Дактиль
Галина Маркус
Свернувшись в позу эмбриона,
Мы ждём, мы терпеливо ждём:
Вот примет роды дом казённый,
Вот нас оставят под дождём.
Пелёнки под собой марая,
Беззвучным криком заходясь,
Лежим, подкинутые раю,
Лицом к двери, ногами в грязь.
А кто-то что-то тащит дальше
И грубо ходит по ногам,
Но всякий, мимо проходящий,
Надежду оставляет нам.
А те, которые — да в двери,
А те, которых пустят в рай,
Нам говорят: здесь всем — по вере,
Марай пелёнки — не марай.
И нас никто не подбирает,
Мы ни туда и ни сюда,
Мы недоношены для рая,
Мы и для ада — ерунда.
Но из дверей выходит некто
И нас находит на крыльце,
И поцелуем ставит метку
На каждом вымокшем лице,
И лба коснувшись, смотрит нежно,
Стоит печально под дождём…
Но мы упрямо-безутешны
И этот взгляд не узнаём.
В камне вылитые дни
обогнать себя спешат.
От осанны до «распни»
расстояние — душа.
Раскалится пьедестал,
переменится народ.
За спиною у Христа —
Мается Искариот, —
— Он прощупал эти дни,
он учуял: дело — швах.
От осанны до петли
расстояние — душа.
А Петра задавит страх
В этой адовой ночи…
Задушите петуха,
Как же громко он кричит!
Тьму разлили, и фонит
обезумевший злодей.
От «лама́ савахфани́»
Не укроешься нигде…
Вместо неба — чёрный смог.
Кто же правит в этот час,
раз оставил Бога — Бог,
и Господь покинул нас?
Час девятый, перестань!
Это уксус, не вино…
От осанны до креста
Человечество одно.
Белый снег и чёрные стволы.
Голо и стерильно, как в больнице.
Новые реальности малы,
Не хочу ни плакать, ни лечиться.
Лампа за спиной, окно без штор.
Вот стою — мишенью чёрных улиц.
Тьма слепит, в упор глядит Ничто —
Где-то я с собою разминулась.
Нет, там кто-то целится, молчит.
Может, обозналась — вечер, тени?..
…Не спасут врачи и палачи,
Если убивает отраженье.
«Ты прах и обратишься в прах»,
и чуду не бывать, покуда
гордыней прикрывая страх,
ты носишься в толпе за чудом.
Я выбираю новый стиль —
чтоб разум, покидая плотность,
за беззащитностью постиг
небесно-птичью беззаботность.
Меня отныне не страшат
ни увяданье, ни безличье.
Я постигаю не спеша
полётную свободу птичью.
Не сею и не жну. Восторг
от совершенства птичьих лёгких.
И тот, кто мне взлететь помог,
удержит и дыханьем лёгким,
чтоб, сделав ставку на зеро
и проиграв свою погоню,
волшебное взяла зерно
с его невидимой ладони.
Так и живём с чудесами —
яблочко кружит по блюдцу.
Смыслы проявятся сами,
стоит их только коснуться.
Нам удивляться не нужно —
мы замурованы в сказке,
шарик по блюдечку кружит,
всё ускоряясь к развязке.
Смотрим подслеповато
взглядом испуганной дичи —
что там увидишь, со дна-то,
коли живёшь в этой притче?
Сказка-то ложь, да намёки...
Глянешь вокруг: персонажи
учат усердно уроки,
только свои, а не наши.
Выпустим ль в поле клубочек,
биться с кощеем ли станем,
знает лишь сказочник точно,
чем всё закончится с нами.
Хоть в чудесах мы не шарим,
сказку-то сказывать скоро...
Не тормозил бы он шарик,
не разбивал бы фарфора...
Какой сегодня нежный снег,
Слегка танцуя, он кружится,
Касается ресниц и век,
Целует без разбора лица.
А что за лица! На углу
Старуха — просит при иконе,
Я, как обычно, пробегу,
А снег — останется в ладони.
А девушка? Сдала зачёт.
Одета в мини и не тужит.
Снег целится в воротничок
И забирается поглубже.
А этот господин в пальто —
Начальник, видно, непреклонный.
Авто в ремонте, но зато
На плечи падают погоны.
Лишь не собрать сегодня мне
Столь редкий, драгоценно-белый...
Мы не сошлись опять в цене —
И я его рисую мелом.
А рябины моют в лужах ноги,
И густеет грязи тёмной каша.
Но земля вечерняя, о боги,
Не грустна — наивна и бесстрашна.
Не набухли почки — подождите,
Будет всё чудеснее, чем прежде.
И деревья тянут руки-нити
В небо, словно люди, за надеждой.
Низко потолок. Сырой и сладкий
Воздух. И давно привычен насморк.
Даже если что-то не в порядке,
То, наверно, тоже не напрасно.
Не до звёзд… Но будто бы свеченье
Где-то между туч и крышей мира.
Нет земли прекраснее вечерней,
Если ты саму себя простила,
И народу в храме было мало,
И ты вышла, зонт не открывая,
И с любимой музыкой совпала
Тишины мелодия живая,
И невольно попадая в ноты,
Повторяя шепот у престола,
Вторила в согласии с природой:
«Господи, скажи мне только слово».
Галина Маркус (Галина Марковна Мальцева) родилась в Москве. Поэт, прозаик. Член Московского отделения Союза писателей России. Автор нескольких романов, повестей, рассказов, поэтических сборников. Публиковалась в журналах и литературных альманахах, в том числе в журналах «Москва», «Невский альманах», «Нижний Новгород», «Земляки», «Тула» и др., электронных журналах «Этажи», «45 параллель», в проекте «Были 90-х» издательства «ЭКСМО», сборниках «Над пропастью в поколение» журнала «Аврора», «Живое зеркало» Санкт-Петербургского Союза Литераторов. Лауреат и призер ряда литературных конкурсов, в том числе III, VI и VII конкурсов рассказов имени В.Г. Короленко Санкт-Петербургского Союза литераторов (2015, 2018, 2019), II Всероссийского конкурса современной поэзии «Логорифм» (2018). Вошла в шорт-лист конкурса журнала «Москва» (2017), лонг-лист второго сезона конкурса «Антоновка» (2020), короткий список Всероссийского конкурса современной прозы имени Василия Белова «Все впереди», лонг-лист Всероссийского литературного конкурса им. С. Н. Сергеева-Ценского (2022).