Ерлан Аскарбеков

70

«Каждый роман в шорт-листе Mecenat.kz уже достоен и издания, и экранизации»

26 мая началось читательское голосование в третьем мезоне премии Mecenat.kz за лучший роман о современном Казахстане. Единственный победитель будет получать пожизненную премию в размере 500 долларов каждый месяц. Мы поговорили с основателем премии Ерланом Аскарбековым о том, с какими трудностями приходится сталкиваться в процессе работы и что ожидать от нового сезона.

— Ерлан мырза, вы проводите конкурс Mecenat.kz уже в третий раз. Много ли желающих участвовать в нём в этом году?

— В начале мая, за неделю до дедлайна, у нас было 100 зарегистрированных авторов и 31 рукопись. По опыту мы знаем, что половина из зарегистрированных подаёт рукопись. Поэтому мы предполагаем, что будет 45-55 рукописей. Также мы заметили, что на казахском и русском языках представлено примерно равное количество романов.

— Определены победители двух сезонов. Довольны ли вы их результатами?

— Мы очень довольны результатами обоих сезонов, и первого, и второго. Согласно статистике Союза писателей, которую мы приводили в разных интервью, за 30 лет независимости страны до нашего проекта было издано 100 романов. За первые два сезона на наш проект было подано 110 романов, из них 16 прошли народное голосование, то есть были отобраны ридерами и суперридерами как достойные внимания читателей. В первый год проголосовало почти семь тысяч, а посетило сайт и прочитало 62 тысячи человек. Во второй сезон — свыше двух тысяч читателей. Причём, начиная со второго сезона, читатель должен написать небольшой отзыв о том, почему он голосует за тот или иной роман. Это говорит о том, что наш проект, однозначно, вызвал огромный интерес со стороны писателей Казахстана, и мы чувствуем, что этот интерес растёт с каждым годом.

— А вы сами читали выигравшие романы? Какое впечатление они произвели на вас?

— К сожалению, не удаётся прочитать полностью эти романы из-за большой нагрузки. Я стараюсь успевать «заглянуть» во все романы, которые попадают в шорт-лист, и прочитать по несколько страниц, а также отрывки из всех романов, которые нам приходится обрабатывать. Много времени отнимает организационная работа. В целом мы видим, что качество романов растёт с каждым сезоном. Мы очень надеемся, что такая тенденция сохранится и в будущем. Таким образом, мы верим, что у нас в Казахстане появится плеяда гениальных авторов, которые завоюют мир, и прославят Казахстан, и сделают казахскую литературу всемирно известной и популярной. Мы видим, что произведения, отобранные для народного голосования, вызывают глубокий отклик. Мы считаем, что все эти романы достойны экранизации, постановки в виде пьес в театрах, и, конечно же, издания. Пользуясь случаем, мы ещё раз обращаемся к издателям и кинопродюсерам с призывом к активной работе с романами, попавшими в шорт-лист, и тем более романами наших победителей. Дело в том, что народное голосование — это, своего рода, наиболее точное маркетинговое прогнозирование, что крайне важно в бизнесе. Таким образом, издатели и продюсеры застрахованы от риска неудачи. Лучше всего бизнесменам вкладывать деньги именно в тексты, которые вызвали максимальный интерес читателей. А настоящие издатели и продюсеры, конечно же, прежде всего, бизнесмены.

— Тем не менее, пусть даже по отрывкам, какие работы вам понравились?

Я бы не стал выделять конкретные произведения, но признаюсь, что лично мне особенно понравились работы, где авторы были не только литераторами, но, обладая талантом, многие годы поработали в той или иной сфере. Они состоялись как профессионалы в какой-то определённой сложной профессии. Именно этот жизненный опыт дал этим автором, с моей точки зрения, уникальную возможность изучить человеческую природу в самых сложных, иногда невероятных обстоятельствах.

— Кстати, есть ли отличия в правилах конкурса разных лет?

— Да, есть. К примеру, в этом году мы внесли изменения, касающиеся объёма романа, теперь он должен составлять от 150 до 300 тысяч символов без пробелов. Нам пришлось это сделать, так как в прошлом году произошло досадное недоразумение. Дело в том, что один из романов был прислан в 14-м кегле, а не в 12-м, согласно требованиям, что было нарушением первоначальных правил. Признаюсь, я лично не заметил это нарушение. Увы, я тоже человек и просто-напросто не ожидал, что может быть такое нарушение. В итоге выяснилось, что там не хватает объема минимум 10 страниц. Как я говорил на пресс-конференции во время торжественной церемонии награждения победителя второго сезона, нам пришлось дисквалифицировать этот интересный роман из-за технического нарушения. Тем не менее мы связались с тем автором и предложили ему участвовать в следующих сезонах либо с тем же романом, дополнив его до необходимого количества символов, или же прислать новое произведение. Кстати говоря, любой автор, который не выиграл в одном из сезонов, не должен впадать в отчаяние, а стараться написать ещё более качественное произведение и повторно штурмовать наш конкурс и бороться за награду. Освобождение в конечном счёте от обязанности зарабатывать хлеб «в поте лица своего» стоит этих усилий. 

— Чем вы занимаетесь, кроме проекта Mecenat.kz? Может, пишете что-то?

— В 1996 году, когда мне было 22 года, я выиграл конкурс стихов, который организовывал фонд «Сороса». Но после этого я много занимался бизнесом, помогая как частному сектору, так и нашим министерствам социального блока. И 20 лет было не до творчества. Но два года назад ко мне вернулось вдохновение, я написал несколько стихов, которые, наверное, ещё очень рано публиковать. Хотелось бы, конечно, написать и какой-то длинный, сложный, интересный текст. Ведь удалось узнать очень многое о реальной, очень сложной, в то же время очень интересной жизни. Но, глядя на то, как непросто написать достойный роман, я понимаю, что это требует полной концентрации и самоотдачи. Кроме того, если даже я напишу какой-то текст, конечно же, я не буду его предлагать ни на один конкурс в мире, а просто напечатаю в каком-нибудь издательстве. Но это пока что фантазия, не подтверждённая конкретными действиями. Сейчас все силы уходят на раскрутку нашего проекта. Мы считаем, что проект надо раскручивать не менее 10 лет, чтобы он стал действительно профессиональным и имел право на сушествование не один десяток лет. И, конечно же, я много читаю, но в основном это бизнес-литература либо литература о психологии. Также я люблю философию и историю.

— Вы сказали, что много читаете. Как вы думаете, в чём преимущество быть книжным червем?

​— В детстве и юности, конечно, я прочёл очень много книг. Сегодня читаю каждый день, но это связано именно с моей работой. Мне приходится постоянно работать с аналитикой, мне приходится читать СМИ, читать материалы в социальных сетях. Кстати говоря, я был самым первым блогером в стране, создав blog.kz в 2004 году. Сказано, что люди, которые читают книги, управляют теми, кто смотрит экраны. Наверное, это самое главное преимущество начитанного человека. Потому что чтение хороших, умных книг развивает мышление человека, развивает его душу, знакомит с глубиной и многогранностью жизни.

— Думаю, читателю будет интересно, если вы расскажете нам о вехах в своей карьере и жизни.

— Я учился на программиста, родом я из Караганды. Жил в Астане. Но давно считаю себя алматинцем. После победы на конкурсе стихов я также снял документальный фильм о СПИДе в Темиртау. Этот фильм показывали много раз по телевидению и в школах Казахстана. Надеюсь, что он отвратил от наркотиков очень многих школьников. После этого я работал пиарщиком в Британском Совете, то есть в отделе культуры посольства Великобритании. Именно там я научился делать пиар, то есть лучше всех в стране привлекать прессу на мероприятия, часто связанные с культурой. 20 лет назад именно Британский Совет очень сильно повлиял на развитие нашей культуры в сферах театра, выставок, фотографий, переводов, музыки, как классической, так и электронной. После этого я много работал в банках. Больше всего известна моя работа по спасению банка «ТуранАлем». Ко мне обратились хозяева банка после того, как погиб Ержан Татишев, и банк стал терять очень крупные депозиты очень богатых людей, и нужно было его спасать. Я смог сделать это. Мало того, даже поднял его на небывалую высоту. Поэтому я горжусь что работал в «ТуранАлеме», но я ушёл оттуда за два года до того, как банк был обворован Аблязовым в 2009-м, то есть я оставил банк на вершине славы в конце 2006-го. После этого я работал как независимый бизнес-консультант с множеством клиентов. 

Идею проекта Mecenat.kz я придумал ещё в 2003 году и последующие 18 лет искал спонсора. Я обращался примерно к 12 богатейшим людям в нашей стране, пока в 2021 году проект не поддержал Тимур Турлов, известный финансист и меценат.

— А почему название — Mecenat.kz? Наверняка есть объяснение?

— Есть, конечно. Наш проект назван в честь римского богача Гая Мецената, родившегося между 74–64 годами до нашей эры (по одной из версий — 13 апреля 70 года до н.э.) и прославимшимся в жизни своим покровительством талантам. Он пожизненно оплачивал пенсии величайшим римским писателям — это были Овидий, Лукреций, Гораций, Вергилий. Его имя давно стало нарицательным. Такое название сразу же вызывает интерес к нашему конкурсу и сайту и способствует их раскрутке. Вообще, с помощью этого мы стараемся привлечь внимание к такому хорошему и полезному явлению, как меценатство. Кстати, важно различать спонсорство и меценатство. При спонсорстве обязательно показываются и звучат логотипы коммерческих компаний, которые выделили деньги. Меценатство — это бескорыстная помощь и именно в сфере искусства.

