Дактиль
Андрей Сухоногин
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ОН
УЧЕНИКИ КЛАССА, они же исполняют всех действующих лиц, встречающихся в тексте
На сцене стоят школьные стулья, на заднем плане висит огромный экран. Свет в зрительном зале гаснет, а на черном фоне экрана возникают мерцающие буквы:
«Все персонажи являются вымышленными и любое совпадение с реально живущими или когда-либо жившими людьми случайно».
Титр исчезает. В полной темноте начинает звучать песня Happy Birthday to You, и секунд через пять на экране появляется домашнее видео: мама и папа поют песню-поздравление и держат в руках торт с горящими свечами. Ставят торт перед мальчиком: «Загадывай желание и задувай свечи!» Он закрывает глаза и дует на свечи. Камера наезжает на лицо мальчика. Он полон радости, смотрит на торт и улыбается. Впереди лежит длинная-длинная жизнь. Какая она будет? Возникает стоп-кадр лица мальчика.
ОН (смотрит на экран). Я с самого детства чувствовал себя не таким, как все. Со мной как-то не хотели дружить. Воспринимали в штыки. С самых ранних лет я уже знал, как это неприятно, когда ты один и с тобой никто не играет.
ОН идет и садится на центральный стул. Во время текста на экране возникают детские фотографии мальчика, одного и с родителями.
ОН. Иногда по вечерам мама с папой уходили. «Родной мой, мы скоро вернёмся!» – говорила мама, и я оставался один. Совсем один. Там, за дверью, была другая, шумная жизнь, а здесь, в комнате, стояла тишина, в которую иногда, как в коктейль, подмешивались приглушённые звуки машин с улицы и разговоры соседей. Чтобы было не скучно, я забирался на широкий подоконник и смотрел на город сверху, с шестого этажа. Там бегали машины, люди-муравьишки спешили куда-то, то шёл дождь, то снег, темнело, потом зажигались фонари и в комнату вползала огромной черной паучихой ночь. Она пялила на меня свой мигающий глаз, резко прыгала с потолка на стены, потом вдруг раздваивалась и начинала медленно ползти прямо ко мне. Все ближе и ближе. Ближе и ближе. Так, что я мог рассмотреть волосинки на её тонких щупальцах. Как загипнотизированный, я следил за ней и страх медленно вползал в меня. От испуга я утыкался носом в холодное стекло и начинал лихорадочно искать маму. Но мамы нигде не было! И тогда я начинал плакать. Тихо. Мне казалось, что меня бросили и я никогда больше не увижу маму. Слезы лились градом, и яркие огни за окном расплывались в пятна. Вдруг где-то хлопала дверь, раздавались шаги, я замирал, но шаги проходили мимо, унося за собой чужой голос. Я опять начинал тихо плакать, и сопли текли из носа, я размазывал их по лицу и слизывал языком. Потом успокаивался, засыпал, здесь же, на подоконнике, и мне снилось, как мама наклоняет ко мне свое родное лицо и тихо говорит: «Ну вот мы и пришли! Правда быстро?» Берет меня на руки и осторожно несет на кровать, а я шепчу ей: «Я тебя никому не отдам! Даже папе!» Мне тогда было года три.
На экране появляется видео из домашнего архива: в парке гуляют мама, папа и пятилетний герой. Они катаются на аттракционах, в лодке по озеру, едят мороженое или сладкую вату, и смеются, смеются, смеются.
ОН. Хорошо быть маленьким. Все тебя любят. Носятся с тобой как с писанной торбой. Но стоит только немного подрасти, как что-то незримо меняется. Когда я ходил в детский садик, мне уже было лет пять, мама иногда оставляла меня там на ночь, такой был круглосуточный садик. И однажды я ночью описался, так сладко спал, что описался, причём во сне. До сих пор помню, как во сне я сильно захотел в туалет и что есть силы быстро побежал, но там была большая очередь, как будто все одновременно, разом захотели, все стояли, переминались с ноги на ногу, и я тоже стоял и тоже стал переминаться с ноги на ногу, но от этого писать меньше не переставало хотеть и, когда уже не было мочи терпеть, я побежал в кусты и стал писать. Так хорошо, так приятно мне никогда не было. А когда стало тепло и мокро, я понял, что сделал это прямо в постель, открыл глаза и стал прислушиваться к своим ощущениям. Мне было немного стыдно, но очень, очень приятно. Я дописал все, что ещё хотел, а потом уснул. А утром был скандал. Нянечка так кричала, так кричала, что я испугался и только мог, что таращился на неё, а она трясла у меня перед лицом пустым горшком. А потом схватила другой, несколько раз макнула меня в него носом, как маленького щенка, когда он тоже напакостит. Ребята засмеялись. А я стоял и плакал. Причём плакал тихо, без голоса, только слезы текли, а я стоял и не вытирал их. Мне было очень обидно. Я больше не хотел ходить в этот садик. Когда после этого случая мама по утрам отводила меня туда, я сопротивлялся, вырывал руку, кричал, но мама крепко меня держала, терпеливо уговаривала и вела, вернее, тащила в это страшное место. И даже не поинтересовалась, почему я не хочу туда идти. Да я бы и не сказал. Слишком стыдно было про это говорить. А однажды, когда она меня уже оставила там и стала уходить, я рванул к ней с криком: «Я тебя ненавижу! Что б ты сдохла!» Вечером дома про мои гадкие слова мама не говорила, а я все ждал: ну когда, когда же меня буду ругать? Ну когда? Давай уж, начинай! Я был готов к тому, чтобы меня выпороли. Но они молчали. Я провинился и понимал это, но они молчали и никогда больше не вспоминали, даже вскользь, этот случай.
На экране возникает домашнее видео: ОН пошёл в первый класс. У него в руках цветы. Он стоит вместе с одноклассниками и учительницей. Неподалеку счастливые родители. Звучит первый звонок и ручеек детишек перетекает в школу.
ОН (смотрит на экран). Моя школа... Как она стала самым заклятым моим врагом?
На сцену вышел весь класс. Мизансцена должна выстраиваться таким образом, чтобы класс был как единое целое, как пчелиный рой, перетекал, вытягивался, группировался, а Он всегда оставался в стороне, один.
ДЕВУШКА 1. Всех нас так или иначе дразнили. Кто в очках – очкарик, кто полный – тот толстяк.
ДЕВУШКА 2. Приходил мальчик, а у него сопли зелёные висят, над ним тут же начинали ржать.
ОН. Меня практически сразу стали травить. Все началось с Дениса.
Денис (парень 1) подошел и, улыбаясь, стал толкать Его.
ДЕНИС (ПАРЕНЬ 1). То стукну, то толкну. Ну чем-то он меня притягивал. Может, чувствовал, что он не даст мне сдачи. Не знаю.
Денис (парень 1) неожиданно развернулся к ребятам, схватил Марту (девушку 1) и повалил ее на пол.
ОН. Когда Денис в гардеробе прижал Марту к полу и стал требовать, чтобы она сняла свои трусы, я вступился за девочку.
Он оттащил девочку от Дениса, который тут же, ругаясь, набросился на Него и повалил на пол.
ДЕНИС (ПАРЕНЬ 1). А ты, оказывается, смелый? Тебе чё, больше всех надо? Да я тебе сейчас морду набью!
Из массы учащихся появилась Учительница (девушка 3 надела черные роговые очки).
ОН. Прибежала учительница и стала разнимать нас.
Денис (парень 1) оглянулся, но Его не отпустил.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Прекрати! Прекратите немедленно драться! Оба! Разошлись! Разошлись, я сказала! Вы домой собрались? Вот и идите!
Дени (парень 1) нехотя отпустил мальчика. Он поднялся, поправил одежду и подошел к Марте (девушке 1). Все с любопытством наблюдают за ними.
ОН. Можно, я тебя провожу?
МАРТА (ДЕВУШКА 1). Можно.
Они идут в авансцене. Все, с любопытством, – за ними.
МАРТА (ДЕВУШКА 1). А ты смелый!
ОН. Я теперь тебя всегда буду защищать! Ты ничего не бойся!
МАРТА (ДЕВУШКА 1). Мне еще никто такое не говорил! Спасибо!
Класс резко меняет мизансцену, обходит Его с девочкой. Денис (парень 1) вновь на Него, нападает.
ОН. На другой день Денис ударил меня по лицу, а когда я пытался кричать, стал затыкать мне рот. Учительница снова разняла нас.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Да что же это такое! Денис, перестань!
Денис отталкивает Его от себя. Резкая смена мизансцены. Учащиеся, как жужжащий рой, облетают всю сцену, становятся позади и медленно надвигаются на Него. Он оглянулся.
ДЕВУШКА 2. Мальчишки из нашего класса не были плохими.
ДЕВУШКА 5. Обычные ребята, которые играют в футбол, ходят на борьбу, могут бросить и матерное словечко.
ПАРЕНЬ 3. Как большинство обычных пацанов, мы с самого детства стремились показать себя «мужиками».
ОН. А я – худой и маленький, не по возрасту ответственный, ну такой «ботаник» и совсем не компанейский, этим мальчишкам не нравился. Со мной никто не хотел дружить.
Ребята быстро сели на стулья. Он достал ручку и стал ее грызть от волнения.
ПАРЕНЬ 4. Его стали называть «бобром», потому что учительница сказала: «Что ты, как бобр, все грызешь?» Все засмеялись.
ОН. А я действительно на уроках грыз ручки. Ну такая у меня привычка осталась с детсада.
ПАРЕНЬ 1. Мы постоянно смеялись над любым сказанным им словом.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Итак, вопрос: кто бегает быстрее машины?
ПАРЕНЬ 2. Лошади.
ДЕВУШКА 2. Гепард.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Так. Теплее, теплее…
ОН (поднимает руку, встает и отвечает). Страусы бегают быстрее машины.
Ребята смеются.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Ребята, почему вы смеетесь? Все правильно! Страусы бегают быстрее машины. А как быстро они бегают? С какой скоростью?
ОН. Я забыл.
Все в классе опять смеются. Он посмотрел на Марту: она одна не смеялась.
ОН. Марта одна в классе относилась ко мне по-человечески.
МАРТА (ДЕВУШКА 1). Мне он сразу понравился. Я смотрела на него по- доброму и всегда улыбалась, когда он совершал какой-нибудь промах.
ОН. А я смотрел на нее как на чудо! Она стала для меня настоящей принцессой. Днем и ночью я мучительно думал, какой подвиг совершить, чтобы она меня полюбила. «Скажи мне, чего ты хочешь? Я все исполню!» – представлял я. А она мне ответила вдруг: «Принеси мне сердце твоей матери!» «Матери?» – переспросил я. «Да, матери», – жестко ответила она. «Нет! – крикнул я. – Я понял: ты никакая не принцесса. Ты Баба-Яга, которая притворилась принцессой!»
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Встань! О чем я сейчас говорила?
ОН. Я молчал. Откуда мне было знать, о чем она говорила, если такие события происходили в моей жизни?
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Ты слышишь, о чем я тебя спрашиваю?
ОН. Слышу…
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Опять сидишь и мечтаешь! Завтра чтоб без матери в школу не приходил. Ясно? Садись!
Резкая смена мизансцены.
ОН. Вечером я рассказал маме о случившемся.
Мама (девушка 1) подошла к сыну.
ОН. Мама, тебя учительница в школу вызывает. Ты только папе не говори!
МАМА (ДЕВУШКА 1). Не скажу. Что случилось, родной мой?
Он заплакал. Мама (девушка 1) обняла сына и погладила по голове.
ОН. Ну почему я такой?
МАМА (ДЕВУШКА 1). Какой?
ОН. Непутевый! Почему она именно меня спросила? Могла бы другого.
МАМА (ДЕВУШКА 1). А ты отвлекся, да? И прослушал, что говорила учительница?
ОН. Да!
МАМА (ДЕВУШКА 1). Ничего, мой родной, это пустяки. В жизни случаются вещи и пострашнее. (И на следующий день я пошла в школу.)
Мама (девушка 1) и Учительница (девушка 3) вышли на авансцену.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Он – замечательный мальчик! Но только ужасно рассеянный. Не слушает меня и постоянно витает где-то в облаках. Помогите мне, прошу вас!
МАМА (ДЕВУШКА 1). Как?
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Объясните ему. Вам, как матери, лучше знать.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Я не знаю!
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Ну, объясните, что он обязан учиться, что он должен быть внимательным на уроках.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Я с вами согласна! Вот вы и добейтесь этого! Приложите усилия, чтобы он вас слушал. Вас не зря же учили психологии в институте.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Что вы хотите сказать? Что я должна перед ним плясать? Сомневаюсь, что это поможет.
МАМА (ДЕВУШКА 1). А вы попробуйте!
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Вы что, издеваетесь?! У вас ребенок психически нездоров. Рекомендую показать его врачу.
МАМА (ДЕВУШКА 1). У меня абсолютно нормальный ребенок. И я вам тоже рекомендую пройти курсы повышения квалификации.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Ну вот, называется, и поговорили!
Мама (девушка 1) и Учительница (девушка 3) расходятся. Он выбегает на авансцену. Меняется свет, остается только луч, высвечивающий Его и Марту (девушку 1). Он несет и свой рюкзак, и Марты.
ОН. Вечером я провожал Марту из школы домой. Все мои фантазии о том, что моя принцесса потребует принести сердце мамы, к счастью, оказались неправдой.
МАРТА (ДЕВУШКА 1) (с негодованием). Как ты мог такое подумать про меня!
ОН. Не обижайся, прошу тебя!
МАРТА (ДЕВУШКА 1). На дураков не обижаются!
ОН. Вот и хорошо!
Они немного помолчали.
МАРТА (ДЕВУШКА 1). Значит, я тебе нравлюсь?
ОН. Да.
МАРТА (ДЕВУШКА 1). А как понять, что ты нравишься?
ОН. Это сразу видно: реснички быстро опускаются и поднимаются, а из-под них сыплются звезды.
МАРТА (ДЕВУШКА 1). А я думаю, что они могут просто смотреть друг на друга, а в это время их еда остывает. Других больше заботит еда.
ОН. А тебе уже кто-нибудь нравился?
МАРТА (ДЕВУШКА 1). Это было давно, еще в садике. А тебе?
ОН (пожал плечами). Никто. Я пока тебя не увидел и не знал, что такое может быть. Меня другое интересовало.
МАРТА (ДЕВУШКА 1). Что?
ОН. Я любил собирать «Лего». Часами мог сидеть, пока не сделаю.
МАРТА (ДЕВУШКА 1). А у тебя есть любимая книжка? Ты любишь читать?
ОН. Нет, читать не люблю, а когда мама мне читает, люблю. Я сразу быстро засыпаю.
МАРТА (ДЕВУШКА 1). А я люблю, когда мама целует меня на ночь. Потому что больше никто этого не делает. И поэтому я думаю, что мама любит меня больше, чем кто-либо. Даже больше, чем папа.
ОН. Я думаю, нельзя любить больше или меньше. Можно просто любить.
МАРТА (ДЕВУШКА 1). А так хочется, чтобы кто-нибудь любил больше! Ну, вот мы и пришли. Давай рюкзак.
Он отдал рюкзак Марте.
ОН. Мне с тобой интересно. До завтра.
МАРТА (ДЕВУШКА 1). До завтра.
И Марта ушла, растворилась в темноте, а Он остался.
ОН. А когда я пошел домой, я встретил своих одноклассников. Они гуляли с собакой. И натравили её на меня. Я испугался, побежал и упал. Собака подбежала, понюхала, но ничего не сделала, только лизнула в лицо. А ребята посмеялись и ушли. Я рассказал это родителям.
К Нему подходят родители. Отец держит в руках ружье, протирает его тряпкой, переломил ствол, смотрит. Мама держит в руках кастрюлю с только что сваренным картофелем.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). А чего бежал-то? Надо было остановится, посмотреть на собаку и крикнуть: «Фу!»
МАМА (ДЕВУШКА1). Он испугался, вот и побежал! Тебе легко говорить. Ты – взрослый и знаешь, как вести себя с собакой. Я думаю, надо пойти в школу и поговорить с детьми, почему они так поступили.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). А я думаю, не надо никуда идти. Ничего страшного не произошло. В конце концов, это тоже опыт.
Родители ушли, Он остался. Смена света.
ОН. В тот день Ольга Ивановна раздала нам тетради с нашими сочинениями на тему рисунка.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Напомню вам: на рисунке в учебнике изображены дети, которые смотрят, как птицы едят из кормушки. Первым прочтет свое сочинение Ильдар.
Ильдар (парень 4) встал, подошел к учительнице и стал читать.
ИЛЬДАР (ПАРЕНЬ 4). «Серик и Настя увидели, как птицы слетелись к кормушке. Они подошли и стали смотреть, как птицы едят».
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Ильдар, молодец! Так, следующим… будет читать… так, давай ты. (Учительница показала на Него рукой.)
Он взял свою тетрадь и стал с волнением читать.
ОН. «Хороший мальчик вместе с папой сделал кормушку и повесил ее на дерево. А девочка принесла кусочек хлеба и покрошила его в кормушку. Прилетел воробышек и стал радостно клевать. А потом прилетели скворцы и прогнали воробышка. Он сел на цветущую траву и заплакал».
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Ошибка! Где ты видел, чтобы трава цвела? Вот что получается, когда не слушают, о чем говорит учитель! Читай дальше!
Настроение у Него испортилось.
ОН. «Тогда девочка и мальчик насыпали ему крошек. Он сказал спасибо и стал кушать».
Учительница (девушка 3) засмеялась так заразительно, что вскоре за ней один за другим засмеялся весь класс. Наконец, учительница успокоилась и сказала:
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Какая чушь! Птицы не могут говорить! Ты слышал когда-нибудь, чтобы птицы говорили?
ОН (угрюмо). Это сказка.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Какая еще сказка? Было задание написать рассказ. Рассказ по картинке. Вот что получается, если не слушать то, о чем говорят на уроке.
Он упрямо молчал. Класс тоже. Пауза затянулась. Учительница поняла, что переборщила.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Ладно, садись! И в следующий раз будь внимательнее!
Перемена мизансцены.
ОН. Меня продолжали дразнить «бобром». Я решил постоять за себя и сказал: «Хватит!» А один из одноклассников ударил меня по лицу и разбил переносицу. Я не выдержал и заплакал. В медпункте мне заклеили рану и потом я пошел домой. Мама, конечно же, сильно расстроилась и на следующий день пошла в школу.
Быстрая смена мизансцены.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Захожу, а меня уже встречает учительница.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Вы не расстраивайтесь, все в порядке! Его уже увезли на скорой в больницу.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Что случилось?
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Ну… ему разбили голову.
ОН. Была очередная передряга: у меня отобрали пенал, стали его швырять. Я, естественно, стал его отбирать. Меня толкнули, я упал и разбил голову о стул.
Смена света и мизансцены. Ночь.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Я очень хорошо помню: глубокая ночь, все спят. И вдруг в темноте раздается:
ОН. Мам, мам!
МАМА (ДЕВУШКА 1). Я просыпаюсь, вижу сына. Стоит в трусах, ежится и говорит мне:
ОН. Я забыл сделать домашнее задание по чтению.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Ладно уже, фиг с ним! Ложись спать!
ОН (сквозь слезы). Нет, я должен сделать сейчас!
МАМА (ДЕВУШКА 1). И он заставил меня встать, и мы полночи делали это чтение. Я тогда поняла, как же сильно он боится учительницу. Утром я заговорила с мужем о переводе сына в другой класс.
Перемена мизансцены.
Отец (парень 3) выходит из толпы с чашкой кофе в руках и бутербродом. Он вкусно ест и говорит.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Я не согласен! Положим, мы переведем его к другой, хорошей учительнице, что он от этого выиграет? Да ничего… Станет еще более невнимательным, будет хуже учиться… Характер воспитывается с детства. Если мы сейчас станем ему потакать, завтра с ним нельзя будет справиться.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Не знаю, по-моему, она его ненавидит.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Ты соображаешь, что говоришь? Да за что его можно ненавидеть? Он что, мешает ей делать карьеру?
МАМА (ДЕВУШКА 1). Мешает!
Отец (парень 3) отдал Маме (девушке 1) пустую чашку.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Этот разговор так ни к чему и не привел. Сын остался учиться в своем классе и у этой учительницы.
Смена света и мизансцены. Масса преследует Его. Он пытается спрятаться от них за стулья.
ОН. После каникул, когда я перешел во второй класс, думал, что все изменится. Но нет. Все осталось по-старому. У них даже появился какой-то азарт. Я приходил в школу минут за сорок до начала уроков, и, если в это время в классе был кто-то из мальчиков, для меня начинался ад. И я с восьми утра ждал, когда же кончится день.
Парни, стараясь добраться до Него, убирают на своем пути стулья, передавая их по цепочке. Им весело, они возбуждены игрой, смеются.
ПАРЕНЬ 1. Мы «прикапывались» к любой ерунде. И я был в самых первых рядах.
ПАРЕНЬ 5. Я любил его обзывать.
ДЕВУШКА 3. А я больно щипала.
ДЕВУШКА 4. Я кидала в него дождевых червяков.
ПАРЕНЬ 2. А я однажды засунул ему в портфель дохлую мышь. Вот было весело!
Он, лишенный защиты, встал перед ребятами.
ОН. Конечно, я дома пытался рассказывать. Когда я говорил, что меня обижают дети, родители советовали давать сдачи. Теоретически я мог это делать, но драться с человеком для меня это было немыслимо. И родители отдали меня в секцию борьбы.
Из толпы выходят Парень 1, Парень 2, Парень 3, Парень 4 и Парень 5. Тренер (парень 4) дунул в свисток.
ТРЕНЕР (ПАРЕНЬ 4). Ребята, внимание! Начнем с пробежки.
Ребята побежали кругом. К Тренеру подошел Он.
ТРЕНЕР (ПАРЕНЬ 4). Чё смотришь? Присоединяйся к остальным!
ОН побежал вместе с остальными ребятами. Потом все встали друг против друга и стали бороться. Для Него партнера не нашлось. И тогда Тренер подошел к нему, а Он стоял и не двигался.
ТРЕНЕР (ПАРЕНЬ 4). Ну и че ты стоишь? Нападай, борись! Не стой! Ну, давай!
Он подошел к тренеру и неловко обхватил его за талию.
ТРЕНЕР (ПАРЕНЬ 4). Обнимать будешь девчонку, а меня ты должен повалить. Вот, смотри. Ставишь ногу вот так и толкаешь. Понял? (И Тренер повалил Его на пол.) Че разлегся? Вставай и нападай!
Он встал. Нападать совсем не хотелось.
ТРЕНЕР (ПАРЕНЬ 4). Жакыпов, покажи новенькому, как нужно работать, а то у меня нервов на него не хватает.
Подошел Жакыпов и стал бросать Его на пол. Не успевал Он встать, как сразу же оказывался на полу. Тренер смотрел на все это с сожалением.
ОН. Позанимался я там какое-то время, а потом тренер сказал:
ТРЕНЕР (ПАРЕНЬ 4). Слушай, так дело не пойдет! Как только у тебя доходит до спарринга, ты почему-то стоишь как парализованный. Что там у тебя в голове в этот момент происходит, мне непонятно. Но одно я понял точно – это не твоё. Поэтому рекомендую тебе больше не заниматься борьбой.
Резкая смена мизансцены и света. Из толпы выходят Отец (парень 3) и Мама (девушка 1).
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Что значит тренер порекомендовал? Что значит у него не получается? Значит, нужно сделать так, чтобы получилось! Пусть поработает с ним индивидуально. Пусть он заставит его делать то, что он должен делать на занятиях!
МАМА (ДЕВУШКА 1). Никому он ничего не должен! И заставлять его – это уже перебор!
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Не говори глупостей! Не хочет он! Хотелка еще не выросла! Если не хочет, значит, нужно заставить. Значит, нужно через не хочу. Чтобы он почувствовал себя, наконец-то, мужиком!
МАМА (ДЕВУШКА 1). Помолчи! Ты слышишь звук? Как будто что-то заколачивают.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Мы пошли в детскую. Сын сидел на кровати и бился головой об стенку.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Родной мой, что случилось?
ОН. Я не хочу, чтобы вы ругались! Хватит уже ругаться из-за меня! Хватит!!!
Мама обняла сына. Смена мизансцены.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Третий класс тоже не принес ничего нового. Чтобы хоть как-то разрешить эту ситуацию, мы решили показать ему фильм «Чучело».
На экране появляется отрывок из фильма «Чучело», вторая серия, со слов «Отдай платье!» 20:48 до 21:31. Отец, Мама и Он смотрят в зал.
ОН. Когда я посмотрел, то ещё долго молчал и плакал. А потом сказал: «Очень похоже на наш класс… А я как раз чучело и есть».
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Так, хватить нюни распускать! Давай, соберись! Какое ты чучело? Что ты несешь? Посмотри на себя: абсолютно нормальный парень!
МАМА (ДЕВУШКА 1). Подумай, может быть, ты сам неправ. Может быть, ты сам провоцируешь ребят так с тобой поступать?
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Ты уже не маленький. За ручку тебя водить никто больше не будет. В конце концов, ты же мужик, вот сам и разбирайся!
ОН. И с тех пор я больше никогда не просил их сходить в школу и разобраться. Я даже представить себе не мог, что так можно. Мне казалось, что это чисто мое дело, я сам должен справиться.
Резкая смена мизансцены. Все рассаживаются по стульям.
ПАРЕНЬ 2. Помню, мы сидели на уроке, и я бесконечно плевал в него бумажками.
ОН. Я разозлился, развернулся, толкнул его парту и тут же сильно испугался.
ПАРЕНЬ 2 (схватив его за воротник рубашки). А если я поймаю тебя после школы и изобью?
Он медленно убрал руку мальчика и встал. Пошел вперед к авансцене. Класс угрожающе за ним.
ОН. Я стал очень нервным, появились тики. Щека стала вот так дергаться. Теперь к травле присоединились девочки. И даже та, которую я защищал, моя бывшая принцесса.
МАРТА (ДЕВУШКА 1). Все откликнулись на зов: «Ату его!» И я тоже стала называть его придурком и дебилом.
Он повернулся к классу, вернее, к девочке.
ОН. Ну почему? Ты-то – почему?
МАРТА (ДЕВУШКА 1). Если я продолжу с тобой дружить, то и меня начнут чморить. Извини меня!
Март (девушка 1) развернулась и ушла, слилась с толпой, которая насмешливо наблюдала за ним. Он повернулся к зрителям.
ОН. Я вернулся домой, в ярости кинул портфель, упал на кровать и со всей дури стал колотить подушку. Бил и плакал. Бил и плакал. А потом уснул. Разбудила меня уже мама, когда пришла вечером после работы.
Мама (девушка 1) подошла к сыну, погладила его по голове, взъерошила волосы, поцеловала в макушку.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Ну что, родной, как настроение? Что нового сегодня узнал в школе? (Он не отвечал.) Что случилось, милый? Тебя обидели?
ОН (не поворачивая лица). Все предатели и обманщики! Никому верить нельзя!
МАМА (ДЕВУШКА 1). Даже мне?
ОН развернулся к маме и посмотрел ей в глаза. Долго.
ОН. Нет. Тебе можно. Ты – моя мама.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Ну вот и хорошо! Я вот о чем подумала. Ты только не ершись сразу. А что если тебе перейти в другую школу? Не в другой класс, а в другую школу?
ОН. Я думал об этом. Нет. Получится, что я – трус. А я не хочу никуда бежать. Нет!
МАМА (ДЕВУШКА 1). Хорошо. Я хочу, чтобы ты знал: мы с папой всегда с тобой! Ты всегда можешь рассчитывать на нашу поддержку. А еще у меня есть хорошая новость: скоро у тебя появится братик.
Он поражен, растерян.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Ты не рад?
ОН. Значит, скоро я стану совсем никому не нужен!
МАМА (ДЕВУШКА 1) (обнимая Его). Ну что ты такое говоришь? Выбрось это из головы! Любить тебя меньше мы точно не станем!
ОН. Ага!
МАМА (ДЕВУШКА 1). А давай я тебе книжку почитаю? Хочешь?
ОН. Хочу! Я люблю, когда ты мне читаешь.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Ну, тогда продолжим «Маленького принца». Так, где мы остановились? (Открыла книгу.)
ОН. Когда Маленький принц спросил, зачем цветку нужны шипы, а лётчик ответил, что занят серьезным делом. И Маленький принц рассердился.
МАМА (ДЕВУШКА 1) (начала читать). «Да, он не на шутку рассердился. Он тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы. “Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: “Я человек серьезный! Я человек серьезный!” — совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб”. — “Что?” — “Гриб!” — Маленький принц даже побледнел от гнева. — “Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Так неужели же это не серьезное дело — понять, почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов нет никакого толку? Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом? Да разве это не серьезнее и не важнее, чем арифметика толстого господина с багровым лицом? А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, и другого такого больше нигде нет, а маленький барашек в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил? И это все, по–твоему, неважно?” Он сильно покраснел. Потом снова заговорил: “Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: “Где-то там живет мой цветок…” Но, если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!” Он больше не мог говорить. Он вдруг разрыдался. На звезде, на планете — на моей планете, по имени Земля — плакал Маленький принц, и надо было его утешить. Я взял его на руки и стал баюкать. Я говорил ему: “Цветку, который ты любишь, ничто не грозит… Я нарисую твоему барашку намордник… Нарисую для твоего цветка броню… Я…” Я плохо понимал, что говорил. Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Я не знал, как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез»
Он плакал. Мама (девушка 1) закрыла книгу и обняла сына.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Всё хорошо, мой родной! Всё будет хорошо!
ОН. Спасибо, мама!
Мама (девушка 1) вытерла у него слезы и ушла. Он остался один.
ОН. Тот май в четвертом классе я не забуду никогда. Они продолжали надо мной издеваться!
Он быстро побежал. Ребята ринулись за ним. Поймали его, схватили за шиворот.
ПАРЕНЬ 3. Сначала мы затолкали его в туалет к девчонкам и долго не выпускали оттуда.
Наклонили Его голову к полу.
ПАРЕНЬ 4. А потом позвали к дереву и велели понюхать цветок. Но это был не цветок, а собачьи какашки.
Пацаны ржут. Он вырвался.
ОН. Каждый день я ходил в школу уже готовый к тому, что снова случится что-то плохое.
ДЕВУШКА 2. И каждый день мы придумывали для него что-нибудь новенькое
ПАРЕНЬ 1. Ставили подножки.
ДЕВУШКА 4. Прятали тетради.
ПАРЕНЬ 4. Скидывали учебники со стола.
ДЕВУШКА 5. А я подложила ему в сумку кактус. Вот ржачка была!
Все смеются. Класс медленно идет к авансцене.
ПАРЕНЬ 3. Я прекрасно помню эти ощущения невероятного азарта. Тебя будто тащит необъяснимой, дикой, воинственной энергией волна адреналина. О чувствах жертвы в этот момент не думаешь совсем. Наоборот, ты чувствуешь свою абсолютную правоту и восстановление справедливости.
ДЕВУШКА 2. Я порву чей-то пакет, а потом наезжаю на него и говорю, что он это сделал.
ДЕВУШКА 4. А еще я прятала его вещи в раздевалке.
Он пятится от них.
ОН. А мне потом снилось, что я стою посреди школы без штанов. Ужасное ощущение!
Резкая смена мизансцены.
ОН. В классе седьмом я съехал по многим предметам. К тому же начал постоянно болеть.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Мы на этот момент уже имели больного ребенка, который не вылезал из туалета с поносами. Из-за проблем с желудком у него произошло вымывание микроэлементов. По этой причине, как позже объяснил врач, он сломал руку.
Из толпы вышла Врач (девушка 3) и стала перебинтовывать ему руку.
ОН. Глупо так получилось! На ровном месте. Нога подвернулась, и я упал. Вот!
ВРАЧ (ДЕВУШКА 3). Ничего страшного, не расстраивайся! До свадьбы заживет!
Отец (парень 3) вышел с ноутбуком. За ним – Мама (девушка 1).
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Мы с мамой подумали и решили, что пока ты дома, чтобы тебе не было скучно и одиноко, купить тебе ноутбук. Вот, развлекайся и поправляйся!
МАМА (ДЕВУШКА 1). И, самое главное, не вешай нос!
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). А у меня сразу предложение: давайте на выходные махнем на природу, пожарим шашлычки, и я тебя, наконец, научу стрелять по банкам.
ОН. Мне нравится. Но только как я буду стрелять?
МАМА (ДЕВУШКА 1) (обращаясь к мужу). – Иван Иваныч!
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3) (легонько бьет себя по голове). Чёт я не сообразил!
Все смеются.
Врач уходит.
Смена мизансцены.
Отец (парень 3) выносит мангал.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Шампуры в чехле.
ОН. Это были самые лучшие выходные в моей жизни! И знаете почему? Да потому, что мы были вместе. Никто никуда не торопился, никто никуда не убегал. Мы были вместе и это было счастье!
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Я быстро собрал мангал.
ОН. А я вместе с братом – сухие ветки для розжига.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Ну а я стала нанизывать мясо на шампуры.
Погода стояла замечательная. Всё улыбалось от солнца.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Расскажу одну притчу. Как-то раз осел свалился в колодец. Хозяин осла сначала огорчился, но потом подумал, что осел уже старый и больше не нужен в хозяйстве, а колодец давно пересох, и пригласил своих соседей помочь ему решить два дела сразу: засыпать колодец и заодно закопать осла. И все взялись за лопаты. Осел сразу же понял, к чему идет дело, и начал громко кричать. А потом вдруг замолчал. Хозяин осла решил посмотреть, что там внизу и был изумлен: каждый раз, когда падала земля в колодец, животное встряхивалось и становилось поверх насыпанной земли. Очень скоро все увидели, как осел поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался как угорелый! Как ты думаешь, про что эта притча?
ОН. Ну... Ослик был сообразительным.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Молодец, правильно! Комья земли, которые падали на осла, - это проблемы, которые встречаются в нашей жизни. Но всякий раз, когда на тебя упадет ком земли, встряхнись и поднимайся наверх.
ОН (усмехнулся). Легко сказать.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Да, говорить всегда легко, а делать трудно. Но каждая из возникающих проблем – это возможность стать выше. Ты пойми, если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого, даже самого глубокого колодца.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Мужики, хватит философствовать, давайте жарить шашлык! Я уже проголодалась!
ОН. Тот день закончился быстро и, к сожалению, больше не повторился никогда.
Резкая смена мизансцены.
Отец (парень 3) и Мама (девушка 1) уносят мангал и шампуры.
ОН. Я пропускал школу, выходил, не успевал догнать класс, получал низкие оценки. Расстраивался, снова заболевал. Это был какой-то порочный круг. И ситуация уже стала бросалась в глаза.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Родной мой, скажи, что происходит?
ОН. Да все нормально, мам!
МАМА (ДЕВУШКА 1). Я же вижу, что не нормально! Говори! Ну, говори же!!! Я тебя прошу, родной мой, говори!
ОН. И я все рассказал. И мама позвонила классной.
Смена мизансцены. Появляется Учительница (девушка 3).
МАМА (ДЕВУШКА 1). Я не знаю, что видите вы, но я знаю, что сына травят, над ним издеваются.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Нет, нет, вы все не так поняли. У нас в школе, в моем классе этого не может быть. Они просто так общаются, ну шутки у них такие, детские. И это вполне нормально!
МАМА (ДЕВУШКА 1). Какие это шутки? В моего сына все время чем-то пуляют, постоянно обзывают, вещи его пропадают. Это уже не шутки, а издевательства! Неужели вы не понимаете? С этим надо что-то делать!
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Если вы так хотите, то я могу собрать весь класс и обсудить, кто и как относится к вашему сыну. И почему.
Смена мизансцены. Ребята рассаживаются на стулья.
МАМА (ДЕВУШКА 1). Но никакого цивилизованного разговора не получилось. Была какая-то лавина нелепых обвинений. Все орали невпопад.
ПАРЕНЬ 4. Он – неадекватный!
ДЕВУШКА 2. А мне он вообще в сумку кактус подложил.
ПАРЕНЬ 5. Он придурок!
ПАРЕНЬ 1. Он на меня накинулся ни с того, ни с сего.
ДЕВУШКА 4. На уроках постоянно забирает у меня тетради и мешает учиться.
ПАРЕНЬ 2. Он себя считает умнее других!
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). А я молчала, просто сидела и слушала.
ОН. А я понял, как все меня ненавидят.
МАМА (ДЕВУШКА 1). В итоге учительница выдала какие-то нелепые аргументы, что сын не отличник…
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Да, не отличник! И давно уже скатился. А ребята поступают так, потому что он сам виноват.
ОН. Никто, конечно же, не успокоился после разборок. Даже стало еще хуже. И я попросил маму больше не вмешиваться.
Смена света. Он остается один. Врывается музыка в стиле black metal (например, группа Venom песня Black metal со слов Lets go от 02:38 и до конца). Он начинает танцевать. Отчаянно и дико. Выплескивая всю свою боль. Потом музыка резко обрывается. Смена света. Из толпы появляются двое.
ОН. Однажды, это было в классе седьмом, на меня сильно наехали двое. Один был поменьше и поумнее и всегда держался второго, который был глупее, но представлял собой громадину, которая внушала страх.
ПАРЕНЬ 4. Мы всегда ходили вдвоем. Если Алик с кем-то не мог справиться, то я ему помогал.
ПАРЕНЬ 3 (рукой показал Ему подойти). Мы узнали, что ты хорошо учишься по английскому. Ты будешь нам делать домашние задания!
ОН. Первое задание было — прочитать с выражением.
ПАРЕНЬ 3. Напиши сверху над английским текстом буквы, как правильно читать.
ОН. Ребята, но у вас ничего не получится. Это так не работает.
ПАРЕНЬ 3. Наш мальчик умеет говорить? Серый, объясни ему, что Он должен слушать и делать только то, что ему скажут.
ПАРЕНЬ 4. Ударил я его легонько, ну и придушил немного.
Парень 4 ударил мальчика и другой рукой обхватил за шею.
ОН. Сделал я им этот английский. Написал, как умел.
ПАРЕНЬ 4 (заржал). За выразительное чтение Алик получил двойку.
ПАРЕНЬ 3. Дебил!
Парень 4 отбросил мальчика в сторону. Он упал на пол. Парни растворились в толпе. Он вскочил, ушел и сел на стул. Толпа – за ним. Загораживает Его от зрителя и привязывает к стулу.
ПАРЕНЬ 1. А однажды мы Его привязали к стулу.
Ребята резко разошлись в стороны и сели.
УЧИТЕЛЬ (ПАРЕНЬ 2). Отвечать пойдет… Хакимов.
Он встал вместе со стулом и идет.
ПАРЕНЬ 3. Он встал, а стул за ним волочится. Вот это был прикол!
ДЕВУШКА 4. Все ржали как сумасшедшие, и даже учитель.
Он отвязывает от себя стул.
ОН. Я пытался к ситуации привлечь внимание учителей. Например, нашей классной. Но она сказала мне то же, что говорили и мои родители.
Учительница (девушка 3) вышла из толпы.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Ну да, неприятно. Но, может быть, ты сам виноват.
ОН. У меня было ощущение, что ей все равно.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Подумай! Подумай об этом!
ОН. Я возвращался домой, бросал портфель, и думал, думал, думал, думал. Сам, сам, сам виноват! Но в чем? В чем моя вина, так я и не мог понять. Но тут появилась она!
Появляется Девушка из интернета (девушка 5).
ДЕВУШКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (ДЕВУШКА 5). Мы познакомились в интернете. Если честно, он стал мне больше, чем друг. Скорее, моим парнем.
ОН. А ты – моя девчонка! Согласен! Мне нравится! Я – твой парень, а ты – моя девчонка! Здорово!
ДЕВУШКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (ДЕВУШКА 5). Мы общались каждый день, и, мне кажется, я неплохо успела его узнать. Он многое мне рассказал о себе.
ОН (спокойно, улыбаясь). Школу я ненавижу, прихожу и думаю: лишь бы поскорее уйти. Учусь на двойки-тройки. Не учусь, в общем. В школе я чужой. Если учительница со мной кого-то хочет посадить, обязательно скажут: «Не-е-е, от него плохо пахнет. Только не с этим вонючкой!»
ДЕВУШКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (ДЕВУШКА 5). Что, прям так и говорят?
ОН. Ну да! Со мной никто не общается. Ни одноклассники, ни учителя. Все шпыняют меня с первого класса. Внешне я не такой, как все: волосы длинные, очень худой, невысокий. И еще не люблю себя: я – тупой.
ДЕВУШКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (ДЕВУШКА 5). Почему ты так считаешь?
ОН. Так говорят все: отец, учителя, одноклассники.
Смена мизансцены. Девушка из интернета (девушка 5) сливается с толпой.
ОН. А чего они только не делали! В школьной столовой переворачивали мои тарелки. Рвали тетради, отбирали портфель.
Вырвали у Него из рук портфель и стали перебрасывать его друг другу. Он забирает свой портфель и идет к авансцене. Толпа – за ним. Его обступают, перекрывают от зрителя, он опять вырывается, его опять засасывает водоворот массы. Он в отчаянье.
ОН. Я помню постоянное чувство тревоги. Оно было неотступно со мной. Ты все время ждешь, что в любой момент что-то может произойти. Как в диком лесу среди зверей. Я в кровь сгрызал свои ногти. Я все время знал, что никогда не буду достаточно своим. Даже если весь класс спишет у меня контрольную. Контрольная закончится, а все плохое начнется заново. Как раз контрольные были моими любимыми уроками. На них все молчали и тихо сидели. А перемены я ненавидел. Для меня перемена означала съежиться и ждать, откуда прилетит.
Он вырвался.
ДЕВУШКА 4. Помню, у нас наметился субботник.
ОН. А я решил вместо субботника сходить в кино. А по правде говоря, воспользоваться возможностью не ходить в школу и лишний раз не сталкиваться с одноклассниками. Классной сказал, что плохо себя чувствую.
ПАРЕНЬ 1. А я узнал об этом и сказал учительнице.
Он идет по сцене и возвращается на прежнее место. Толпа – за ним. Он разворачивается и видит перед собой ребят.
ОН. Когда я пришел в кино, то увидел около кинотеатра весь свой класс вместе с классной. Она кричала.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Хакимов, как ты мог? Ты меня обманул! Ты весь класс обманул!
ДЕВУШКА 5. И тогда учительница сказала всем.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Я тебе объявляю бойкот!
ПАРЕНЬ 1. Это стало командой «Ату его!»
ПАРЕНЬ 5. Для нас это было то еще развлечение. Можно было уже официально его травить.
Он побежал, толпа – за ним. Дальнейший текст Он говорит на действии: Его ловят – Он убегает.
ОН. Я заходил в класс и мог сразу получить удар, пинок. В меня кидали ручки, другие предметы. Постоянно смеялись надо мной. Мне прямо при учительнице на уроке кричали: «Тупой, дурак». Я никак не реагировал на их издевки. И никогда не плакал.
Он устало сел на стул. Рядом с ним садится Парень 4.
ПАРЕНЬ 4. А я специально садился рядом с ним и издевался.
Он посмотрел на него.
ОН. Кличка была у него «Фашист». Он, когда со мной разговаривал, никогда не смотрел в глаза, а смотрел только в живот. И один глаз был у него прищурен.
ПАРЕНЬ 4. Ну вот такой я, особенный! (Смеется.) Так вот! Например, я говорил, что мать его шлюха! Сказал и посмотрел на ребят, мол, как я его!
Ребята смеются.
ОН. Я ничего не отвечал.
ПАРЕНЬ 4. А я наслаждался этим унижением.
Он встал. Из массы появляется Девушка из интернета (девушка 5).
ДЕВУШКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (ДЕВУШКА 5). А почему тебя недолюбливают в школе?
ОН. Не знаю. Я думаю, они и сами не знают.
ДЕВУШКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (ДЕВУШКА 5). А ты пытался наладить контакт с одноклассниками?
ОН. Это бессмысленно. Все они – и мальчишки, и девчонки – меня отталкивают. Стебутся по поводу роста, внешнего вида, обзывают. А учителя с этим ничего не делают. Им безразлично. А еще у меня часто бывает бессонница. Иногда целыми сутками не сплю или сплю урывками.
ДЕВУШКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (ДЕВУШКА 5). Но также тяжело жить.
ОН. Да, не очень приятно. И настроение от этого всегда плохое.
Резкая смена мизансцены. Девушка из интернета (девушка 5) растворяется в массе. Ребята, распределившись по всей сцене, приседают, прыгают, бегают друг за дружкой, убирают стулья в сторону.
ОН. Но самым страшным адом были уроки физкультуры.
Тренер (девушка 1) взяла в руки волейбольный мяч и дунула в свисток. Ребята построились в линейку.
ТРЕНЕР (ДЕВУШКА 1). Урок проходил как обычно: все бегали, приседали, прыгали через козла. А последние минут пятнадцать отдавались на игру.
ОН. И тут начинался баскетбол. Учительница сама выбирала капитанов команд.
ТРЕНЕР (ДЕВУШКА 1). Первушин, Алиев, подойдите ко мне! (Бросает одному из них мяч и уходит к остальным ребятам.)
ОН. Это всегда был кто-то самый сильный, спортивный и классный. И дальше капитаны набирали себе команды примерно так:
ПАРЕНЬ 1. Денис, ко мне!
Денис подбегает к Парню 1.
ПАРЕНЬ 2. Марта, ко мне!
Марта подбегает к Парню 2.
ОН. И так далее. Самые «лохи» оставались последними. А дальше было это:
ПАРЕНЬ 1. Бли-и-и-ин! Только не ко мне в команду.
ОН. Я всегда был тем, кого разбирали по остаточному принципу. Это было ужасно унизительно. Но в какой-то момент для меня это превратилось в рутину. Я просто привык ненавидеть эту школу.
Резкая смена мизансцены. Масса, разделенная на команды, опять сливается в одно целое и делает пируэт по сцене. Он уходит от массы, из которой появляется Девушка из интернета (девушка 5).
ДЕВУШКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (ДЕВУШКА 5). А какую музыку ты слушаешь? Ну, чтоб поднять настроение?
ОН. Вlack metal.
ДЕВУШКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (ДЕВУШКА 5). Это же мрачно, грустно, не музыка совсем, а крики.
ОН. А мне нравится. Я слушаю это всегда и только такое. Хочешь, я тебе клип крутой скину?
На экране возникает отрывок из видеоклипа.
ДЕВУШКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (ДЕВУШКА 5). Скинул. Посмотрела. Очень депрессивная песня, там девушка в клипе сначала пьет, потом колется, а в конце кончает с собой. Песня мне понравилась, а клип – так себе.
ОН. А мне больше всего понравилось именно видео. И именно то, что она кончает с собой. Все презирают самоубийц и не понимают, что на этот шаг надо решиться. Нужно иметь волю.
Смена мизансцены. Девушка из интернета (девушка 5) растворяется в массе.
ДЕВУШКА 4. Учителя, хотя и знали о травле, особо не вмешивались. Только уж если прямо нос к носу сталкивались с толпой, наехавшей на ученика, тогда реагировали.
ОН. У меня был такой случай. Я шел в школу. Они меня ждали за углом.
Парень 1 вместе с другими пацанами стоят и курят.
ПАРЕНЬ 1. Эй, ты, укурок! Сюда быстро подошел! Ты че, совсем уже оборзел? Подбежал быстро!
ОН. Мимо шла школьная учительница, увидела.
Из массы девочек вышла Учительница (девушка 3 в черных роговых очках).
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Что это вы здесь делаете? Опять курите? А ну-ка, разошлись! Быстро в школу! (Ему.) И тебя это тоже касается!
ОН. Но это не меняло ничего. Я понимал, что все равно в следующий раз это повторится.
ДЕВУШКА 2 (зрителям). Учителя никогда не шли дальше. Никто не проводил никакой разъяснительной работы, не принимали никаких мер.
УЧИТЕЛЬНИЦА (ДЕВУШКА 3). Никто и не пытался разобраться, что происходит.
Резкая смена мизансцены. Масса делает пируэт по сцене.
ОН (улыбается). Но была прекрасная учительница рисования. Безумная совершенно и потрясающая. Когда ее спрашивали: «А какая тема?», она сразу начинала кричать:
УЧИТЕЛЬНИЦА ПО РИСОВАНИЮ (ДЕВУШКА 1). Тема??? Если ты спросишь у меня тему, я повешусь и буду являться тебе во сне. Художнику не нужна тема. Рисуй то, что ты хочешь рисовать, и где хочешь, хоть на стене.
ОН (улыбается). Замечательная была и учительница музыки. Она собрала очень сильный хор. И однажды я пошел записываться в этот хор.
Ребята разворачиваются и встают в мизансцену хора.
УЧИТЕЛЬНИЦА МУЗЫКИ (ДЕВУШКА 3). Но у Него не было ни слуха, ни голоса, и его не взяли.
ОН. И я жутко расстроился. Тогда учительница спросила:
УЧИТЕЛЬНИЦА МУЗЫКИ (ДЕВУШКА 3). А зачем тебе хор? Ты любишь петь?
ОН. Нет, я очень люблю слушать.
УЧИТЕЛЬНИЦА МУЗЫКИ (ДЕВУШКА 3). Ну если ты любишь слушать, когда поют, тогда приходи, садись и слушай.
ОН. Иногда я даже приходил туда вместо уроков. Садился в сторонке, чтобы не мешать, и кайфовал.
Он проходит и садится.
УЧИТЕЛЬНИЦА МУЗЫКИ (ДЕВУШКА 3). Все готовы? Карина, начинай!
Карина начинает петь песню «Прекрасное далеко». На куплете вступает хор. Он, счастливый, слушает. После куплета сменяется мизансцена: ребята переставляют стулья и рассаживаются на них, как на урок.
ОН. Помню ужасную учительницу по математике. Сижу на первой парте. Где-то к середине первого урока я уже ничего не понимаю. Слышу только трубный голос учительницы, и все звуки сливались для меня в нечленораздельное «бу-бу-бу».
ПАРЕНЬ 2. И была у нас еще учительница биологии. Она любила дать нам задание на пол-урока и уйти.
ПАРЕНЬ 3. И когда она уходила, все сразу начинали Его «чморить».
ОН. В очередной раз, когда она ушла и закрыла нас в кабинете, надо мной начали снова издеваться. Но в этот раз все было гораздо хуже. Денис достал бутылку пива, парни весело распили ее. Предлагали и мне, но я отказался. А потом они схватили меня и пытались содрать штаны. А девочки все это снимали на сотку. Я вырвался и стал громить весь кабинет.
Он схватил в руки стул, стал крутить его вокруг себя, отгоняя ребят. В этой мизансцене нужно сохранить единство массы, она хоть и видоизменяется, но не рассыпается.
ДЕВУШКА 4. Он стал швырять парты в мальчишек.
ДЕВУШКА 5. Кидать стулья.
ПАРЕНЬ 4. Кому-то даже разбил голову в кровь.
Он поставил стул и встал на него.
ПАРЕНЬ 5. А потом попытался выпрыгнуть из окна.
Он устало сел на стул. Пауза.
ОН. Дома на меня наорал отец и побил.
Отец (парень 3) бьет его ремнем, Он уворачивается.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Ты ничтожество! Дурак! Чудовище! Слабак! Ты своим выпрыгиванием из окна только устраиваешь мне проблемы. Тьфу, идиот! (Уходит.)
ОН. У меня было только бессилие, злость, ощущение, что я абсолютный урод! И совершенно не было поддержки. Не было родителей, которые могли бы вступиться, не было учителей, которые бы подсказали, как себя вести. Я был совершенно один и решал ситуацию как мог.
ДЕВУШКА 2. После этого случая Его не было в школе недели две. Учитель сказала, что у него произошел нервный срыв.
Учащиеся резко уходят. Он остается на сцене один. Свет медленно гаснет, сжимается, фокусируется на него.
ОН. К концу года этим бесконечным напряжением я был выжат как лимон. Боялся лишнее слово сказать. Боялся ходить. Постоянно озирался. Перемещался от дома до школы мелкими перебежками. Мне все время казалось, что меня поймают. Я помню, как сидел дома в своей комнате и каждую минуту боялся, как бы кто не позвонил или не пришел, чтобы вызвать на разборки. Во мне жил постоянный страх. Я постоянно ощущал, что мир несправедлив. Я не мог один противостоять всему, что было вокруг. Я понял, что бессилен.
Смена света и мизансцены. Появляется Девушка из интернета (девушка 5).
ДЕВУШКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (ДЕВУШКА 5). Мы общались с ним почти каждый день по интернету. Я даже хотела приехать к нему летом. Но потом поняла, что не хочу продолжать отношения с ним как с парнем. И это сказала.
ОН. Зачем вообще тогда было начинать?
ДЕВУШКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (ДЕВУШКА 5). Мы поссорились, он стал обзывать меня мразью, тварью.
ОН (взорвался). Ты такая же конченная, как и все вокруг! Мразь и говно! Предатель! Все предатели и суки, а ты – больше всех! Я хочу, чтоб ты сдохла! Сдохла! Сдохла! Сдохла!!! (Он резко заплакал.) Нет, нет, нет! Прости меня! Прости! Прости! Я – дурак! Я не должен был так говорить! Не уходи, прошу тебя! Иначе я себе вены порежу! Ты слышишь меня?
ДЕВУШКА ИЗ ИНТЕРНЕТА (ДЕВУШКА 5). Я сначала испугалась, но потом подумала, что он это делает для привлечения внимания, и перестала отвечать. Мне его жалко очень. И тех, кто его травят, тоже жалко. Какой-то полный беспросвет и замкнутый круг.
Девушка из интернета (девушка 5) уходит. Смена света и мизансцены.
ОН. В девятом классе, помимо травли, на меня начали давить родители по поводу плохой учебы.
Звучит голос родителей.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3) (кричит). Ты – абсолютный ноль! Ты ничего не смог достичь, ты ничему не смог научиться! О чем ты думаешь? Скатился на одни двойки. Мне что, опять ремнем тебя отходить?
МАТЬ (ДЕВУШКА 1) (мужу). Боря, я прошу тебя, успокойся! Не надо кричать! (Сыну.) Мы желаем тебе только добра! Ты умный мальчик, пойми, без хороших оценок ты после школы никуда не поступишь. Что делать-то будешь? В дворники пойдешь? Я прошу тебя, пока не поздно, возьмись за ум.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Может быть, тебе репетитора нанять? Ты скажи! Ну что ты молчишь?
ОН. А мне было совершенно не до учебы. Я взрослел, начал что-то понимать, противостоять маме, что только ухудшало все. Она давила еще больше, боялась, что я не сдам экзамены. Это был такой прессинг с двух сторон. Дом и школа. Школа и дом. Они меня просто убивали. Я даже не мог заставить себя читать, хотя раньше читал очень много. Книги ассоциировались с учебой и с родителями. Все это привело к тому, что в конце девятого класса я был в ужаснейшем состоянии. А тут еще мама умерла… Совершенно неожиданно – рак был в последней степени, как сказали врачи, и делать что-то было уже поздно. Единственный человек, который любил меня, ушел. Я остался один… Я резал себе руки, не глубоко, но так, чтобы причинить боль, чтобы физическая боль затмила душевную. Я думал о самоубийстве, даже дату смерти выбрал. Но что такое эти отчаянье и муки? И беда разве в том, что ты одинок? Одинок весь мир! Одиночество вокруг меня! Но это еще не беда, я понял. Беда, настоящая беда наступит, если не будет выполнен долг! А долг, как я понял, состоит только в одном: я не должен просто так раствориться, исчезнуть. Я должен оставить свой след! И только потом умереть. Эта мысль вошла в меня легко, как нож в масло, я совершенно не видел греха в том, что задумал. А задумал я страшное. То, что потом вызовет проклятия. То, что потом утащит меня в ад. Во мне начал пробуждаться монстр. Я начал всех ненавидеть. В том числе и своих родных. Они съехали от меня, потому что были недовольны тем, как я жил, что шумел в квартире и днём и ночью, громко слушал рок-музыку и стучал сильно дверьми. Я делал всё это специально и намеренно. Мне нравилось их унижать. Я видел, как им это не нравится и получал от этого удовольствие.
Звучит голос Отца (парня 3).
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Ты издеваешься надо мной и братом, и смеешь утверждать, что боишься меня?
ОН. Да вся моя жизнь была в постоянном ощущения вины и страха.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). О чем ты говоришь? Ты себя слышишь? Я всегда любил тебя! Но ты почему-то не хотел видеть ни мою любовь, ни заботу, ни то, как я переживал за тебя, старался помочь! Ты всегда был нетерпим ко мне!
ОН. Ты постоянно упрекаешь меня, как будто только я виноват. А за собой не чувствуешь вины?
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). В чем же моя вина? В том, что я хотел воспитать тебя сильным и смелым? Настоящим мужиком?
ОН. Да! Но только как? Силой, криком, оскорблениями? Заставить меня стать тем, кем я на самом деле не являюсь. Я – другой! Но ты этого так и не понял.
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Возможно, мои методы воспитания были грубы, но я всегда желал тебе только добра. Ты для меня всегда был и остаёшься любимым сыном!
ОН. Я для тебя всегда был и остаюсь ничтожеством. Ты внушил мне это. Ты подавлял меня, и я казался себе жалким. Нет, я и был жалким, полным ничтожеством. А ты был велик, ты всегда был прав, и мнение твоё было неоспоримо. Мне бы немного одобрения, поддержки, но вместо этого: «А получше ты ничего не мог придумать?» Или ещё хуже: «Ты – полный ноль! Ничтожество и слабак!» Ты беспощадно избивал меня словами, не задумываясь о том, какую боль мне причиняешь! Одно сплошное унижение. Я жил в постоянном страхе, что вот сейчас ты зайдёшь ко мне в комнату и опять начнёшь на меня кричать. Твой гнев меня поражал, не давал дышать. Мне нигде не было защиты – ни дома, ни в школе. Я, как загнанный зверь, по ночам скрипел зубами от бессилия. И вот теперь ты добился того, что я тебя уже не чувствую отцом, ты стал для меня чужим дядей. Даже чужой дядя мне ближе, чем ты!
ОТЕЦ (ПАРЕНЬ 3). Ну в таком случае мне больше нечего сказать. Мы уезжаем. Живи, как хочешь.
ОН. Я не был против. С этого момента я стал жил в квартире один. Иногда отец приносил еду, молча, а потом так же молча уходил. Я остался наедине со своими мыслями. И они полезли из меня, как тараканы, изо всех щелей. Бог мой, только сейчас я понял, что все живут в состоянии вранья. И отец мой, и мать, и одноклассники, и учителя – все врут, и даже я! По любому поводу. Слова перестали что-нибудь значить. И в потоке лжи потеряли свой смысл. Мы оккупировали социальные сети, сделав их рупором нашей лжи, и врём там беззастенчиво с утра и до вечера. Эта ложь, как помои, выливается на нас из рекламы и фильмов, она преследует нас из телевизора и радио. Она не дает покоя ни днем ни ночью. Ложь, как эпидемия, ворвалась в нашу жизнь. Все врут: и хорошие, и плохие, и богатые, и бедные. Это стало естественным состоянием человека. Те качества, которыми старались заразить нас в детстве: доброта, щедрость, прощение – все это обман. И только подлость, алчность и эгоизм могут дать то, что ты хочешь. Ложь стала гарантией успеха и весь мир покрылся жесткой непробиваемой коркой лжи. Пойди, попробуй добыть эту правду. Да и в чем она? (Он остановился, словно споткнулся.) Теперь… можно… всё… Теперь можно всё?.. Теперь можно всё!!!
Он замер, словно поймал рыбу в мутной воде, стал ощупывать эту скользкую мысль, которая не давала ему покоя вот уже много дней, стал пробовать на язык знакомые буквы, и вдруг они неожиданно слились в нечто осязаемое и, наконец, обрели форму. И вырвались из него. Он говорит неторопливо, вытаскивая из себя слова и удивляясь тому, что пришло ему в голову.
ОН. Это вы все сделали меня таким, какой я есть. Долгие годы вы меня мучили, оскорбляли, унижали, обзывали ничтожеством, идиотом. Я вам всем за это отмщу! Я стану самим Богом! И уже я буду решать, кому жить, а кому умирать. Те, кому удастся убежать и сохранить свою жалкую жизнь, поймут, наконец, смысл существования. Они будут думать, что Господь пощадил их. Вы узнаете всю мою сущность, запертую в этом маленьком теле.
Он улыбнулся. И сразу стал таким маленьким и беззащитным. Где-то тихо начинает звучать музыка Вагнера. Он прислушивается к ней, и восторг проникает во все его существо, и он чувствует, как что-то начинает поднимать его над землей.
ОН. Я решил стать массовым убийцей. Это произошло, когда я находился у себя дома. Тогда я понял, что я – Бог! Я просто осознал это в тот момент. Мне никто об этом не говорил. Никто мне этого не внушал. Пришло мне это ни с того ни с сего. Я – никто. И я – все! Я – грязь на подошвах ребёнка. И я – Бог! Я понял, что я всё могу и могу сделать всё, что угодно и с кем угодно. Я понял, что я пришёл в этот мир в облике человека для того, чтобы избавиться от всех существ в этой Вселенной. Я родился с ненавистью ко всем и родился в человеческом облике.
Музыка резко обрывается.
ОН. И я стал действовать. Сделал заказ в магазине: шесть кило аммиачной селитры. Мне привезли этот заказ прямо на дом, шесть мешков к подъезду. В тот же день я поехал в магазин и купил перекись. А с утра начал собирать бомбу. Инструкцию по ее сборке и изготовлению детонатора я посмотрел в интернете. На другой день, уговорив отца научить стрелять меня и брата, мы поехали в лес. Сначала отец стал объяснять, показывать, как заряжать карабин, как целиться, как держать руку и задерживать дыхание. Потом он расставил мишени – пустые банки из-под пива, отошел метров на двадцать и сделал первый выстрел. Банка подскочила и исчезла в траве. Я целился долго и промазал. У брата был такой же результат. Но уже со второго раза я попал. И вот здесь что-то перевернулось в моей душе. Я почувствовал азарт, я обрел уверенность и силу, я понял, что смогу совершить задуманное. Я весь задрожал, когда брат протянул руку за ружьем. Сказал ему: «Погоди!» Поднял ствол на него и выстрелил. Прозвучал выстрел. Это случилось так быстро, так неожиданно, я думаю, он и сам не понял, что произошло. Схватился за живот, упал и только удивленно уставился в низкое серое небо. Отец оглянулся и спросил: «Что произошло?» Я глупо улыбнулся ему и выстрелил в голову. Прозвучал выстрел. Посмотрел на часы – было около десяти утра. Отлично! Есть время заскочить домой и взять бомбу. Я был вдохновлен, как никогда. Я никогда не говорил себе: «А давай-ка я пойду расстреляю школу. Давай, сделай это». Мне не нужно было это делать, потому что эта идея жила во мне уже давно. Так что я был готов.
Он смотрит на зрителей. Его всего трясет.
ОН. Я как Бог! Хочу, чтобы все признали себя моими рабами. Вы должны делать абсолютно все, что я захочу. Я хочу, чтобы каждый из вас убил более десяти человек и сам выпилился. В мире не должно остаться живности – это ошибка Вселенной. Я явился в этот мир в облике человека, чтобы избавиться от всех вас. Я ворвусь в ваши дома. А все оставшиеся в живых увидят это в новостях. Сегодня я убью огромное количество биомусора и сам застрелюсь. Я взял два рюкзака, один из которых был с бомбой – его я взял в руку, а второй был с патронами – его я надел на спину. После этого я вышел из квартиры. Время тогда было около 11 часов 10 минут.
На сцену выходят учащиеся, Он уходит. Учащиеся разделяются на две группы: одна садится на стулья, другая – занимается физкультурой.
ДЕВУШКА 1. У нас шел урок физкультуры, мы занимались на поле.
ДЕВУШКА 2. Я бежала кросс и материла физрука.
ПАРЕНЬ 3. Я бросал мяч в баскетбольную корзину и все никак не мог попасть.
ДЕВУШКА 3. Я трепалась с девочками о бюстиках.
ПАРЕНЬ 1. А я «шмалил» в кустах.
ДЕВУШКА 1. И вдруг мы услышали выстрелы.
На сцене пригдлушили свет. На экране появляется Он в высоких армейских ботинках, брюках-карго, белой футболкой с надписью «Ненависть» и с карабином.
ОН (на экране). Я сделал три выстрела, но ни разу не попал – промахнулся. Девушка успела убежать. Из школы вышел какой-то дед. Я выстрелил ему в голову, он упал.
ПАРЕНЬ 3. Я никогда не слышал настоящих выстрелов, но тут сразу понял, что эти – настоящие.
ДЕВУШКА 1. В школе включился звонок, раздавались новые выстрелы. Ребята, которые сидели в классе, стали прятаться под столы, закрываться стульями.
ОН (на экране). Я зашел в гимназию, где увидел незнакомую учительницу, и выстрелил ей прямо в голову. Она упала, и я снова выстрелил ей в голову. Дальше по коридору находился кабинет. Дверь была закрыта. Я предположил, что там, возможно, кто-то есть, то есть идут занятия. Я положил рюкзак с бомбой возле двери. Потом поджег детонатор и побежал на второй этаж. Взрыв раздался, когда я уже входил в кабинет, где находился весь мой класс. Они забились под столы и сидели, не шевелились. Но я-то знал, что они все здесь! Что? Испугались? Обосрались? Пришло время ответить за то, как вы надо мной издевались. Как вы меня унижали! Вы называли меня дерьмом и чувствовали себя Богами! Теперь мы поменялись местами, теперь вы – дерьмо, а я – Бог! Теперь моя очередь! Теперь вы за все заплатите! И сейчас я убью вас всех! По очереди! Прямо здесь! (Он поднимает карабин и начинает стрелять.) Не было в моей жизни дня, такого страшного и прекрасного! Я хохотал, как сумасшедший, я радовался, как ребёнок, когда стрелял. Я стрелял по ним, целясь в головы. Но не всем я попал в головы, кому-то – в живот, кому-то – в руки, в ноги.
ПАРЕНЬ 2. Не стреляй в меня! Я лежу тихо и не шевелюсь! Убей кого-нибудь другого!
ОН (на экране). Когда убивал, я видел ужас в их глазах.
Выстрел. Парень 2 падает.
ДЕВУШКА 4 (закрыла руками уши). Ой, мама, мамочка, я боюсь, как страшно!
Выстрел. Девушка 4 падает.
ДЕВУШКА 5 (шепотом). Только не меня! Только не меня! Только не меня!
ОН (на экране). Мне доставляло удовольствие видеть, как пули дырявили эти наполненные отвратительным дерьмом кожаные мешки, и как из них вытекала красная жижа под названием кровь, и разлетались в стороны мозги.
ПАРЕНЬ 2 (тихо). Дебил, блин! Мало я его чморил! Когда все кончится, я его сам убью!
ПАРЕНЬ 4. Да помолчи ты! Не привлекай внимания!
ОН (на экране). Мир – страшное, жуткое, мерзкое место! О, как же я его ненавижу! О, как же я вас ненавижу, глупые, ничтожные людишки!
Выстрел.
ДЕВУШКА 1. Из школы выбежали ученики. Они спешили, но постоянно оглядывались, сталкивались друг с другом и падали.
ОН (на экране). Всех, в кого я стрелял, я хотел лишить жизни, а не просто ранить. Если я кого-то ранил, то не потому, что решил его ранить или напугать, а просто промахнулся. Я надеялся, всех, в кого стрелял, я убил.
ПАРЕНЬ 1. Потом к школе подъехали полицейские. Когда мы подбежали ко входу, они нас отогнали и поставили ограждение.
ОН (на экране). «Под каждым климатом, у каждой грани мира над человеческой ничтожною толпой всегда глумится Смерть, как благовонья мира, в безумие людей вливая хохот свой!»
ПАРЕНЬ 3. Потом откуда-то взялись родители. Они плакали и умоляли пропустить их в школу.
ОН (на экране). Изначально я хотел убить человек двадцать, а потом как пойдёт, насколько у меня хватит сил и возможностей. Когда у меня закончились патроны, я вышел из класса. Мне было больно, очень больно от того, что я так и не успел взорвать этот гребанный мир.
ОН стреляет в себя и медленно падает. Звучит голос мамы, она читает отрывок из «Маленького принца».
«Вот мы и пришли. Дай мне сделать еще шаг одному. И он сел на песок, потому что ему стало страшно. Потом он сказал: “Знаешь… моя роза… я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира…” Я тоже сел, потому что у меня подкосились ноги. Он сказал: “Ну… вот и все…” Помедлил еще минуту и встал. И сделал один только шаг. А я не мог шевельнуться. Точно желтая молния мелькнула у его ног. Мгновение он оставался недвижим. Не вскрикнул. Потом упал — медленно, как падает дерево. Медленно и неслышно, ведь песок приглушает все звуки»
Свет уходит.
В полной темноте начинает звучать песня Happy Birthday to You и секунд через пять появляется на экране домашнее видео: мама и папа поют песню-поздравление и держат в руках торт с горящими свечами. Ставят торт перед мальчиком. «Загадывай желание и задувай свечи!» Он закрывает глаза и дует на свечи. Камера наезжает на лицо мальчика. Он полон радости, смотрит на торт и улыбается. Впереди лежит длинная-длинная жизнь. Какая она будет?
Свет гаснет. На черном экране появляется надпись: «По окончании спектакля просьба не аплодировать»
В тексте использованы фрагменты интервью реальных людей, подвергшихся травле в школе, опубликованных в книге Светланы Моториной «Травля: со взрослыми согласовано», выдержки из допроса Ильназа Галявиева, устроившего массовый расстрел в казанской гимназии, а также отрывки из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Андрей Сухоногин — режиссёр, бывший актёр театра им. М.Ю. Лермонтова, работает на телевидении. Финалист фестиваля современной драматургии «Драма.KZ».