Дактиль
Елизавета Завтрикова
В пьесе авторка помимо прочего рассуждает о том, как рождаются зачатки гендерной дисфории. Конечно, рано говорить о диагнозе, но благодаря тому, что Ансар в первой сцене показывается максимально простым, близким к народу, люди, прочитавшие пьесу (или увидевшие её на сцене), обнаружат в герое себя, ведь он такой же простой человек, который заинтересовался природой гендера.
Мне, прошедшей женскую социализацию, привычно видеть, как подвыпивший мужчина начинает приставать к женщине. Но каково герою, который относится к своей жене как к вещи, запрещает ей иметь детей или даже котёнка, проявиться в качестве жертвы сексуальной объективации. Такой персонаж неизменно встанет на путь перемен. Поэтому за ним интересно наблюдать. В последней сцене, несмотря на то что Ансар говорит всего два слова, мы видим абсолютно другого человека. Хотя, казалось бы, прошла всего пара дней. Благодаря пережитому опыту герой ступил на тропу изменений. За границами написанного жизнь пьесы будет продолжаться, придуманные люди будут существовать, будут меняться. Поэтому пьесу интересно читать. Поэтому пьесу интересно ставить. Поэтому зритель, выйдя после спектакля, не сможет стряхнуть с себя этот сюжет, он будет дальше находиться в нём и с ним.
Проходные герои отнюдь не проходные. Каждый наполнен внутренней драмой, каждому есть что сказать, есть причина бороться за свою жизнь, преодолевать препятствия. Ниточки разных судеб в итоге пересекаются в одном узелке. Очень логичное обоснованное повествование красиво ложится в одну картинку. Вот и получается история Ансара в кругу связанных вместе людей.
Ансар и Галия — бездетные муж и жена, работающие в маленьком продуктовом магазине. Расул, Рита и Диляра работают в торговом центре под предводительством человека, имя которого в пьесе не даётся, он просто Начальник. В ТЦ пришёл новенький, Стас. Сюжет завязывается с упоминания о смерти работницы магазина –— именно в этот момент Ансар начинает задумываться о жизни женщиной. Эта линия является основной и тянется до последних строк пьесы. Кроме неё, мы узнаем истории ухаживания Стаса за Дилярой, диагноз Расула, драму Начальника и гомофобию Охранника.
Учитывая миниатюрность пьесы, у незнакомого с ней человека может возникнуть логичный вопрос: как уместилось в тексте столько деталей? Мой ответ: очень рвано. Алёна Бударина пыталась каждого героя сделать интересным, затронуть как можно больше социальных вопросов — и она с этой задачей справилась блестяще! Но, к сожалению, она пожертвовала постепенным раскрытием персонажей. Такой формат отлично подойдёт для чтения поколению «зумеров», у которого особенностью является быстрое восприятие большого количества информации. Зачем размазывать масло по стенке? И всё же в диалогах хочется больше подробностей, хочется больше узнать о жизни людей. Хочется ближе их узнать, чтобы глубже посочувствовать им, чтобы найти больше совпадений героев с реальными, читающими это произведение людьми.
Благодаря насыщенности событий и ярким образам пьеса получилась очень игровой, интересной для постановки. Она создаст крепкий скелет для будущего спектакля, послужит отличной базой, от которой можно будет оттолкнуться и нырнуть в глубину. Актёрам будет интересно играть этих героев, ведь у каждого здесь есть внутренняя драма в тесном союзе с целями и мечтами. Пьеса смелая, остросоциальная, современная и своевременная.
Елизавета Завтрикова — студентка первого курса направления «Театроведение и драматургия» ВШСИ (Театральная школа Константина Райкина).