Полина Жеребцова

440

Рассказы

У Лукоморья

 

— У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том... 

Я декламировала эту мантру громко и чётко — единственный способ, гарантирующий выживание при переходе через колючую изгородь на территорию призраков.

Громыхая эмалированным ведром бежевого цвета, в котором остались зубастые пробоины от мин, я лезла через забор чужого заброшенного сада. Когда-то, в добрые времена, здесь выращивали ягоды, фрукты, фасоль и картошку. Сейчас всё это стало воспоминаниями в чьих-то глубоких снах и новых рождениях.

Перемещаться в пространстве — дело непростое, но совсем не потому, что мешает узкий подол длинного до пят халата и большой платок — личная парилка на сорокаградусной жаре, а из-за русских снайперов, с некоторых пор заселивших густые кроны деревьев.

Девушке, рождённой на чеченской земле, полагается ходить в одеяниях свободного покроя, скромных и строгих, как и велит обычай. Платок, свёрнутый вдвое и заколотый булавкой у шеи, душил, пот тёк градом, но я понимала: все эти неудобства не отменяли ответственности, дарованной, как известно, свыше и неумолимо требовавшей праведных действий.

Добудь еду, или мы умрём — напутствовала меня больная мать, но проблема была в том, что умереть можно было и до того, как отыщется еда.

Это лето подарило садам и огородам не только противопехотные мины и растяжки, но и сочные ягоды. Угодья располагались прямо за сгоревшими, чёрными остовами кирпичных руин, которые ещё недавно были нашими домами, до той поры, пока не появились смертоносные летающие машины и не сбросили на них свои полуторатонные бомбы.

Русских снайперов, недавно поселившихся в садах, никто из местных не видел, потому что мирным жителям не подобает задирать голову вверх и всматриваться в листву, выискивая, как в загадочной картинке, фигуру в защитном камуфляже: трупы тех, кто не смог преодолеть неуместного любопытства, по мусульманской традиции, хоронили до заката. Снайперы на ветвях деревьев стали неотъемлемой частью садов, словно груши или айва, и мне, чтобы выжить, следовало помнить об этом.

Если во время Первой чеченской военные стреляли так, словно попали внутрь компьютерной игры, и бидончик, в который я набирала воду из колодца, становился похож на весёлую водяную мельницу, то август 1996-го — убивал всех подряд.

Во Вторую чеченскую в сознание людей проникло нечто мистическое, разрушительное. Мир смыслов переставал существовать. И каждый, кто находил любое, пусть даже наивное объяснение нашего существования в аду, становился чуть ли не новым мессией, пусть и с невидимыми поклонниками, глядящими в оптический прицел.

После первой войны в школе приказали надеть хиджабы и вывесили в главном зале зелёный флаг с пушистым волком, а рядом — портрет Джохара Дудаева.

— Мама, я хочу надеть мини-юбку! — сказала тогда я. — Хочу быть красивой!

— Дура! — ответила на это мама. И посоветовала: — Надень огромный платок и длинный халат, может, не убьют!

Действительно, после того как я стала отзываться на имя Фатима, меня несколько раз даже сватали в зажиточные чеченские семьи, владеющие отарами овец и стадами коров. Но потом, между войнами, мне исполнилось шестнадцать, такую перестарку не стыдно взять в жёны разве дряхлому старику и — только под № 2 или под № 3. Ведь первой женой старались заполучить девочку, тринадцати или четырнадцати лет, чтобы к двадцати годам она уже родила мужу нескольких сыновей!

Философия произрастает из жизненного опыта. Поняв, что замуж, скорее всего, выйти не удастся из-за престарелого возраста, я в свои шестнадцать занималась добычей еды. Больше добытчиков в моей семье не было. Поэтому я, будучи прагматиком, ухитрялась пробираться туда, куда другие боялись заглянуть: в самые заброшенные сады у железной дороги. Этакий Заратустра в юбке рядом с беспомощно моргающими «последними людьми»!

— И днём и ночью кот учёный,

всё ходит по цепи кругом! — орала я, перепрыгнув через забор.

 

В летнем саду, который постепенно превращался в подобие леса, росли кусты красной смородины. Изучив тропинку под ногами на предмет присутствия там устройств, предназначенных для моего развоплощения, медленно, осторожной походкой голодного зверька, я приблизилась к ягодам и начала быстро собирать их.

