшь, и это вообще другая история.
Интересно, что ремарок в пьесе почти нет, а если есть, то они носят довольно утилитарный характер. Но вместе с тем очень запоминается, когда авторка, например, вдруг предлагает в одной из них посмотреть читателю видео: в этом совете столько непосредственности. Я действительно почувствовала себя в этот момент находящейся в неформальном разговоре с Альмирой Исмаиловой. И всё это создает атмосферу пьесы в целом. Альмира с азартом рассказывает то, что ей интересно, тема очищения, умывания, стирки её крайне волнует, и понимаешь, что обычное мыло на самом деле скрывает много болезненных историй, нужно только поглубже копнуть.
Конечно, иногда прорываться сквозь нелинейное заплаточное полотно текста довольно трудно. Тем не менее эта задача увлекает.
Елизавета Завтрикова — студентка второго курса направления «Театроведение и драматургия» ВШСИ (Театральная школа Константина Райкина).