Дактиль
Ольга Малышева
(восприятие с принятием и плейлистом)
Ия
Динтар
Ансана
Ома
Ярган
Ярган. Конический породный отвал.
Ия. А?
Ярган. Конический породный отвал. Террикон.
Ия. Да, я знаю.
Ярган. Не первый раз?
Ия. Не первый.
Ярган. А чего приезжала-то?
Ия. По делам.
Ярган. Какие у нас тут дела? Тишь да гладь. Да благодать.
Ия. Дела как дела.
Ярган. Как дела? Нормально всё. Воздух вон какой хороший. Понятный.
Ия. Понятный?
Ярган. Ну, посмотри. Видишь воздух?
Ия. Вижу.
Ярган. Вот поэтому и понятный. Смотришь — и понятно, чем дышишь. Видно.
Ия. Ясно.
Ярган. Не ясно, а понятно.
Ия. Понятно.
Ярган. Ты чего такая злая?
Ия. Я не злая.
Ярган. Ну я же вижу. Лицо у тебя злое. Знакомое. Ты местная, что ли?
Ия. Да. Нет. Давно уже нет.
Ярган. Так да или нет?
Ия. Не живу здесь.
Ярган. И всё равно вижу, что наша. Хоть так и не скажешь. Волосы вон.
Ия. Что «волосы»?
Ярган. Крашеные.
Ия. Я же в шапке.
Ярган. Да понятно, что крашеные. И глаза накрашенные.
Ия. Я не крашу глаза.
Ярган. И я не крашу глаза. А вот.
Ия. Ясно.
Ярган. Не ясно, а понятно.
Ия. Понятно. Далеко ещё ехать?
Ярган. А тебе куда спешить? Без тебя не улетит.
Ия. Почему вы так думаете?
Ярган. Такой закон. Не улетит.
Ия. Нет такого закона.
Ярган. А я говорю: без тебя не улетит. И с тобой не улетит. Нельзя лететь.
Ия. Почему?
Ярган. Тұман.
Ия. Что?
Ярган. Колечко у тебя какое. Дорогое поди.
Ия. Не знаю.
Ярган. Подарок, что ли?
Ия. Подарок.
Ярган. Это кто ж теперь такие подарки дарит?
Ия. Бывает.
Ярган. Циркон?
Ия. А вы разбираетесь?
Ярган. Куда там. Название просто вспомнилось.
Ия. Это метеорит.
Ярган. Вот те нате. И зачем?
Ия. Красиво.
Ярган. Ну пускай. Тебе всё к лицу. А чего ты уехать решила?
Ия. Надо уехать.
Ярган. Много кому надо.
Ия. Так это нормально. Мир большой.
Ярган. Это у тебя большой. А у нас тут круг да по кругу. Смотри вон, гору видишь?
Ия. Террикон.
Ярган. Сама ты террикон. Это гора. Две большие разницы. Видишь?
Ия. Вижу.
Ярган. В который раз уже видишь? Сводил бы тебя.
Ия. В горы?
Ярган. На гору. С горы, знаешь, всё видно.
Ия. Что?
Ярган. Всё видно. Кроме той горы, с которой видно.
Ия. А до гор далеко?
Ярган. Да не дальше, чем сейчас тебя везу.
Трек довольно странный, а что происходит. Тоже не особо лучше. Невозможно объяснить, что за музыку делает тот, кого ты сейчас слышишь, я даже не встречала никогда никого, кто бы его слушал, кто даже слышал о нём. Примерно так же, как невозможно объяснить тому, кто не видел, не ощущал, не понял происходящего только с тобой. Потому что это — только с тобой. И выбраться можно только самостоятельно. Эта мелодия не то чтобы назойливая, но тревожащая. Это даже не то чтобы мелодия. Она не из тех, что добровольно можно поставить себе на будильник, например. Но проснёшься ли, если услышишь. Вот эти рваные диссонансы — это всё так похоже на текст без вопросительных знаков там, где они вроде как подразумеваются. Но их нет. Такая новая пунктуация. Такой единственно верный способ проснуться без будильника. Он работает. Или нет. Поприветствуй утконоса. Это странно. Вопросительный знак.
Track 1
Ансана. Я тебя знаю, ты от пятьдесят восьмого.
Ия. Я не уверена.
Ансана. Я тебя люблю.
Ия. Бывает.
Ансана. А ты меня любишь? Да или нет?
Ия. Есть правильный ответ?
Ансана. Правильный ответ — это ты меня любишь. И я тебя любишь. Скажи, да или нет?
Ия. Я тебя любишь.
Ансана. Ты моё золото. Наполовину золото, наполовину серебро.
Ия. Ты знаешь, как наверх попасть?
Ансана. Нельзя наверх. Только вниз.
Ия. А вниз?
Ансана. Нельзя вниз. Только наверх.
Ия. Почему нельзя?
Ансана. Көктайғақ.
Ия. Хорошо. А вправо там, влево, назад, вперёд?
Ансана. Я не умею право и лево. Не понимаю.
Ия. Ты вот в это место, откуда пришла?
Ансана. Я не пришла. Я всегда здесь была.
Ия. Одна?
Ансана. Не одна. Много. Теперь только меня.
Ия. Пятьдесят восьмой тоже тут был?
Ансана. Кто это?
Ия. Ты сама сказала про пятьдесят восьмого.
Ансана. Не хочу видеть тебя.
Ия. Так больше нет никого.
Ансана. Хочу тебя поцеловать.
Ия. Нет.
Ансана. Тогда я обиделась.
Ия. Тогда я тоже обижусь.
Ансана. Ладно, прости меня.
Ия. Хорошо.
Ансана. И я хорошо.
Ия. Как подняться по лестнице?
Ансана. Я мы по лестнице поднимусь.
Ия. Как? Тут дыра.
Ансана. Ты тупая.
Ия. Зачем ты обзываешься? Это плохо.
Ансана. Почему?
Ия. Потому что так нельзя делать, это обидно.
Ансана. Ты мне обиделась?
Ия. Да.
Ансана. Не обижайся.
Ия. Хорошо.
Ансана. Ты мне простила?
Ия. Простила.
Ансана. Ты моя подруга.
Ия. Ты моя подруга.
Ансана. Да или нет?
Ия. Да.
Ансана. Из лестницы есть выход.
Ия. Куда?
Ансана. На лестницу.
Ия. На лестницу из лестницы?
Ансана. Да.
Ия. Я не понимаю.
Ансана. Да или нет?
Голос такой сладкий, слова такие нужные. Это переход. Я уже знаю, откуда и куда, потому что эти законы создаю сама. Ия будет слушать этот трек на репите, потому что он достаточно хорош, чтобы сгладить и джетлаг, и перепады давления, и вот это всё. Потому что ну нешуточно — так скакать из сцены в сцену. Или из контекста в контекст. Или из настроя в настрой. Как это ещё объяснить. Ия любит сладкоголосых, Ия влюбляется в них молниеносно — это у неё от меня. А у меня — от той, которая должна была стать шестым персонажем этой истории, но её время, кажется, ещё не пришло. Её имя могло быть такое — Эфана. Или Эфа. Или Айна, как кто-то однажды догадался. На мне её рубашка. Это моя рубашка. И это она когда-то приняла в подарок кассету с голосом, который ещё прозвучит сегодня. А пока — другой голос, который нашёлся и нашёл.
Track 2
Ия. Вы так на меня смотрите.
Динтар. Сені көргеніме қуаныштымын.
Ия. Мы знакомы?
Динтар. Кешіріңіз. Асығуға болмайды.
Ия. Вам что-то нужно?
Динтар. Ештеңе. Ал сіз ше?
Ия. Не знаю. Может, дверь.
Динтар. Сіз үшін бұл маңызды ма?
Ия. Кажется, да.
Динтар. Біз саяжолдамыз, мына жерде есік жоқ.
Ия. Дверь должна быть везде.
Динтар. Мүмкін солай да шығар.
Ия. Вы меня напугали.
Динтар. Жамандық болғанын қалаған жоқпын.
Ия. Да нет, всё нормально. Просто надоело бояться.
Динтар. Енді мен сіз үшін қорқа бастадым.
Ия. Говорю же: нормально. Вы давно здесь?
Динтар. Анығын білмеймін.
Ия. Да уж.
Динтар. Шаршаған жоқсыз ба?
Ия. Устала.
Динтар. Отыра беріңіз.
Ия. Ух ты.
Динтар. Азизам.
Ия. Что вы сказали?
Динтар. Отыра беріңіз дедім.
Ия. Нет, до этого.
Динтар. Ештеңе.
Ия. Но я же помню.
Динтар. Есімде жоқ.
Ия. Мне не послышалось.
Динтар. Жан жарым.
Ия. Кто вы такой?
Динтар. Жай.
Ия. Тут не может быть просто случайно.
Динтар. Жай айтып отырмын.
Ия. Как будто я что-то должна вспомнить.
Динтар. Қандай көмек көрсете аламын?
Ия. Я сама должна.
Динтар. Байқап көруге болады.
Ия. И что ты предлагаешь?
Динтар. Өз жүрегіңізді тыңдаңыз. Жауап беріңіз.
Ия. Что?
Динтар. Аспанның түсі қандай?
Ия. Синий.
Динтар. Екі жердегі екі қанша болады?
Ия. Издеваетесь? Четыре.
Динтар. Сағат неше?
Ия. Часы. Полдень где-то?
Динтар. Бүгін қай күн?
Ия. Су... Вто... А?
Динтар. Бүгін нешесі?
Ия. Я не понимаю.
Динтар. Сіз қашан келдіңіз?
Ия. Я не понимаю.
Динтар. Сіз қайдан келдіңіз?
Ия. Я не знаю.
Динтар. Біз қайдамыз?
Ия. Я не знаю.
Динтар. Мені танымадың ба?
Ия. Что?
Динтар. Кімсің сен?
Мы уже говорили с тобой про переход. Этот, новый, с «вы» на «ты». Я знаешь сколько раз его репетировала в голове. А в жизни он всегда случается либо сам, либо как-то по-дурацки церемонно. Кто первый скажет «ты»: Ия Динтару или Динтар — Ие. Здесь снова должен быть вопросительный знак, но мы договорились, что никаких знаков не будет. Во всяком случае, знаков препинания. Но могут быть дорожные, например. Или знак, который из серии «дай мне знак». Когда в моём плейлисте появляется этот трек, я сразу решаю, что это знак. Кому-то начать говорить «ты». Кому-то объявлять войну. Кем-то дышать. Просто дышать. Это знак, что я по-прежнему умею моделировать реальность. Вот эту я создала сама.
Track 3
Ома. Ты тут насовсем.
Ия. Вы давно ждёте?
Ома. Я никого не жду.
Ия. Поезда?
Ома. Поезда тоже не жду.
Ия. А зачем пришли на вокзал?
Ома. Куда ж ещё.
Ия. Вы здесь живёте, что ли?
Ома. А ты?
Ия. А мне нужно уехать.
Ома. Это вряд ли.
Ия. Почему?
Ома. Поезд не останавливается.
Ия. Вокзал есть, станция есть, значит, останавливается.
Ома. А билет у тебя есть?
Ия. Не знаю.
Ома. Получше поищи.
Ия. Нет.
Ома. И я говорю: нет. Нельзя ехать.
Ия. Почему?
Ома. Боран.
Ия. Касса здесь где?
Ома. Я говорю: нет.
Ия. Кассы нет?
Ома. Ничего нет.
Ия. Совсем ничего?
Ома. Бог есть.
Ия. Не уверена.
Ома. Помолись.
Ия. Нет, спасибо.
Ома. Прости, Господи.
Ия. Спрашивать бессмысленно, да?
Ома. Спроси, кто тебе не даёт. То ли ты спросишь. То ли я спрошу. Как здоровье твоё?
Ия. Да нормально вроде. А ваше?
Ома. Спаси, Господи. Ползаю, видишь.
Ия. Вот и правильно.
Ома. Только воши у меня. Посмотри, что ли.
Ия. Нет, извините.
Ома. Прости, Господи.
Ия. Вон там, на мосту, это не касса?
Ома. Я слепая совсем, не вижу. Где на мосту?
Ия. Мост через пути.
Ома. Нет давно никакого моста. Рассыпался, когда я ещё молодая была.
Ия. Как рассыпался?
Ома. Развалился, разрушился, треснул, грохнул.
Ия. А это что?
Ома. Видать, новый. Запамятовала. Память не та уж.
Ия. Так касса там есть?
Ома. Бог его знает, то ли есть, то ли нет.
Ия. Пойду посмотрю.
Ома. Не спеши, куда тебе спешить.
Ия. Который час?
Ома. Да кто ж тебе теперь ответит.
Ты же понимаешь, что это всё — пьеса. А ты — режиссёр, который будет её ставить. Так что следующий трек тебе — пасхалка. Слишком много тире в первых трёх предложениях, но ничего не поделаешь: люблю. Вот двоеточие, например. Что про трек. Там в заглавии есть слово, одно из буквальных переводов которого — «поднятие занавеса». Ближе, конечно, «снятие покрова», да и в «Википедии» именно так написано, но мне про занавес нравится больше. Тем более это пьеса, напоминаю. Даже если тебе так не кажется. Добро пожаловать в современную драматургию. И да, в современную поэзию тоже. Совершенно не исключаю и факта, что это ты — тот, кто написал стихи, которые потом стали этим самым треком. Это не совпадение, просто так случается. Неевклидова геометрия, взаимопроникновение акторов и их акций. Спасибо за трек, кстати.
Track 4
Ансана. У меня завтра с днём рождения.
Ия. Здорово. Как будешь праздновать?
Ансана. А у тебя когда с днём рождения?
Ия. Не скоро ещё. Летом.
Ансана. Летом не бывает.
Ия. Бывает. У меня же есть.
Ансана. Нет, лето не бывает.
Ия. Бывает. Тепло, солнце. Деревья зелёные. Цветы. Не знаю. Что ещё?
Ансана. Не бывает. Бывает ветер. Снег тоже. Замёрзла.
Ия. Ты замёрзла?
Ансана. Замерзла.
Ия. Сейчас в смысле? Держи варежки, у тебя руки голые.
Ансана. Спасибо. Скажи ему про меня.
Ия. Кому?
Ансана. Ему. Я ему люблю.
Ия. А меня?
Ансана. И тебе люблю. Это тебе с днём рождения.
Ия. Это нож?
Ансана. Это зуб.
Ия. Откуда?
Ансана. От бобра.
Ия. Ничего себе.
Ансана. Чего.
Ия. Спасибо. Мне очень нравится.
Ансана. Мне свадьба скоро.
Ия. Ух ты.
Ансана. А тебе когда свадьба?
Ия. Не знаю.
Ансана. Парень есть?
Ия. Можно я не буду отвечать?
Ансана. У мне есть. Два. Это мало.
Ия. Два — это мало?
Ансана. Мало. Надо три хотя бы.
Ия. Жених же на свадьбе один только. Это закон такой.
Ансана. Да.
Ия. А зачем тебе тогда три парня?
Ансана. Ты дура, что ли?
Ия. Не обзывайся, мы же договорились.
Ансана. Точно.
Ия. И когда у тебя свадьба?
Ансана. Скоро. Жар-жар.
Я когда голос этот слышу, замираю и мурашусь. Я знаю ту, чей он. Мне нравится её тембр и её ультимативность. «Чего тебе ещё надо». И так люблю, этого достаточно. Если что-то изменится, я тебе сообщу. Через этот трек Ия снова придёт к Динтару. Там ноты, как хлебные крошки — по ним так легко идти. Ты, наверное, и не заметишь, сколько других моих реальностей заплетутся на этих страницах, вот одна из них громыхнула только что. И сразу затихла. Потому что я не особенно люблю громкие звуки, тем более в последние пару лет. А эти строки пишу за три минуты до того, как сменятся цифры, так что будет оглушительно. Я бы предпочла piano. Если загуглить «пиано», возможно, ты получишь ещё одну пасхалку. Или просто послушай то, что в наушниках у Ии. Это прелесть как хорошо.
Track 5
Ия. Ты так на меня смотришь.
Динтар. Шашың қандай әдемі.
Ия. Обычно никому не нравится.
Динтар. Олай деме. Маған ұнайды. Түсі ашық.
Ия. Ты странный.
Динтар. Неге? Мен комплимент айтқым келеді.
Ия. Тогда я хочу ещё.
Динтар. Ой. Ойланып кетіппін.
Ия. Ну вот.
Динтар. Оның несі күлкілі?
Ия. Я радуюсь просто.
Динтар. Маған сенің күлкің де ұнайды.
Ия. Я теперь остановиться не могу.
Динтар. Ауырып қалдың ба? Әлде ғашық болдың ба?
Ия. Ты как будто нарочно.
Динтар. Рас емес пе?
Ия. Мне нравится, что ты меня смешишь.
Динтар. Мұнда қарашы.
Ия. Что там?
Динтар. Құмырсқа сияқты екен.
Ия. Пусть ползёт.
Динтар. Құмырсқаның ішінде бүкіл әлем бар.
Ия. Как и в тебе.
Динтар. Сенің ішіңде де бар.
Ия. Так устроено.
Динтар. Құпияны сақтай аласың ба?
Ия. Аха.
Динтар. Тссс. Өмір ғажайыпқа толы.
Ия. В каком смысле?
Динтар. Тура мағынада.
Ия. Докажи.
Динтар. Жарайды. Тілек тілеші.
Ия. Что, вслух, что ли?
Динтар. Озің біл.
Ия. Тогда я про себя.
Динтар. Паһ-паһ-паһ, тілегің орындалсын!
Ия. Ничего не изменилось.
Динтар. Кім біледі.
Ия. Что ещё ты можешь показать?
Динтар. Оригами жасай аламын.
Ия. Только не из чего.
Динтар. Қағаздан емес, жапырақтан.
Ия. Вот это фокус.
Динтар. Мә.
Ия. Красиво. Что это?
Динтар. Не знаю.
Ия. А кто знает?
Динтар. Кейін түсіндіремін.
Ия. Это же не вечно.
Динтар. Не деп жатыр едік?
Ия. Ты сам сменил тему.
Динтар. Расында ма?
Ия. Мне показалось.
Динтар. Енді сенесің бе?
Ия. Да.
Динтар. Әрекет ету уақыты келді.
Ия. Это должно быть моё волшебство.
Динтар. Көрсетші маған.
Ия. Смотри. Просто смотри.
Динтар. Уау.
Ия. Видишь? Видишь?
Динтар. Періштем менің.
Ия. Періште емеспін.
Динтар. Кімсің сен?
Может, ради этого трека всё и затевалось. Вся история появилась. Когда я впустила саму эту мысль, что можно вот так. И я ждала, что эту возможность, которую, мне казалось, изобрела сама, предложит один, а предложил другой. Но дело не в персоналиях, как оказалось, а в персонажах. Персонаж может быть таким, как я хочу. И я про него всё знаю, даже то, какие на ощупь его кудри. Я всё знаю про Динтара, он из той вручную смоделированной реальности, которая чуть менее реальна, чем клавиши под моими пальцами, но гораздо более, чем тебе может показаться. Я люблю тебя крепче, чем ты меня. Я знаю тебя лучше, чем ты меня. Я подпевала это на концерте, где встретила и обняла того, кто почти Динтар.
Track 6
Ома. Так что с мостом-то?
Ия. Его почти не видно. Я пробовала смотреть. И выходить.
Ома. Не мельтеши.
Ия. Не люблю, если не получается.
Ома. Сядь. Посидим, покумекаем. А что любишь? Вот рыбу, например, любишь?
Ия. Рыбу? Ну. Да.
Ома. Какую рыбу больше любишь: когда сварят или когда пожарят?
Ия. Разную. Всякую.
Ома. Я жареную больше люблю. Пирожок вот возьми.
Ия. С рыбой?
Ома. Зачем с рыбой? С капустой.
Ия. Сами пекли?
Ома. Куда мне. Нет, тутошний.
Ия. Я не хочу, спасибо.
Ома. Мне дай тогда.
Ия. Я и не забирала.
Ома. Запить бы. Есть чего запить?
Ия. Ничего нет.
Ома. Вот и я говорю: ничего нет.
Ия. Но возможно ведь?
Ома. Чего ещё «возможно»?
Ия. Понять хотя бы.
Ома. Так чего тебе непонятно?
Ия. Направление. Время. Ничего непонятно.
Ома. А раз вопросы задаёшь, значит, кое-что да понимаешь. А я старая уже. А ну, покажи, что у тебя там.
Ия. Перестаньте.
Ома. Не стесняйся, покажи, любопытно.
Ия. Да что вы делаете, это неприлично.
Ома. На, на, не буду. Попить нет у тебя?
Ия. Нет. Я же говорила.
Ома. Когда?
Ия. Да вот только. Перед тем как вы.
Ома. Что я?
Ия. Ну вот это.
Ома. Я ничего.
Ия. Пусть так. Только больше не надо.
Ома. Спаси, Господи.
Ия. Что будет, если я всё-таки попробую дойти?
Ома. Куда?
Ия. До моста.
Ома. Ты будешь слишком долго идти.
Ия. Как долго?
Ома. Всегда. Выбирай: или всегда идти или навсегда здесь.
Под этот трек у меня однажды была бессоница. А ещё раньше я не понимала, что там смесь языков. Возможно, потому что была усталой как та, которая это поёт. И раз уж я про вербальное, то опять через тебя хочется передавать приветы разным. Тебе, который «почему ты только с ним говоришь». Тебе, который «давай я буду говорить, а ты отвечать». Тебе, которая собирала это всё библейское и через которую рождалось что-то совсем несвятое. Тебе, который «и в какой-то момент». Тебе, который, я хочу, чтобы поставил эту пьесу. Тебе, который, я хочу, чтобы поставил эту пьесу. Тебе, который, я хочу, чтобы поставил эту пьесу, но сомневаюсь, что это должен быть ты. Тебе, который не был святым, и, я хочу, чтобы продолжил не быть.
Track 7
Ярган. Я своей тоже кольцо дарил.
Ия. Женщине?
Ярган. Жене. Жена была.
Ия. Понятно.
Ярган. А теперь нет жены. Только я есть без жены.
Ия. Ну ещё всё впереди.
Ярган. Тебе откуда знать.
Ия. Так говорится. Я не хотела обидеть.
Ярган. Ещё б ты хотела. Я б захотел — мало не показалось бы.
Ия. Простите.
Ярган. А прощаю! Чего нам, кабанам. Я сегодня добрый.
Ия. Ага.
Ярган. А будешь выкобениваться — высажу тебя прямо здесь. Сама пойдёшь своим пешком.
Ия. Ясно.
Ярган. А?
Ия. Понятно.
Ярган. То-то же. Думаешь, я так не делал никогда? Ещё как. Посидеть, правда, пришлось.
Ия. Посидеть?
Ярган. Ну посидеть, присесть. Да ничего такого. Никто не застрахован. И когда это было.
Ия. Что было?
Ярган. Вопросов много задаёшь.
Ия. А вы могли бы не курить?
Ярган. Вот мне ещё баба какая-то будет указывать. Хочу и курю.
Ия. Мне неприятно.
Ярган. Цаца какая. Потерпишь. Ладно, эту покурю и не буду больше. Или буду. А то сама покури. Злая больно. Вдруг отпустит. Куришь?
Ия. Нет.
Ярган. Даже эти, как их, дуделки, или что у вас там модно.
Ия. Нет.
Ярган. А чего? Мозги затуманить иногда знаешь как надо. Без этого жить — как изжога постоянная. Выпить опять же.
Ия. Вы за рулём.
Ярган. За рулём. А как не за рулём — очень это дело уважаю. Особенно как один стал жить. Без стопарика и не уснёшь.
Ия. Вам виднее.
Ярган. Виднее с горы. Тут, главное, не перехлестнуть, а то я рукам не хозяин сразу. Могу и врезать. Могу и пощупать. Много чего могу. Потом не помню ни черта.
Ия. Вы следите?
Ярган. Слежу, не боись. Стреляный калач.
Ия. Тёртый.
Ярган. Что?
Ия. Всё хорошо.
Ярган. Тебе откуда знать — хорошо или паршиво.
Ия. Кому хорошо, кому паршиво. Все разные. Это как раз нормально.
Ярган. Одинаковые. Все вы одинаковые.
Ия. Кто?
Ярган. Вы.
Ия. Люди?
Ярган. Люди.
Ия. А вы — не люди?
Ярган. Не лезь.
Я же не могу без документа. «Википедия» — мой любимый документ. Она говорит, что этот танец стал популярным после Первой мировой войны. Но не знает, какой танец будет популярен после Третьей мировой. И когда она закончится. И не идёт ли уже. А трек — волшебный какой-то, он просто свалился на меня на этой аллее, где я без понятия что за деревья растут. Вероятно, дубы. И в песне — про ночь, но это точно была не ночь. Но вот что бы я хотела слышать как мелодию будильника — так это её. Как тактичный способ вернуть меня в ту реальность, которая чуть более реальна. Хотя тут уже не разберешь.
Track 8
Ома. Заплутала, что ли.
Ия. Мне кажется, если я пойду туда, то всё равно вернусь сюда.
Ома. А я как сказала?
Ия. И выхода нет?
Ома. Помолилась бы ты.
Ия. Нет.
Ома. Құдай жар болсын.
Ия. Мне кажется, я здесь уже была.
Ома. Если бы была, осталась бы.
Ия. Но я ушла.
Ома. Не ушла бы.
Ия. Значит, ушла. Уехала.
Ома. Невозможно.
Ия. Что?
Ома. Невозможно уехать.
Ия. Куда?
Ома. Откуда.
Ия. Откуда?
Ома. Говоришь же, что сама знаешь.
Ия. Я как будто забыла.
Ома. Молодая, а памяти нет. Ладно я старуха.
Ия. Не поэтому. Потому что кому-то было нужно, чтобы я всё забыла.
Ома. Не выдумывай. Кому ты нужна.
Ия. Нужна.
Ома. И я никому не нужна.
Ия. У вас есть кто-нибудь?
Ома. Ну, может, ты.
Ия. Я?
Ома. Испугалась.
Ия. Нет.
Ома. Да.
Ия. Да.
Ома. Я тебе никто, не вспоминай.
Ия. Но вам же от меня что-то нужно.
Ома. Воши у меня.
Ия. Врёте.
Ома. Дай прилягу.
Ия. Места много.
Ома. На колени тебе прилягу.
Ия. Не надо, мне тяжело.
Ома. Молодая, потерпишь. Смотри, у тебя волосы седые.
Ия. Я знаю. Что теперь.
Ома. Неправильно это. У меня седые — это правильно.
Ия. У меня тоже правильно.
Ома. Спаси, Господи.
Ия. Ждать — неправильно.
Ома. А чего ждёшь?
Ия. Боюсь, что опоздаю.
Ома. Чтобы не опоздать, надо спешить. А ты ждёшь.
Ия. Не буду ждать.
Ома. Всё равно опоздаешь.
Ия. Почему?
Ома. В прошлый раз опоздала. И до этого. И до него. И тогда.
Ия. То есть я всё-таки здесь была уже?
Ома. Мне почём знать. Да и знала бы — забыла. Плохо, когда не знаешь, ещ и забудешь.
Ия. Вспомните, пожалуйста, про пятьдесят восемь.
Ома. Пятьдесят восьмого?
Ия. Да. Вы помните?
Ома. Прилягу и повспоминаю.
Ия. Только не на левое колено, вот сюда.
Ома. Спаси, Господи.
Мне нравится слово «трек», а слово «песня» нравится меньше. И если в словарь синонимов залезть, чтобы этих всех дурацких повторов не было, то там первой строкой слово «гимн». Гимн — претенциозно, конечно, да и гимном чему может быть этот трек. Гимном блядству. Это, кстати, ненормативное слово, я такими защищаю пьесы от ханжей. В этом тексте оно — единственное. Как оберег. Как подкова, которая висит у меня над входной дверью. И не спрашивай, кто тот конь, чья это подкова. Потому что ты его можешь знать. Потому что, может, это ты, кто его придумал. А Ия будет слушать гимн тому самому, что я пообещала упомянуть лишь однажды. Потому что это её оберег от Омы и её острых зубов. Скорее всего, метафорических, но всё равно неуютно.
Track 9
Ярган. Чего молчишь?
Ия. Сколько за дорогу?
Ярган. Да пару монет закинь. Сдачу возьми.
Ия. Тут без сдачи.
Ярган. Бери, бери. Жары менікі, жары сенікі.
Ия. Хорошо.
Ярган. Опять молчит.
Ия. Не хочу говорить.
Ярган. Говори-говори. А то вдруг я усну.
Ия. Серьёзно?
Ярган. Брешу. Или не брешу. Как тут разберёшь.
Ия. Не разберёшь. Я правда не хочу говорить.
Ярган. У нас так не принято. Раз ты тут — давай, рассказывай.
Ия. Где «тут»?
Ярган. А как ты сама не знаешь где. Раз очутилась, значит, должна знать. Понимать или догадываться.
Ия. Я не знаю сюда. Знаю только отсюда.
Ярган. Пятьдесят восьмой всё знает.
Ия. Пятьдесят восьмой?
Ярган. Он. Или они.
Ия. Кто «они»?
Ярган. Много будешь знать — быстро состаришься.
Ия. Может, оно и к лучшему.
Ярган. У бабы молодость — главное. Бабий век короток. Старые никому не нужны.
Ия больше не может выносить этого. Ия надевает наушники. Ия слушает. Когда мелодия становится чуть тише, Ия слышит, как Ярган продолжает говорить с ней. Ярган не понимает, что Ия его не слушает.
Ярган. …чего только ни переживали, и это переживём. Так решил.
Ия слушает музыку.
Ярган. Пришлось учиться. Туда его.
Ия слушает музыку.
Ярган. …писала мне, написывала, думала, светит что. А не светит, я же не это самое…
Ия слушает музыку.
Ярган. До сих пор так и было бы: всё одно да потому. Нормально, привычно. Понятно опять же. Не жалуюсь. Ни на…
Ия слушает музыку.
Ярган. …все знали. Всё равно заставили спуститься. А потом ищи то ли живого, то ли мёртвого. Всю дорогу так было, и потом…
Ия слушает музыку.
Ярган. Эй!
Ия снимает наушники.
Ярган. Татуировки есть у тебя?
Ия. Нет.
Ярган. Зря.
Ия. Неожиданно.
Ярган. Что?
Ия. От вас такое слышать.
Ярган. Да чего вдруг. Это знаешь как полезно бывает. Когда вот это всё случилось, только по ним его и опознали. По татуировкам.
Ия. Кого опознали?
Ярган. Меня.
Ия надевает наушники. Она уже не понимает: то ли ей больше не страшно, то ли страшно до такой степени, что уже всё равно. Ия слушает. Я обожаю эту песню, и она, вероятно, тоже. Однажды тот, кто, не исключено, будет читать этот текст, сказал: это же моя песня. А я ответила: нет, не твоя. Она была бы его, могла бы быть его, немного побыла нашей с ним. А до — была нашей с совсем другим. Поэтому я решила забрать её у всех и оставить только себе. И ещё немного Ие. Потому что в песне — про вечный мир. Мир — это и место, чтобы быть, и отсутствие войны, чтобы жить. А ещё в песне про побег. Ие очень нужно сбежать. От Яргана и вообще. Ну ты уже и так понял по тексту. Сбежать, если это вообще возможно.
Track 10
Ансана. Я похожа на стрекозу.
Ия. Огонь.
Ансана. А зуб бобра — это оружие.
Ия. Против чего?
Ансана. Против злых.
Ия. Как узнать злых?
Ансана. Ты узнаешь, когда увидишь.
Ия. Сможешь сама описать?
Ансана. Не могу. Не умею. Ты умеешь.
Ия. Что я умею?
Ансана. Ты всё умеешь. Ты моя подруга.
Ия. Ага.
Ансана. Молодец.
Ия. Ты же тоже молодец.
Ансана. Я скучаю.
Ия. По чему?
Ансана. По тебе.
Ия. Но я же здесь.
Ансана. Только я здесь.
Ия. Не только.
Ансана. Навсегда только я здесь.
Ия. Ты разве не можешь уйти?
Ансана. Не могу. Не хочу.
Ия. А я могу?
Ансана. Ты — да.
Ия. Как?
Ансана. Сама знаешь.
Ия. Ещё что-нибудь скажи об этом, чтобы я поняла.
Ансана. Когда положишь варежки в карман, ключ тоже там будет.
Ия. Это теперь твои варежки.
Ансана. А ключ нет.
Ия. В смысле — ключа нет?
Ансана. Есть.
Ия. Хорошо. А дверь?
Ансана. И дверь есть. И зверь есть. И я есть.
Ия. Это ты на стене нарисовала?
Ансана. Мне было скучно.
Ия. Подожди, ты это ногтями, что ли?
Ансана. Мне было скучно.
Ия. Покажи руки.
Ансана. Вот.
Ия. Варежки сними.
Ансана. Не сниму. Ты сама подарила.
Ия. Я не буду забирать. Покажи руки.
Ансана. Не покажу.
Ия. Покажи.
Ансана. Не покажу.
Ия. Покажи.
Ансана. Не покажу. Повторюха-муха серая лягуха.
Ия. Ты опять обзываешься.
Ансана. Я больше не буду.
Ия. Всегда так говоришь.
Ансана. Честно не буду.
Ия. И так тоже говоришь.
Ансана. Ладно.
Ия. Тебе же скучно здесь.
Ансана. Со мной ты.
Ия. А когда меня нет?
Ансана. А когда тебя нет?
Ия. Бывает же, что меня нет.
Ансана. Не бывает. Меня всегда есть.
Ия. Так. Не могу.
Ансана. Ты нормально?
Ия. Сердце болит.
Ансана. Тогда приходи в следующий раз без сердца.
Таких у меня много в плейлисте: про ощущение, про зыбкость, про подушечки пальцев. Если есть такие реальности, в которых нетактильно, то зачем они вообще нужны. Если я обнимала тебя, то ты уже всё понимаешь. Если я целовала тебя, ты уже ничего не понимаешь. Это ещё не последний трек, но в плейлист он попал последним. Он казался мне слишком лёгким для этой истории, но я подумала: а зачем усложнять. Какого чёрта. Каждый раз, когда я пытаюсь усложнять, ход вещей замедляется. Порядок вещей нарушается. А я, знаешь, беспорядок как-то не очень. Особенно в том, что касается ритуалов. Ансана знает и умеет. Ритуалы ценны тщательным к ним подходам. Тем более если это такие, которые известны только тебе и созданы самосильно только тобой.
Track 11
Ия. Сұрағыңды қайталашы.
Динтар. Қандай?
Ия. Өзің білесің.
Динтар. Білмеймін.
Ия. Сен бәрін түсіндің.
Динтар. Түсінбедім.
Ия. Мені сұрашы.
Динтар. Не туралы?
Ия. Жетеді енді.
Динтар. Болды. Ойнап айттым.
Ия. Сонда ше?
Динтар. Кімсің сен?
Ия. Билетті сатып алған әйелмін.
Динтар. Уау.
Ия. Қолымнан келеді.
Динтар. Қай жаққа?
Ия. Бұл маңызды емес. Жай. Қарағандыдан.
Динтар. Сен үшін қуаныштымын.
Ия. Байқамай қалдым.
Динтар. Сен ертең кететін болдың ба?
Ия. Жоқ, ертен емес, бүгін.
Динтар. Яғни қазір кетесің бе?
Ия. Аха.
Динтар. Жолың болсын.
Ия. Менімен бірге барасың ба?
Динтар. Бұл мүмкін емес.
Ия. Мүмкін емес деп ойлайсыз ба?
Динтар. Осылай.
Ия. Неге?
Динтар. Бұл заң.
Ия. Мүмкін емес дүние жоқ.
Динтар. Ол мені жібермейді.
Ия. Жібереді.
Динтар. Ондай жоқ, болған емес, болмайды да.
Ия. Онда тұрған не бар?
Динтар. Сенде бір ғана билет бар.
Ия. Менде екі билет бар еді.
Динтар. Неткен ғажап.
Ия. Өмір ғажайыпқа толы. Өзің айтып едің ғой.
Динтар. Тура ертегідей.
Ия. Дәл солай.
Динтар. Дем шығар. Кеттік пе?
Ия. Бір минут күте тұр.
Динтар. Не үшін?
Ия. Тоқта.
Динтар. Уақытымыз аз.
Ия. Уақытымыз көп. Тоқташы.
Динтар. Не болып қалды?
Ия. Тыныштық. Тоқташы, өтінем.
Динтар. Құлағым сенде. Тұра тұрмын.
Ия. Біз міндетті түрде кетеміз. Бірақ алдымен…
Динтар. Не?
Ия. Мені құшақташы.
Ия и Динтар обнимаются. Прямо посреди улицы, аллеи, бульвара — какая разница. То ли Гагарина, то ли Аубакирова — ну а кого ещё. Прохожих нет и не может быть — это закон моделирования реальности: существует только то, на что ты смотришь крупным планом. А здесь я решаю, на что ты будешь смотреть. Ия и Динтар тоже решают. Вообще — любовь решает. Эта пьеса про любовь.
Эта пьеса про знание. Знать, как зовут пятьдесят восьмого и кто он. И зачем. Что за дверью, к которой ведёт/не ведёт лестница. И важно ли это. Сколько было тех, кто ушёл вместе с Ярганом. И кто в этом виноват. Что там за круги в степном серпантине. Почему я так ярко ощущаю, как пахнет полынь. Когда Ансана выйдет замуж. И нужно ли это ей на самом деле. Много ли ещё ненаписанных песен. Куда идти, если некуда идти. Почему память хранит не всё и не охраняет ли тебя таким своим выбором. Когда уже заберёт Ому тот, кого она вспоминает. И будет ли плакать по ней. Надолго ли хватит этого плейлиста, хватит ли хотя бы до перехода.
Но это всё неважно.
Важно — знать, как уехать из Караганды.
Она знает, как. И он знает. И я. И ты.
Track 12
Бәрі біледі.
Бәрі билейді.
Кімсің сен?
Плейлист:
1. Platypus Dancing — Michael Schiefel, Miklós Lukács, Jorg Brinkmann
2. men seni taptym — Kunzharyq
3. «Кислород» — «Ночные снайперы»
4. «Апокалипсис сегодня» — «Электрооко»
5. Jaqsy kóremin — me and my invisible orchestra
6. Men de Süyem — jeltoksan.
7. «Тлен» — Alai Oli
8. Tungi Foxtrot — Magjan & the Qoltrayn
9. «Актрисы спят с поэтами» — «Обе две»
10. Exit Music (for a Film) — Radiohead
11. «Чтобы целоваться» — «АлоэВера»
12. Kim sen — Qonyratbay Fam ft. Dias Adil
Bonus track: ayaz — «масло чёрного тмина»
Ольга Малышева — казахстанский драматург, театральный обозреватель, арт-менеджер. Автор проекта читок современной драматургии #читкиточка, куратор инклюзивной театральной лаборатории «Действие буквально». Драматург более десятка спектаклей в Казахстане. В формате читок и эскизов пьесы были представлены в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Украине, России, Эстонии, Норвегии, Швеции, Румынии, переведены на казахский, английский и румынский языки.