Дактиль
Амангельды Рахметов
Памятью рук наиграть на расстроенных окнах
музыку знаков дорожных, цветных фонарей,
не разобравшись ни в геометрических нотах,
ни в инструментах играющих с жизнью твоей.
Кто ты, бездарный учитель воздушных шагов
или скрипач, поселившийся в собственной скрипке?
Там разрываются связки немых облаков,
здесь на тебя и вода из-под крана не крикнет.
Сколько ни злись, сколько ни растворяйся в себе,
ты обречен ежедневно испытывать вещие
сны городов, засыпающих — в серебре
гор, не похожих на чьи-то забытые вещи.
Памятью рук наиграть на расстроенных окнах
музыку знаков дорожных, цветных фонарей,
жить этой музыкой, только не путаться в нотах,
путая признаки света со скрипом дверей.
Улицу с нотной тетрадью, грамматикой звука,
только не путать молчанье с отсутствием слов,
тонкую дрожь испытаний хромых облаков
с камнем, протягивающим холодную руку.
Я зайду после двух оборотов и не встречу весну.
От прихожей до кухни по снегу свое тело внесу.
Будет холодно, я терпеливый, я смогу пережить
Аккуратное время и стены, их квадратный режим.
Я живой, пока снег не растает в моем доме или
Я живой, потому что меня до сих пор не простили.
Это снег, это ливневый снег
или свет на стекле переломлен,
как невидимый звук по весне
нераскрытых цветов-колоколен.
Круг за кругом часы-часовые
охраняют квадратный уют,
и тебя защищает впервые —
этот снег, этот снежный приют
твоей памяти... нет, перестань,
упираться глазами в стекло,
отпускай свою память, ей слов
не найти — твоя память пуста.
Не грань науки, но карандаши
он грыз, не зная, сколько их осталось,
зубов молочных,
в полости души,
когда во рту последние шатались...
И рукава, испачканные мелом,
небрежности,
не физики закон.
— кто этот мальчик в неудобном теле?
— не знаю, я с ним не знаком.
И снег переносится с места на место,
как круглые стены и быт кочевого
народа, как белые птицы семейства
науки, как воздух над воздухом слова.
Под ливневым снегом, с одним чемоданом
и жизнью, придётся когда-то уехать
и мне — измерять эту жизнь городами
и не возвращаться ни пылью, ни эхом
случайного слова. Я жить не умею.
Стою и машину как рыбу ловлю.
Не пахнут дороги бензиновой елью,
а я настоящие ели люблю.
И после улова мне видеть за дрожью
стекла карусель из сплошного веселья:
растянутый город, как старая кожа,
как поезд вагонами к югу от севера...
Кочует вода по квадратным планетам,
в которых то свет отключают, то воду.
Машины несутся, как малые дети,
и дети опаздывают на работу.
Одной девочке с воздушными шарами
Я выхожу воспитывать шаги
по твердым улицам,
учиться слушать:
поют дома архитектурный гимн,
поют, как грушевых деревьев груши.
Я выхожу воспитывать глаза
по облакам,
их нежности учиться —
сорвется с солнца белая слеза,
слегка задерживаясь на ресницах...
Так возникает розовый пожар —
горит граница
смерти и бессмертья.
А жизнь, она — дежурный дирижабль,
зависимый от направления ветра.
В Уральске гром гремит, и грусть
гремит во мне. Какая птица
не знает север — наизусть,
когда на юг она стремится...
Преодолев характер неба,
свой завершая перелет,
ей — некогда, ей надо хлеба,
а хлеб так просто не растет.
Амангельды Рахметов — родился в 1995 году в г. Уральск. Выпускник республиканской военной школы-интерната «Жас Улан» (Астана). В 2018 году окончил Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в РФ (Воронеж). Живет в Шымкенте. Участник областного совещания молодых литераторов (Воронеж, 2018) и литературного фестиваля фонда СЭИП (Алматы, 2019). Публиковался в литературных журналах «Подъем», «Простор», в сетевых литературных журналах «Молоко», «Камертон», «Перископ», «Формаслов». Автор книги стихов «Почти». Победитель литературной премии Qalamdas, посвященной памяти Ольги Марковой, в номинации «Поэзия» (2022).