— Как вы понимаете творчество?

— Творчество, по-моему, — это особый вид деятельности, при котором вся душа человека, все его умственные способности, все силы памяти мобилизуются и помогают увидеть, осознать тайну жизни на небывалой ранее глубине. Истинные творцы — лучшие композиторы, режиссёры, писатели — это своего рода путешественники, исследователи человеческой души. Если Сталин называл писателей инженерами человеческих душ, я бы назвал писателей путешественниками в мир человеческих душ.

— Расскажите о ваших дальнейших планах.

— С прошлого года в рамках нашего проекта мы начали работу с казахской диаспорой за рубежом. И это очень непросто. Да, мы добились публикации и в Узбекистане, и в Эмиратах, и в Турции, и в Китае, и в Монголии, и в разных частях России, но наши казахи живут сейчас и в Корее, и в Германии, и в США. И мы верим, что там по-прежнему очень много талантливых людей. Мы бы очень хотели получать от них произведения либо на казахском языке — если они граждане любой страны, либо на русском языке — если они сохранили казахстанское гражданство. У них абсолютно уникальный опыт. Их взгляд на Казахстан, его проблемы, его достижения, его утраты и радости — абсолютно уникальный, возможно, даже жизненно необходимый. Как говорил Есенин, «большое видится на расстоянии». Мы считаем, что авторы из диаспоры имеют ровно такие же шансы выдвинуть интересные, талантливые произведения, как и авторы из Казахстана. Поэтому, наверное, работа с диаспорой — наш самый крупный план. Мы будем неустанно заниматься распространением нашей информации, приглашая писателей из множества стран, наших казахов, писать романы о современном Казахстане.

— А вообще, есть ли интерес к проекту из-за рубежа?

— Если говорить об иностранцах, то, наверное, надо сказать, что самый тёплый отзыв в первые же дни после объявления о проекте мы получили именно от них. В частности, российские, украинские и белорусские писатели писали о том, что проект достоин восхищения, о том, как нам, казахам, повезло, о том, как бы им принять наше гражданство. Говоря прямо, они в восторге от нашего проекта. Совсем недавно я говорил с писателем из России, находившимся в Алматы в качестве гостя. Этот человек сразу пришёл в восторг, как только узнал о нашем проекте. Есть определённый интерес и от некоторых иностранных издателей, и от крупных авторов, и я надеюсь, что мы сможем разбудить интерес крупнейших мировых СМИ к нашему проекту, к казахской литературе. Но всему своё время. Прежде всего, успех проекта основывается на сознательном отношении наших писателей к своей работе.

Если бы вы были писателем, какой период истории Казахстана вы бы превратили в произведение искусства?

— Если говорить по нашим правилам, то есть начиная с 1900 года до сегодняшнего дня, наверное, лично я писал бы о тех годах, когда я уже был сознательным взрослым, но ещё очень молодым человеком, то есть 1990 и 2000 годы. Эта эпоха только-только начинает отражаться в сериалах и фильмах. Мы видели романы об этих временах среди участников конкурса. И я знаю, что таких текстов будет всё больше и больше. Разумеется, писатели и читатели могут выбрать другое десятилетие — с 1900 года по сегодняшний день.  

— С какими трудностями вы столкнулись и сталкиваетесь в процессе работы над проектом?

Проекту приходится преодолевать технические ошибки провайдеров: то новые Apple пяти последних моделей не жмут кнопку в форме без дополнительной строчки кода, то сотовые операторы требуют дополнительное поле для SMS, то интернет-провайдеры ужесточают борьбу со спамом, и все домены в мире отправляют в спам-листы. Мы всё это настраиваем, быстро и профессионально. Раздражает полное отсутствие работы моих коллег — корпоративных пиарщиков. Все эти компании шлют тонны спама: поздравления со всеми праздниками, бесконечные рекламки и прочий мусор. И никто не предупреждает своих клиентов о том, что они меняют регламенты и программистам нужно добавить параметр в команду, настроить дополнительно таблицу, убрать или поставить регистры. Но мы решаем все эти проблемы по мере обнаружения. Чтобы писатели понимали, о чём речь, — это как если вы пишете роман, и за этот период, не спрашивая вас и не предупреждая, три раза поменяли алфавит. Именно не предупреждая вас.

Во втором сезоне я допустил ошибку и стал отвечать на постоянные вопросы пяти из шести участников шорт-листа во время народного голосования. Теперь мы не будем отвечать им никаким образом, согласно правилам. Если кто-то не умеет зарегистрироваться на сайте — это его проблема. У тысяч людей это занимает две минуты.