Старая калитка из металлических прутьев вместе с амбарным ржавым замком до сих пор охраняли вход в некогда ухоженный сад. Посреди зарослей стояла разрушенная деревянная беседка, а ветви высоких деревьев переплелись над ней, тоже образуя круг. Травы исходили золотисто-зелёным соком, тянулись вверх, радуясь свободе. Ягоды и цветы источали ароматы, растворяющиеся в воздухе, и можно было подумать, что это преддверье Эдема, если бы ветер не приносил запах мёртвых тел, оставшихся лежать ещё с прошлой военной зимы и медленно тлеющих под солнечными лучами.

Опыт подсказывал мне: если я буду читать Пушкина, русские снайперы, возможно, не станут стрелять в меня ради забавы. Ведь не стали же чеченские боевики, когда услышали суры из Корана. Все мы любим литературу по-своему.

Ветки на айве затрещали, вниз посыпались листья, но голову я не подняла. Удел женщины смотреть себе под ноги. Впрочем, было очевидно, что где-то там, в листве, сидит мужчина с винтовкой. Может быть, он немного старше меня.

Воздух наполнился свистом. В саду крякнула утка, а со стороны ржавых железных путей, где в мирное время ходили поезда, запели соловьи. Затем всё стихло.

Разумеется, этот мир жил имитацией — никаких настоящих соловьёв и уток поблизости не было, даже сизые голуби улетели в другие края, где нет обстрелов, а менее проворных жители съели в голодное время.

Руки слегка дрожали, но я упорно продолжала собирать ягоды и одновременно обматывать себя «златой цепью», вроде бы, защищающей от пуль.

За спиной послышался подозрительный шорох. Куда бежать? Я вздрогнула и обернулась. В эти дебри никто из местных не решался заходить. Этой территорией владела только я на паях с А.С. Пушкиным.

Среди высоких сорняков, словно видение, скользила Мадина, женщина двадцати трёх лет из соседнего переулка. Муж у неё погиб, сражаясь за Ичкерию, но осталось шестеро малолетних детей. На днях они приехали из горного села, где пережидали войну. Мадина несла в руках пустую жестяную кастрюльку и целлофановый пакет с мелким зелёным чесноком, травой-дикушкой, которую местное население, в отсутствие другой пищи, жевало на обед.

— Салам! Есть ли здесь еда? — шёпотом спросила она меня.

На Мадине было чёрное платье, настолько длинное, что волочившийся по траве шлейф насобирал немало круглых колючек. А голову и грудь женщины закрывала чёрная накидка, словно латы Аллаха.

— Шла бы ты отсюда в таком одеянии. На прошлой неделе соседка погибла в этих местах. В неё попали пули, — также шёпотом ответила я.

Мой халат, несмотря на то что был длинным, имел рыжий окрас, а платок на голове отливал серебром и синими листьями.

— Ты зачем Пушкина читаешь? — строго спросила она меня. — Стихи — это грех!

— А как ты думаешь? — огрызнулась я и показала пальцем вверх: — Им скучно, а мне ягоды собрать надо. Продам на рынке — куплю хлеба и картошки! И сердечные лекарства для матери.

Действительно, я уже насобирала половину ведра, а это означало, что, если продавать смородину, как принято у нас в Грозном, на пол-литровую баночку, может быть, удастся на вырученные монеты заполучить кусочек настоящего домашнего сыра.

Мадина заметила ягоды и начала перебираться через забор. Злобно ухнул филин, несмотря на яркое солнце, запутавшееся в зелёной листве, куда мы не смели взглянуть. Мадина, торопясь, подбежала к кустам красной смородины, но нечто заставило её охнуть, застонать и согнуться. Через минуту я догадалась, что откуда-то сверху прилетел камушек и больно ударил женщину по плечу.

— Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник его! — в ужасе забормотала Мадина, сжавшись от страха.

Так следует сказать перед смертью, чтобы бородатые ангелы отвели тебя в Рай.

— Послушай, — прошептала я. — Если бы русские снайперы захотели нас сейчас пристрелить, мы были бы уже мертвы. Как мертвы те непохороненные люди, брошенные в яму в вишнёвом саду. Я вчера собирала малину и видела их. Человеческие тела истлели и скоро сольются с землёй.

— На всё воля Аллаха Милосердного! — ответила мне Мадина.

Её чёрные глаза на белом усталом лице смотрели тревожно и озадаченно.

— Собирай с другой стороны, там ещё много, — посоветовала ей я. — И слушай стихи. Выбора у тебя нет. Или Пушкин, или в могилу!

У неё зуб на зуб не попадал, и, признаться, моё сердце тоже колотилось, словно мы бежали в какой-то бешеной гонке, заранее зная, что из лабиринтов ада нет выхода. 

Меня дома ждала мать, перенёсшая два инфаркта, а её — шестеро детей-дошкольников. В нашей квартире обитали не только мы, но ещё и усатые соседи — сообразительные миловидные крысы, родственники садовых хомяков. Если вовремя не поделиться с ними коркой хлеба, они кусались. Незлобно, скорее, чтобы просто привлечь внимание высшей расы. Здание нашей кирпичной четырёхэтажки вздыбилось и накренилось, и было удивительно, на чём держится её остов.

— Там, на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей, — продекламировала я.

 

Филин опять недовольно ухнул.

В Мадину полетела неспелая абрикосина.

— Может, пора сменить репертуар? — испуганно спросила она меня. — «Лукоморье» — это для детского сада. Давай про любовь, про убийства... Меня с пятого класса замуж отдали. Поэтому не помню, писал ли такое Пушкин.

— Писал! И ещё как писал!

В нашей семье до войны была большая библиотека, и вспомнить стихотворные строчки не составляло труда.

 

— Гляжу, как безумный, на чёрную шаль,

И хладную душу терзает печаль, — затянула я.

 

Уханье и кряканье на деревьях прекратилось как по волшебству, и наступила тишина, нарушаемая лишь стуком ягод, падающих на дно Мадининой кастрюльки.

 

— Когда легковерен и молод я был,

Младую гречанку я страстно любил.

 

Через два часа, оставив Александра Сергеевича, правда, не под дубом, а под дочиста обобранными смородиновыми кустами, мы покинули территорию призраков с тарой, наполненной до краёв.

  

Мы — кто, а они — что[1]

 

Лом-Али любил поговорки. Ребятишки по соседству не раз слышали от старика-ингуша с белой волнистой бородой: «Стыд да совесть и не купишь, и не продашь». Лом-Али всю жизнь трудился в школе города Грозный учителем, где он воспитал несколько поколений детей. Однажды его пригласили преподавать на кафедре грозненского университета. Даже получив профессорское звание, Лом-Али отказался от преподавания в вузе и продолжал работать в родной школе, пока не вышел на пенсию. Его старший сын Мустафа не изменил семейной традиции — стал обучать студентов истории и юриспруденции. 

В начале 90-х годов прошлого века в Чечено-Ингушетии началось смутное время, обустроенная и честная жизнь многонационального края крушилась и превращалась в прах. Ярким событием стало собрание чеченского народа в цирке, который внешне напоминал летающую тарелку. В цирке максимум помещалось две тысячи человек. Кто были эти люди? Что они решали за всех? Чьими жизнями оплачивались их идеи? Казалось, что инопланетная тарелка цирка должна была переместиться в параллельную реальность, но туда переместились улицы Грозного, которым стёрли названия. 

На карте мира происходили резкие изменения, границы меняли свои очертания: республика Ингушетия отделилась от Чечни, а саму Чечню ждали тяжёлые и страшные годы войны. Президент Джохар Дудаев объявил о создании Ичкерии.  

Провозглашение независимости поддержали не все. Были голоса против Джохара Дудаева, говорили, мол, в России президент Борис Ельцин выпьет и танцует, вот и наш чудит по-своему. Вместо референдума и общего голосования появились лозунги, которые оскорбляли граждан по национальному признаку: «Русские — в Рязань, ингуши — в Назрань!» Пенсии, зарплаты и пособия на детей исчезли. Авторитетные, приближённые к Джохару Дудаеву люди строили себе шикарные коттеджи и катались по Грозному на дорогих иномарках. Обычные граждане лишились вкладов в банках. Социальные институты рухнули. На смену светскому суду явился альтернативный: шариат и наказание палками. Уголовников освободили из тюрем и раздали оружие — они теперь защищали власть. Однако люди продолжали верить, что вскоре заживут как в настоящей Швейцарии, и цитировали слова чеченского вождя: «В туалетах будут золотые краники!» На деле жителям республики было предложено собирать лебеду и шишки, поэтому каждый выживал как мог. Детские сады закрылись, творческие кружки — тоже. Были дети, которые просили милостыню и торговали вместо школы. Старики стояли с протянутой рукой и падали в обморок от голода. Люди выносили из дома последнее, чтобы обменять на хлеб и картошку. Более обеспеченные семьи старались отправить свою молодёжь подальше из республики. Лом-Али занялся репетиторством: готовил к вступительным экзаменам тех, кто решил поступать. Его сын, Мустафа, разбирающийся в механике, ушёл из института, где перестали платить зарплату, в частную автомастерскую.

— Обокрали дом в переулке! Семья всего на пару дней отлучилась в село! — пожаловались соседи старому Лом-Али, проходя мимо его добротного кирпичного дома. 

— Стадо без присмотра — волчья добыча, — грустно покачал головой Лом-Али. На его плече восседал полосатый кот Барсик, желтоглазая бестия. 

Соседи хихикнули, глядя на кота. 

Русских жителей в Чеченской Республике проживали сотни тысяч. Преступники запугивали и грабили их первыми как самых беззащитных, но и вайнахам доставалось. Вот и на этот раз — обчистили дом чеченцев. Творческая интеллигенция несла урон, не умела защищаться. Размышляя над несправедливостью этого мира, Лом-Али оставил Барсика на широкой садовой скамье, которая стояла в тени высокой кривой яблони, и отправился совершать намаз. Он хотел от души поблагодарить Всевышнего: времена трудные, но они справлялись, работали, сын даже купил машину. Теперь копили деньги на свадьбу. 

В это самое время рыскали по частному сектору пятеро парней с автоматами — представители новой власти. Вслух патриоты цитировали фразу из выступления Джохара Дудаева, мол, всё, что пригодится для фронта, для победы светлого будущего, можно реквизировать. 

Приметили парни крепкий забор и цветущие фруктовые деревья, заглянули в узкую щель и возликовали: во дворе стояла иномарка, купленная сыном Лом-Али. Без промедления перемахнули ловкие чеченцы через высокий забор. Русских жителей ждала бы неминуемая смерть, попытайся они оказать сопротивление, но неожиданно навстречу незваным гостям вышел старик с молитвенным ковриком в руках. 

— Где это видано, чтобы вайнахи так поступали? Тем более со своими единоверцами! Зачем вы, как воры, прокрались сюда, да ещё с оружием? Какой стыд! Небывалый позор! Шли бы вы отсюда, ради Аллаха! — Лом-Али высказал окрылённым борцам за свободу всё, что думал об их поступке. 

— Как ты смеешь кричать на нас?! — возмутились парни.

От громких голосов проснулся Барсик, резво вскочил и, изогнув спину дугой, зашипел. 

— В переулке дом на днях ограбили! Не ваша ли работа? — вкрадчиво поинтересовался у незваных гостей Лом-Али.

— Ты, старик, смерти, что ли, совсем не боишься? — удивились парни.

— Умер и тот, кто боялся смерти, и тот, кто её не боялся! — засмеялся Лом-Али.

Парни схватили старика, грубо прижали его к стене дома, отчего молитвенный коврик отлетел в одну сторону, а кот Барсик бросился в другую, и невежливо сообщили, что место ингушей — в Ингушетии. 

— Отделились ингуши от нас, вот и ты проваливай отсюда. А машину мы забираем себе! На нужды Ичкерии! — бросил один из них.

По его глазам Лом-Али понял, что ни ругаться, ни шутить не стоит. И что эта воспитательная беседа может стать последней. Беспокоился он и за родных: в доме были юные племянники, которые уже спешили на шум во дворе. 

— Не хотите умереть, стойте, где стоите! — парни наставили на юношей автоматы.

Один из племянников всё-таки выскочил на помощь старому дяде и тут же получил прикладом по голове. 

— Ладно, ладно, — сказал Лом-Али. — Забирайте машину. Всё равно она каждый день ломается. Проку мне от неё нет, а вам, глядишь, она действительно пригодится. Только не трогайте семью! 

— Вот видишь, — удовлетворённые представители власти отпустили старика, — ты поступил правильно!

Неторопливо осматривая машину, они любовались её литыми дисками, нагретым солнцем капотом, открывали и закрывали двери, поглаживали её с восхищением, как поглаживают дорогую породистую лошадь. Один из парней даже запел на родном языке. Лом-Али вместе с ними ходил вокруг машины сына, показывал, как её заправлять, как заводить. Потом глаза старика заблестели, и он сказал, что пойдёт искать кота, затерявшегося в кустах малины.

— Барсика напугали… Что же вы за гости такие? — посетовал он.

— А чья это машина? — спросили парни.

— Сына моего. Мустафы. Он на неё деньги пять лет копил, — вздохнул Лом-Али. 

— Можешь с машиной попрощаться! — разрешили ичкерийцы.

Старик остановился, кивнул, сел за руль, посидел немного и вылез.

— Забирайте! — сказал он, отворачиваясь.

Довольные, как всё прошло, представители новой власти повернули ключ зажигания, но их ждала тишина. Мотор не заводился. Они пробовали ещё и ещё, даже закашлялись от злости и покрылись испариной, но все их усилия были напрасными. 

— Что ты с ней сделал, старик?! — они с негодованием выскочили из машины. — Почему она не едет?!

— Заберите вы уже этот металлолом! — отшатнулся от незваных гостей старый ингуш. — Берите! Уносите! Хоть на руках тащите её с моего двора! Говорил вам: только с виду машина красивая, но каждый день ломается.

— А что в ней сейчас сломалось?! — недоумевали парни, которые, как выяснилось, плохо разбирались в машинах. 

— Откуда же я знаю?! Я всю жизнь учителем проработал! — пожал плечами старик, а затем добавил: — Но вы не волнуйтесь, мастера я уже вызвал. 

— Точно починит?!

— Он всегда помогает. А знаете что, — предложил хозяин дома, — приходите-ка вы завтра утром. Машина будет на ходу!

— Ну-ка, поклянись! Клянись! 

— Клянусь светлым будущим Ичкерии!

— Договорились! — незваные гости ушли со двора Лом-Али, отправившись дальше орудовать по району. 

Как только они ушли, старик скрутил нужные провода, и машина, словно по волшебству, ожила. Племянников Лом-Али отправил за своим братом, который жил через улицу. И когда тот пришёл, они под деревьями в саду стали совещаться, как быть.

— Надо машину перегнать в Ингушетию, — убеждали Лом-Али родственники. — В Ичкерии такое беззаконие началось, что теперь долгие годы не закончится. Мустафа с работы придёт — и сразу нужно уезжать! 

Старик погладил седую бороду и спокойно ответил на это:

— Мы — кто, а они — что.

— Когда вломятся эти, с автоматами, поговорки нам не помогут, дядя… — посетовали племянники.

— Настоящий мужчина не паникует, даже если загорится его дом, — строго напомнил им вайнахскую мудрость Лом-Али. 

— Сейчас-то что делать? — вздохнули родственники. 

— Машину спрячьте в селе, — распорядился старик. — А тех, что явятся завтра, я беру на себя.

Так они и поступили. Машину спрятали, а Лом-Али ушёл читать Коран.

Утром, как и обещали, явились к нему во двор парни с автоматами.

— Ну что, готова наша машина? — закричали они.

— Какая машина? — с удивлением встретил их старик.

— Наша машина! Красивая! Тут стояла!

— Какая машина? — переспросил старик.

— Шутки шутить вздумал?! 

— Какие шутки?! — вскричал Лом-Али. — Посмел бы я? Вы же для Ичкерии забрали её! Для победы!

— Да! Именно! Хотели забрать! — заявил главарь группы. — А ты её спрятал, коварный старик! 

— Напраслина, братья мои! — возмутился Лом-Али. — Машина — ваша!

— Как это — наша?! — настал черёд парней несказанно удивиться.

— Сразу после утренней молитвы пришли люди с автоматами. Представились ичкерийцами. Сказали, забираем машину. Всё для Ичкерии! Всё для светлого будущего! 

— Как?! Кто?! Что за бандиты? Поклянись! 

— Клянусь, починил я её! 

— Мастер приходил?

— Да. Честные, кровные, заработанные деньги отдала наша семья за эту машину! А вы опять пришли…

— Нет! Ты врёшь! Мы не забирали твою машину. Это были не мы! Кто же её забрал?! Как они выглядели?! Из какого они полка?! — недоумевали парни.

— Выглядели, как и вы. С автоматами. Крутые джигиты, — убедительно произнёс Лом-Али.

— Из какого они подразделения?! Какие документы показали?! Мы их найдём! Это была наша машина! Мы первыми её обнаружили! Сейчас же говори, какие у них были документы! Отвечай! Живо! 

Старик присел на широкую деревянную скамью около дома и, поглаживая кота Барсика, невозмутимо ответил:

— А вы мне какие документы показали?   


[1] Старая поговорка горцев о невеждах и подлецах.

 

Приглашение на казнь. Учительница Нелли

 

Новосартова Нелли Сергеевна окончила факультет иностранных языков и работала учителем в селении Алхан-Юрт, что стоит на правом берегу мутной зелёной реки Сунжи. Сразу после вуза Нелли назначили классным руководителем. Она блестяще знала английский и немецкий. Всегда была доброй, отзывчивой, приветливой. Дети многонациональной республики очень любили её. Нелли знала немало замечательных рецептов и нередко подкармливала учеников. Дополнительно занималась с теми, кто отставал по учебной программе.

Худенькая черноглазая Нелли походила на чеченку, а если надевала платок, то отбоя не было от джигитов, которые говорили землячке искромётные комплименты. Но она отличалась скромностью и отвергала ухаживания. После смерти родителей Нелли пятнадцать лет ухаживала за парализованной тётушкой. Жили они в Заводском районе города Грозный. 

С началом 90-х годов прошлого века социальные институты рухнули. Однако люди по инерции пытались создавать прекрасное, рисовали, пели песни, влюблялись и воспитывали детей. Люди продолжали ходить на работу, даже когда там перестали платить зарплату. Перебивались супами из нутрий и макаронами. В Первую чеченскую войну жителям столицы пришлось особенно нелегко. Бомбовые удары, пожары, голод. Тётушка нуждалась в лекарствах, и Нелли пыталась их достать. Она не жаловалась. Всё успевала. Воду носила под обстрелом с качалки, бельё стирала в тазу, на костре жарила лепёшки. Однажды, когда российские танки шли по её родной улице, она бесстрашно выбежала под обстрелом, размахивая белой простынёй, и прокричала высунувшимся из люка ошарашенным танкистам: «Не стреляйте, здесь мирные люди! Здесь много детей!» И танки проехали мимо, не сделав ни единого выстрела.

Зимой 1999 года Нелли похоронила тётушку и только потом вышла замуж. Свадьба была скромной: несколько соседей и пара друзей. 

Люди устали от войны в Чечне и ждали мира. Жильё в Грозном никто не покупал, пенсии старикам и детские пособия в республике не платили с начала 90-х, и те, кто не смог уехать к дальней родне или по линии Красного Креста, выживали, подрабатывали на рынке или просили милостыню. Десятки тысяч русских продолжали жить в разных районах республики. Их предки прибыли в Чечню во времена Голодомора, когда на Кавказ шли эшелоны сирот, или приехали учиться и работать. После Первой чеченской войны русские не чувствовали себя в безопасности, но и бежать им было некуда. Многие отказывались уезжать с родной земли, говоря, что здесь деревья, которые посадили их прадеды, заводы и фабрики, которые возвели их предки, и могилы, в которых покоятся самые близкие.

Нападения на русских земляков и оговоры набирали обороты и в какой-то момент стали массовыми. Без конца слышалось: «Вы –– потомки оккупантов!», «Кругом все работники КГБ и ФСБ!», «Мы двести лет назад больше пострадали, забирая ваши дома, мы возвращаем своё!», «Во всём виноват Сталин!»… 

Во время президентства Аслана Масхадова лютый национализм в Ичкерии расцвёл махровым цветом. Только в нашем районе за ночь вырезали, избивали, изгоняли по пять-шесть русскоязычных семей. У моей семьи было другое положение. Все капли крови были подсчитаны. Все предки упомянуты. Мы с мамой носили большие платки, знали бытовые фразы на чеченском языке, и мой отчим был чеченцем. Правда, он редко бывал в городе, предпочитая жизнь в селе, и поэтому, когда я возвращалась домой из школы, а это мой шестой-седьмой класс, приходилось выслушивать, как обкуренный сосед кричит мне на весь двор:

–– Русские суки, я вас зарежу! Твари! Убить вас надо сегодня! Всех русских убить –– они оккупанты!

И при этом горделиво посмеивается. Он уже зарезал две русские семьи и одну армянскую и приходил убивать наших знакомых украинцев, но вовремя вступились мы, семья ингушей и многодетная чеченка. Украинцы бежали из Грозного в чём были. 

«Мы страдаем под бомбами, мы хороним своих родных на нашей родной земле, –– думала я, –– а ты, мерзавец, прячешься при первых выстрелах, а потом возвращаешься и издеваешься над беззащитными людьми». Соседи слушали его крики молча, некоторые даже согласно кивали. Многонациональная республика теряла своё мультикультурное наследие, ведь представители разных народов жили в ней в пятом-шестом поколении, а чьи-то предки и намного дольше. Возрождать, учить, врачевать, помогать, строить –– таким был клич в СССР среди студентов, которые ехали в расцветающую Чечено-Ингушетию.

Жуткий страх, когда часами пинают входную дверь и выкрикивают расистские оскорбления, когда угрожают зарезать, кромсают ножами дверную обивку, бьют окна, очень хорошо мне знаком. Я шла в ванную комнату и там переливала воду из одного ведра в другое, чтобы не слышать остервенелые голоса. Везло, когда взрослая женщина, ингушка Марьям Евлоева, жившая с нами через стену, была дома. Она выскакивала с половником в руках на лестничную клетку и резко по-горски говорила:

–– Да, здесь живёт семья с русской фамилией! Жеребцовы! Но женщина родила девочку от чеченца! Её муж умер! И она опять вышла замуж за чеченца! Я знаю родственников отца девочки! В ней есть чеченская кровь! Есть! Уходите отсюда!

И только тогда осатаневшие от возбуждения и собственного превосходства негодяи уходили.

Старого фронтовика Юрия Михайловича Тунзина его соседи-чеченцы выкинули с пробитой головой в мешке для мусора. Когда Резван, Рамзан и Ваха были детьми, он учил их играть в футбол и делал с ними домашние задания, а они выросли и захватили его квартиру. Его жену выгнали на улицу, и она горько рыдала, а мы ничем не могли ей помочь. «Русским свиньям в Ичкерии не место!» –– подвели черту соседи, которые ни одного дня за Ичкерию не воевали.

Пророк Мухаммад сказал, что никто не возвысится перед Всевышним, кроме как в богобоязненности, чтобы люди не возвышались по национальному признаку, но как быстро это было забыто во время войны и хаоса.

Погромы, насилие, клевета и оскорбления. Захватывали квартиры и дома, людей уничтожали этажами… Я помню погромы с весны 1995 года. Люди плакали и недоумевали, почему их вышвыривают из родных квартир те, кто приехал с гор и плохо говорит по-русски. В нашем районе подростки убили учительницу математики и учительницу английского. Одну застрелили с криками: «Русская свинья!», а другую с семьёй –– зарезали. Так вопрос с английским и математикой был надолго решён. 

В меня бросали камни в школьном дворе из-за русской фамилии матери, но был благородный учитель Султан Магомедович, чеченец, который по мере сил меня защищал: он загораживал меня, и камни летели в него. Однажды старшеклассники велели своей подружке привести меня к ним в класс, и она –– семнадцатилетняя чеченка –– грубо схватила меня в школьном коридоре и потащила. Силы были неравны: она была крупнее и старше меня, ученицы седьмого класса. Но я знала местные традиции: лжецам и подлецам будет проще объяснить незнающим людям, что они меня не похищали, а якобы я сама к ним пришла, по доброй воле. Несмотря на усилия, взрослая девушка не смогла затолкнуть меня в кабинет, где меня поджидали несколько десятиклассников. В последний момент извернувшись и укусив мучительницу, я вырвалась и избежала надругательства.

Разгулявшиеся преступники вместе с многочисленными родственниками сбивались в банды и в таком же духе воспитывали своих детей и внуков. Они вдохновлялись нацистскими идеями и подогревали себя байками, на ходу придумывая несуразные обвинения для издевательств над теми, чьи потомки не придут и не отомстят им по законам гор.

Чеченская интеллигенция, увидев вооружённые отряды уголовников, пустилась наутёк ещё при режиме Дудаева, не дожидаясь масхадовских инноваций в виде казней на Площади Дружбы, куда принудительно сгоняли школьников и студентов. А ингуши, все, кто мог, ринулись к родным в Ингушетию. Шансов на спасение у местных нечеченцев осталось совсем немного. Везло, если вступался кто-то из знакомых чеченцев или ингушей, не давал убивать, закрывал собой. Тогда без документов на жильё, но некоторые уходили живыми. Общество, погружённое во тьму войны, воспринимало прорастающие цветы зла как нечто естественное. Вроде бы нужно было открыто осудить нелюдей, преследовавших земляков, но, поступив так, легко было прослыть предателем Ичкерии и получить от своих пулю или нож. Ведь Сталин действительно виноват в депортации вайнахов, и, может быть, убивая и изгоняя невинных соседей по национальному признаку, кто-то лечит свои раны и заглушает боль, рассуждали обладающие смекалкой. Закрыв глаза на происходящее, таким людям становилось всё равно, что в СССР пострадали самые разные народы, были штрафбаты, ГУЛАГ, Сандармох, депортация и убийство казаков в начале XX века, чьи земли и дома отдали чеченцам.

Учительницу Нелли оговорил и предал русский сосед Юрий. Он стал пресмыкаться перед чеченскими боевиками, стараясь во всём услужить. Как-то между делом он рассказал боевикам: «Учительница однажды общалась с российскими военными!» Его слов оказалось достаточно для приглашения на казнь.

Мужа Нелли расстреляли у подъезда. Саму Нелли Юрий обманным путём выманил из дома и привёл в отряд, зная, что там её ожидают пытки. Над ней жестоко издевались. «Зверски казнили! Зверски! Отряд Арби Бараева!» –– кричал мне её брат Александр по телефону, а потом у него, шестидесятилетнего мужчины, перехватило дыхание. 

Казнь произошла в начале октября 1999 года, когда российские войска на территорию Ичкерии ещё не зашли, а мирные люди надеялись, что Второй чеченской войны и вовсе не случится. Нелли Сергеевне было всего сорок два года. Юрия, видимо, за ненадобностью, казнили через месяц.

Квартиру Нелли со всем имуществом, как водится, забрали себе местные удальцы. Никакой компенсации родные не получили. Квартира находилась по адресу: Грозный, улица Кирина, дом № 3, квартира № 9.

О казни брату Нелли, успевшему выехать из Грозного, сообщили соседи по району. Останки Нелли захоронили на Карпинском кладбище. Слова соседей подтвердили волонтёры и один из бывших учеников Нелли, милиционер, который впоследствии лично проводил расследование. Благодаря им стало известно, что убили её чеченские боевики из группировки Арби Бараева.

«Арби Бараев нашего сотрудника, Виктора Попкова, один раз обрил, а второй раз убил», –– сказала как-то известная правозащитница Светлана Ганнушкина об этом полевом командире. Виктор Попков спасал чеченских детей, доставляя лекарства в самые отдалённые горные районы, где жили преимущественно чеченцы.

В Грозном в период Чеченской войны 1994–2005 гг. жили преимущественно русские, так у нас называли всех нечеченцев, будь они хоть украинцы, хоть татары, хоть евреи. Жили они и в городках рядом, и в станицах. Чеченцы приезжали в столицу в дни затишья, но едва воинственные родственники намекали им, что скоро начнётся новый виток войны, вереницы машин мчались прочь от столицы, от российских бомб и ракет.

С российской армией сражались сельские ребята, среди которых были романтики, верящие в независимость, пришедшие когда-то на клич Джохара Дудаева «Родина в опасности!». Были и уголовники, и арабские наёмники. Именно русские мирные люди в основном сидели в подвалах Грозного под обстрелами. Именно они хоронили своих детей. И те редкие чеченцы и ингуши, которые застряли на бои вместе с русскоязычными земляками. 

Случаи преднамеренного оговора и убийства происходили тысячами по республике. От одних новостей, в которых сообщалось, что убиты маленькие дети в кроватках и повешены беременные женщины, в жилах стынет кровь, другие воспринимались более сдержанно. Неудивительно, что вместо сорока процентов сейчас в моей родной республике проживает всего один процент русских, и это в основном те, кто приехал недавно по работе и не помнит участи предшественников. Я соглашусь с писателем Александром Солженицыным, что никакой другой формулировки, кроме как «геноцид», у нормального человека по данному факту быть не должно. Общество больно одной из самых страшных форм фашизма, а именно нацизмом, когда нет громкого осуждения подобным преступлениям. А те, кто наберётся смелости оправдывать подобное, –– соучастники в одном из самых страшных преступлений против человечества.

Более всего в истории Нелли меня поразило, когда один из её учеников, узнав о страшной гибели русской уроженки Грозного, вначале решил сказать о ней несколько добрых слов и даже поговорил со мной под запись, а потом передумал. Выяснилось, что он, чеченский беженец, давным-давно живёт в Европе, а сам уехал из нашей республики в 1989 году до начала всех событий. Он предпринял несколько настойчивых попыток объяснить, что с казнями в Ичкерии всё было не так однозначно, а затем решил поучить меня говорить вместо Чечня –– «ЧечениЯ», а вместо «чеченские боевики» –– «защитники отечества». Соболезнований по поводу страшной казни учительницы я от него так и не услышала.

Полина Жеребцова

Полина Жеребцова — родилась в 1985 году в многонациональной семье на территории Чечено-Ингушской АССР, в городе Грозном. Писательница-документалист, поэтесса. Автор чеченских дневников, романов-документов и рассказов, которые были переведены на многие языки мира. Во время военных кампаний за пределы Чеченской Республики не выезжала. С началом войны 1994 года в Чеченской Республике в возрасте девяти лет начинает вести личный дневник, в котором описывает происходящие исторические события. Ее чеченский дневник 1994–2004 годов стал символом мирных жителей, которые пострадали на войне в Чечне. В 2013 году получила политическое убежище в Финляндии. Занимается правозащитной деятельностью. Финалист премии имени А. Сахарова «За журналистику как поступок» 2012 года и ряда других премий.

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon