Мария Баисова

152

Райские озёра

В путь

Однажды в интернете я наткнулась на фотографии необычных озёр. В Южном Прибалхашье среди барханов лежали несколько солёных и пресных водоёмов. Райские озёра — так их называли в народе, считая их воду целебной. Я очень хотела побывать в этом месте и уговорила родственников поехать туда.

Мы выехали из Талдыкоргана на рассвете. Ехали молча, засыпая под музыку. Дорога была долгой и утомительной. Тишину прервал водитель, спросив, как долго мы собираемся оставаться на озёрах. Я ответила, что едем на сутки или двое, и рассказала о наших планах, что хотим как можно больше поплавать в лечебной воде и подышать степным воздухом. Таксист выключил музыку и поделился легендой о Райском озере.

Исцеление Райхан

Когда-то давно жила женщина по имени Райхан, которая страдала от проказы. Вся родня, даже муж и дети, отвернулись от неё. Оставшись в одиночестве, в отчаянии она ушла из дома. Несколько дней и ночей Райхан бродила по степи. Её раны воспалились и болели. Однажды, стоя на вершине невысокого холма, она увидела два озера. В одном из них и решила утопиться. Она пыталась с головой погрузиться в воду, но её тут же выбрасывало на поверхность. Наконец она вышла на берег и заснула. А проснувшись утром, заметила, что язвы на коже стали заживать. Тогда-то и решила, что будет жить возле водоёма.

Райхан вернулась домой, когда исцелилась от проказы. Она показала людям путь к озеру и помогала всем исцеляться от разных заболеваний.

Говорили, что Райхан-ана даже стала возить сюда раненых фронтовиков. До глубокой старости женщина лечила в этих водоёмах людей. И когда умирала, попросила односельчан похоронить её здесь. С тех пор каждый, кто ищет исцеления, приносит с собой ветку саксаула и возлагает на могилу целительницы в дань уважения.

Казахстанское мёртвое море

От станции Матай мы доехали до того места, где стояла табличка с указателем «Рай Ана». Наш внедорожник свернул налево. Оставалось преодолеть самый сложный участок пути длиной в двадцать семь километров — песчаную дорогу.

Вскоре мы оказались в оазисе. Среди зарослей саксаула и кустов тамариска, окруженные ивами, блестели небольшие водоёмы — Райские озёра. Машина подъехала к берегу солёного озера. И мы увидели изумрудную гладь воды.

Стоял полдень. Термометр показывал невыносимые сорок пять градусов в тени. Солнце палило так, что даже лёгкий степной ветерок казался обжигающим.

Разбив палатку на берегу озера, сразу пошли купаться. Содержание соли в воде было настолько высоким, что нас выталкивало на поверхность. В озере можно было находиться не больше двадцати минут. После купания волосы вставали колом, кожа покрывалась белым налётом, купальники просаливались и затвердевали. Накупавшись вдоволь, мы решили смыть соль. Но пресная вода была у нас только для питья. Пришлось отправиться на её поиски.

В поисках

В округе было и пресное озеро. Дорогу спросили у отдыхающих, расположившихся рядом с нами. Они сказали, что озеро за холмом. Несмотря на сильный зной, я, мой брат и дочь решили туда сходить.

Под палящим солнцем температура в степи достигала пятидесяти градусов. Мы долго поднимались по каменистому склону холма. Под ногами юрко сновали ящерицы. На вершине наткнулись на степного зайца. Увидев нас, он вздрогнул и пустился наутёк. Как маленькие дети, мы побежали за ним. Перевалив за холм, остановились и невольно замерли от восторга, увидев озеро неземной красоты. Цепляясь за кусты, соскальзывая по склону, я спустилась вниз и побежала к берегу. Вдруг услышала крик брата: «Остановись». И почувствовала, как под ногами проваливается почва. Меня затягивало в трясину. Но тут подбежали дочка и брат и помогли мне выбраться. Вокруг озера не было ни души. Это оказалось не то озеро, которое мы искали.

Тогда решили вернуться к палатке по равнине. Нам казалось, что там идти будет легче и быстрее. Но идти по раскалённому бархану очень трудно. Ноги проваливались в горячий песок. Я поразилась выносливости моей маленькой дочери. Она не хныкала, даже старалась нас подбадривать. Разговаривать друг с другом не могли. Мучила жажда. Вспоминались слова из песни: «Горячее солнце, горячий песок, горячие губы — воды бы глоток». В добавок подул ветер, поднявший песчаное облако, которое застилало глаза.

Наконец вдалеке мы увидели нашу палатку. У самодельной печки в ожидании сидели мои мама и сестра. Вместо чистых и искупавшихся в пресной воде родственников они увидели трёх шоколадных пришельцев. Смотреть на нас без смеха было невозможно. Уходили мы с белым солёным налётом на теле, а вернулись коричневые. Выделялись только белые зубы и покрасневшие от пыли глаза. Пришлось использовать половину запасов питьевой воды. Помывшись и поужинав, все легли спать.

Корсаки[1]

Перед сном мы долго боролись с комарами. Но победа в битве за спокойную ночь длилась недолго. Среди ночи нас разбудил громкий крик мамы. Мы все разом подскочили. Я выглянула из палатки и увидела стаю каких-то мелких хищников. Оказалось, что один из них грыз растяжку палатки. Мама изнутри изо всех сил отбивалась тапочками. Мы все начали хлопать по стенкам, пытаясь отпугнуть зверей. Затем брат выскочил наружу и, размахивая палкой, отогнал их. Похожие на лис хищники убежали, и чтобы окончательно отпугнуть нежеланных гостей, мы разожгли костёр. После бессонной ночи, уставшие, уже ближе к рассвету погрузились в сон.

Утром проснулись от гула мотора. Недалеко от нашей палатки стояла машина. Наши соседи по берегу собирались уезжать. От них мы узнали, что по ночам к палаткам отдыхающих в поисках еды наведываются корсаки.

Лайфхак

После завтрака, поняв, что достаточно с нас впечатлений и приключений, мы решили вернуться домой пораньше. Таксист предупредил, что заберёт нас через двое суток, поскольку знал, что в пустыне нет сотовой связи. Тогда я пошла узнать у других отдыхающих, как они связываются по телефону с городом. Не успела я отойти далеко от палатки, как увидела супружескую пару, спускающуюся с холма. Они-то и поделились со мной местным лайфхаком. Рассказали, что если подняться на вершину холма, то появится связь. Взобравшись на холм, я быстро дозвонилась до нашего водителя.

К вечеру мы уже дома сидели за столом и делились с другими родственниками впечатлениями о поездке. Это было незабываемое путешествие к Райским озёрам.

Мария Баисова

Мария Баисова — живёт в Алматы. Имеет высшее педагогическое образование. Училась в Открытой литературной школе Алматы на семинаре прозы и детской литературы. Пишет рассказы.