Расскажите поподробнее, что нужно для того, чтобы выиграть вашу премию?

Самый главное условие, чтобы победить в нашем конкурсе, — это действительно написать очень, очень талантливое произведение. Это требует большой самоотверженности, концентрации, усидчивости и огромной веры в себя. Ну и, конечно же, чтобы выиграть нашу премию необходимо, во-первых, обладать большим талантом. Во-вторых, располагать достаточным временем и условиями для работы. В-третьих, очень важно быстро написать самый первый вариант текста. И после этого работать над ним — переписывать, редактировать, менять сильно весь текст. Десять, двадцать, а может, даже, и тридцать раз. Именно так создаются шедевры. Именно об этом все время говорят в литературных школах. Именно об этом постоянно мы говорим в наших интервью. Необходимо работать так, как работали величайшие гении. Хемингуэй переделывал последнюю главу своего романа 80 раз. Толстой переписал первые страницы своего романа 150 раз. «Войну и мир» он переписал полностью пять раз. Буковский переписал свой роман 20 раз, Именно в этом кроется секрет шедевров.

Совершенно неправильно, когда люди думают, что выигрывает тот, у кого больше родственников или знакомых. Мы все знаем из истории литературы, что гениальный текст, сильнейший текст побеждал, преодолевая любые преграды. Когда Маргарет Митчелл написала «Унесённые ветром», роман был переведен в первый же год на 30 языков, а эта бедная домохозяйка не имела никаких родственников, никаких могущественных покровителей, никаких друзей, никаких денег для раскрутки. Но за романом стояли очереди длиной в несколько городских кварталов. Шолохов был убеждённым коммунистом. Тем не менее его «Тихий Дон» в первый же год был переведён в буржуазной Европе на двадцать языков. То есть враги напечатали его роман не из-за друзей, не из-за родственников, а из-за его талантливого текста. Напоминаю, что в старости Шолохов получил также и Нобелевскую премию. Также можно привести в пример «Мастера и Маргариту» Булгакова. Роман был напечатан в журнале тиражом 150 тысяч экземпляров. Так вот весь тираж был буквально украден из всех библиотек СССР. Найти его было очень трудно, так за ним охотились. А официально он был напечатан только в эпоху перестройки, через 20 лет. Такой же пример — «Кочевники» Есенберлина, «Путь Абая» Ауэзова.

Великий текст прорвётся через что угодно. И совершенно неважно, будет он написан на казахском или на русском языках. Если это сильный текст, то после его публикации начнётся конкуренция между переводчиками за право перевести его, вся нация, всё взрослое население Казахстана узнает о нём и прочтёт его. Весь секрет только в осознанности талантливых писателей. Мы знаем, что есть талантливые, достойные мастера литературы. Им не надо бояться, не надо сомневаться, им нужно верить в себя. Конечно же, им надо много-много раз редактировать и переписывать, доводя до совершенства, до идеала свой текст. А когда есть великое творение, то выигрывают все. Выигрывают издатели. Выигрывают продюсеры. Выигрывает театр. Выигрывают сами писатели. А самое главное — выигрывают читатели, то есть весь наш народ.

Чтобы выиграть нашу премию, недостаточно одного месяца голосования. Это решается не в течение одного месяца. Победа писателя определяется всей его предыдущей жизнью. Если трудно написать шедевр за один год, то пишите его два сезона, пишите три сезона. Самое главное — вы должны писать, думая не о победе, а о том, как добиться мощнейшего, совершенного текста. Вы должны осознавать, что с каждым годом конкуренция только растёт, и в этом цель нашего проекта. Мы это чувствуем, мы это видим, мы хотим, чтобы лучшие писатели каждый год предлагали всё больше новых и самых сильных романов. Поэтому победители каждого года будут всё более и более мощными, но мы считаем, что попасть в шорт-лист, участвовать в народном голосовании — это уже огромное достижение. Мы считаем, что каждый из 16 романов в шорт-листе первого и второго сезонов уже достойны и издания, и экранизации.

Я хочу пожелать писателям Казахстана огромной веры в себя, огромной любви к литературе и огромной веры и уважения к читателям. Не бойтесь суда читателей. Да, он самый пугающий, самый беспощадный. Но мы все знаем, что он и самый справедливый, самый честный. Ведь писатель должен писать для читателей. Он не должен писать для себя или для заказчика. Думаю, настоящий писатель знает об этом. И наш проект приглашает писателей Казахстана в это большое и увлекательное приключение.

Ерлан Аскарбеков

Ерлан Аскарбеков — специалист в области PR и маркетинга, основатель премии Mecenat.kz.

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon