Ирина Кузнецова

215

Вглубь земли

Д

я не сплю не вижу не знаю кто я

коридор балкон вот сижу на кухне

нет ни дна ни выбора ни покоя

я дождусь пока это время рухнет

и придёт мохнатый и синий вечер

мотыльки вкруг лампы вода из крана

всё как было раньше как будет вечно

дым висящий в воздухе два стакана

 

 

***

Это медленное нисхождение

Вглубь земли, чьё нутро чернее

Даже Каинова зрачка.

В новом доме рука крючка

Не находит, привычка зреет

Всё же дольше, чем длится рвение.

 

Сколько можно искать проплешины

В письмах другу, в судьбе, к примеру,

Но сигнал — перемен печать! —

Мы приучены отличать.

Истекает за эрой эра:

Окна всё ещё занавешены.

 

Выйдем, что ли, покуда оттепель

Прошлых лет застывает в лёд.

Не оставят шаги следа.

Твердь блестящая, как слюда,

И словами набитый рот.

Поскользнёшься — скорей проглотишь их. 

 

Ну и пусть уже. Ну и пусть.

Но однажды зажёгся куст…

 

 

моя бессовестная

 

моя бессовестная юность

к весне стечёт, как шаль с плеча.

не запечатав, закричать,

как волновалась и волнуюсь.

а ты смеялся, редко целясь

от сердца в сердце: будь, сбывайся.

 

от звука — судорогой челюсть

сводило, как мосты над майской

рекой. во мне вскипала разом

армада красок, слов горячих,

чтоб красоту голодным глазом

удить с прилежностью рыбачьей.

 

 

***

 

кто мерил солнце беспокойным шагом

кто плавил слово в безъязыкий всплеск

 

колодец полдня наполняя влагой

 

не ожидая никаких чудес

 

 

тот приручал без рук ручьи и речи

цепь букв сгибалась в лёгкий мост

 

так будущее положив на плечи

 

себя на всякий случай перерос

 

 

побудь со мною уходи останься

покуда безымянный солон зной

 

взгляд не закован в нежный панцирь

 

и не изменен позывной

 

 

идеальная перспектива

идеальная перспектива:

снег, дорога, сосновый лес.

я иду и стою на месте.

шаг за шагом — не стану ближе.

с неба копья наперевес:

всё слова и осколки молний;

ясно, дереву не к лицу

молча капать в ладони полдня

не солёная здесь смола

красно сухо в глазах недолго

жди, посыплются все иголки.

так к ногам упадёт доспех

мне бы хоть промолчать успеть

в боль завёрнута я без лат.

выносить? да кидай в окно

всё равно где сгореть дотла

 

не осунусь поди до лета

не восстану слепой весной

так и буду лежать невестой

в снежном порохе на плацу

ветви — настежь снята и спета

песня горькая что об этом

не сулите тепла мне тесно

и без жара в груди древесной

дайте только забыться сном

 

что не выскажешь, я прочту

по губам, раз не спрячешь губ.

сколько стыть на твоём снегу

голой сосенкой — что за труд?

ты ладонь приложи к виску

режь сердечко считай колечки.

свежим соком закаплет сруб,

мне не холодно лжива ртуть

льдинкой мелкой слюна во рту

 

что, растащат меня на хворост

или просто сгорю я в печке?

да какая нам, брёвнам, гордость:

 

спичек нет, так сойдёт огниво.

 

 

***

враги остались где-то позади

там где лицо теряет возраст прежний

быстрее чем вскрывает наст подснежник

 

но ухо приложи к земле — гудит!

 

 

и повторяет ненавязчиво и гулко

шагов хитросплетённый алфавит

так город был украшен и обвит

 

одной неподражаемой прогулкой

 

 

но канул год на дно и отозвалось эхо

не словом — динамической волной

напротив зажигается окно

 

в ночном эфире золотой помехой

 

 

декабрь догорает дым над домом

закрыл полнеба... если бы спросили:

что вынести теперь тебе по силам?

 

я молча заберу огонь в ладонях

 

 

 

REČ

речь уходит в первую очередь

в среду утром туман за пазухой

просочится в просвет межрёберный

губы высохнут почерк скорчится

стружкой пепла

 

                        застынут паузы

 

между вечностью и величием

спелым плодом над голой плоскостью

разоруженным притяжением

между полом и дверью в ванную

немигающим слитком восковым

но ни палочки ни таблички

 

посмотри на меня и узнай меня

безъязыкую

безымянную

 

наугад промычим во тьму

коридора перрона донышка

всплеск в колодце в ответ — кому?

 

будь ты ношей

я стану помощью

 

только выдохни — я пойму

 

 

 

***

но если ты остался цел

то нам с тобой не по пути

 

разматывая из горсти

холодный тянущий пробел

_________________________

 

подумай дальше чем гудки

чем голуби в груди согреют резь

 

за незабудками за память забеги

как выкрест времени сейчас и здесь

 

сверяемся сердцами и уйдём вразлёт

туда где без души вмещаешь поле

 

в себя внутри где потроха хоронят

молчание беспечное и взгляда лёд

 

 

 

pneumonia anemones

 

а в лёгких распускаются цветы

бесшумные удушливо послушны

 

я обнимала ледяное

а за спиной гроза пылала

 

попробуй выйти с этой стороны

с какой стопа не оставляет следа

попробуй камень растопить рукой

согреть хотя бы

 

за неподвижностью скрывается побег

молниеносное падение наружу

когда за память провалилась смерть

как за подкладку и саднит оттуда

 

вот я зову тебя

а голос тает и теряет цвет

как отцветает медленно зарница вдалеке

освобождая тишине дорогу

мы в круге ночи замыкаем время

 

и камень падает

течёт ручьём горячим

 

а время обнимает всё

включая нас

 

 

***

ты спишь, ягнёнок

а я в ответе

с какого юга подует ветер

где начинается край родимый

 

ты спишь, ягнёнок

а мне вот страшно

меняют стрелку на старой башне

белеет небо от тонких линий

 

ты спишь, ягнёнок

внутри коробки

а я растратила сон короткий:

«тебе подниматься с зарёю, сыне»

 

ягнёнок — тайна

на дне колодца

но Авраам мой не промахнётся

узнаешь цену воды в пустыне

 

дороже сна и дороже знаний

любой науки

с высот искомое слово канет:

«отец не тебя ли сильней любил?

смотри на руки»

 

и плач так звонок

палач так кроток

 

но за плечо меня тронет кто-то:

ты спишь, Рахиль?

 

Ирина Кузнецова

Ирина Кузнецова — художник, поэт, наблюдатель, мама. Родилась в городе Риддер Восточно-Казахстанской области в 1990 г. Жила и училась в Новосибирске — на отделении монументальной живописи в НГАХА. С 2013 года жила в Москве, училась на курсе иллюстрации Виктора Меламеда в Британке. В 2022 году вернулась в Казахстан, живет и работает в Алматы.

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon