Дактиль
Ольга Туркина
Умейте считывать символы
Искусствоведы пишут что я о смерти
Но как это возможно когда я —
Лечу под высоким куполом и огромная оперная люстра — вся расшита
РОЗАМИ
Незнакомки качаются на краю
Стального и чёрного цвета шуршат задыхаясь подолы
Стягивая шаг
Разверзается что-то беспроспектное
Под узкой туфлей камешки и крошки
Придерживает шляпу ажуром кисти руки
Не видит куда идти, никто не встречает
Роза заката в петлице рваного неба
И если что-то в тебе осталось
Будет выметено резкими взмахами нового строя
Ветра с песком пощёчинами снизу вверх
Шостаковичем со всех углов
Когда ещё не была видна из окна — яма
Уже слышался шум лопат,
Вырывающих с корнем жизнь
Дождь стал как скрежет, шёл сплошь из зачёркнутых слов,
Выпадающих как не те, не те — из строки.
Жёлтый дом напротив стал гостеприимней —
Чем в ушах смех, картаво указующий не туда,
«Товарищи символисты, пожалуйте прямо в ад!
Вам ещё учиться и ещё раз — учиться!»
Предстоит разучиться говорить гласом небес,
Лететь кубарем с высоты — в яму под окном
Как это раньше я не замечал,
Что сам себе несу в неё розы, женщины лишь проводницы,
Станы на полустанках,
Подносили бутон формально к склонённой улыбке
Не вдыхая — служительницы мглы, проводники
поезда под откос
Все розы разом бросились на грудь, горизонтальны,
И странно ничем не пахнет земля Петербурга,
Летящая на лицо
Это ли не символ, что человек
Виден не весь — лишь маленьким отрезком, погостившим в теле
Но не зарыть его и не закрыть
Полузакрытых век
Серебряный взгляд
Заключённому выдали тетрадь в клетку
Здесь можно только писать
Стихи увеличивающие срок
И вот девушка подаёт мне ленту моего плаща
Как символ что людей задевает
Моя свобода
Многие мысли
Освободили этот тяжёлый день
Только голубь с подбитым крылом
Не смог улететь
Иногда смотришь в чьё-то лицо
И становится так больно от этого мира
Так обостряется жизнь
Смотришь на старика, и в иероглифах складок читаешь
Шифр, говорящий о детстве его души
Сколько ещё предстоит пройти
Ему.
Смотришь в каждое лицо
В каждые руки, вертящие палочку при неподвижных глазах
Или ручку, или — платок
И всем — предстоит холод
И всех — как детей — жаль.
В этот момент ты — мир. Нестерпимо жестокий
И сверхспособный
Любить.
Ты так легко одеваешься… сказал он робко и мягко,
Поправив очки
По-отцовски и будто одновременно не претендуя
На право заботы
Что меня растопило, но и ещё больше подхлестнуло, поймав вовремя эту растопленность, которая уже обожгла не раз, стать противоположной:
— Я и раздеваюсь легко!
Он внутренне вздрогнул.
Знал, что и на эту реакцию не имел права.
Все мысли вскипели и брызнули белым побегом,
Когда я увидела человека с улыбкой, захлопнутой в жёсткую горизонталь.
Человек шёл под снегом — последним весенним и будто бы собственным — снегом,
Лет сорок ему — или шёл он лет сорок — в точку близь из точки даль.
Ему становилось 58, 66 — по мере седения снегом
И приближения ко мне.
Он породил во мне чудищ, маньяков, детей, беззащитных подростков,
Брошенных на перекрёстке палящего льда.
Руки мои прорвали карманы, глаза заточились остро
И ослепили вспышкой стальной, когда я вымолвила «да»
Ему.
Я не знаю, как это случилось, бормотала я после,
Мерно раскачиваясь, сидя на пятках в пустой конуре.
Он меня слушал, став доктором мне, сидя возле.
Он слушал внимательно, перебивая кормлением апельсиновыми кольцами в кожуре.
Я пыталась снять корку, и пальцами вытирала слёзы, и
Глаза разъедало цитрусом, правдой и грубым ртом.
Он зализывал слёзы мне, как заметал следы. Розовый
Голый червь языка… «Я не помню, что было потом» —
Хотелось сказать мне, но помнила я прекрасно
Детали любой детали последующих ночей.
Он приходил, где бы я ни была, и всегда был разным.
Я, как в шприц, откачивалась в него — но чьей
Стала?
В ту первую встречу, в тот последний снег… Твёрдый рот, обрамлённый серой фигурой…
— Господин! У вас из кармана пальто выпал…
— Хвост? —
Перебил он тогда с насмешливым вызовом, сделался хмурым
И, отставив приглашающе локоть, пожаловался:
— Я замёрз…
Никак не переехать в допетроградский Петербург
Хожу по тем улицам, слушаю подлинный голос Блока
В шумах наросшего времени
И они даже расступаются, старая запись становится молодой плёнкой, потом и с неё сходит в воздух
По мере движения вглубь
века и города
Как по лестнице вглубь — перехожу — специально вижу
Только то, что есть в стихах
Скольжу глазами мимо современного и тем самым стираю
То чего быть не могло тогда
Что затесалось сейчас как фантик в книге
Стряхиваю новодел
И иногда даже удаётся учуять гуашь афиш
Увидеть цветы в дозакатанной почве
Не послышавшийся топот подков
Подвёрнутая нога попадает в ямб
Чисто петербургской речи
Музеи превращаются в квартиры тех кто в них жил
И сто́ит это точно ощутить
Как время вновь захочет
Претендовать на то что оно существует?
В ухмылке знака что поворот в переулок закрыт
Его вдруг революционным названием
Булыжник мостовой лежит на асфальте кубической точкой
Обломком времени
Говоря символистки, что не перейти в доПетроград
Но мелькнул силуэт и окно непременно жОлто
И может однажды.
Ольга Туркина — поэт, прозаик, редактор. Родилась в 1988 году в Ленинграде. Соведущая ЛИТО «Дереветер», артистка проекта «Поэтустороннее». Окончила Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха. Публиковалась в журналах «Волга», POETICA, «Контекст», «Парадигма», «Аврора», «Зинзивер», в альманахе «Артикуляция», на портале «полутона» и др. Автор нескольких поэтических и прозаических книг, включая «Очертаинства» (2024). Живёт в Санкт-Петербурге.