Дактиль
Ирина Иванченко
В прицеле камеры-обскуры —
сюжет холма, рюкзак сутулый,
мазки дорожные в альбом,
но сколько ни пиши с натуры, —
нет совершеннее скульптуры,
чем вишня за моим окном.
Из-под морщин по черной корке
мироточит смолою горькой
и плачет от потери сил.
И в замысле воздетых веток
есть тот порыв от смерти к свету,
что только Пинзель уловил.
Ее неправильная точность
невычислима и подстрочна,
нерасчехлима языком.
Но перехватывает разум
не это — в самой гуще фразы
есть кто-то, с кем давно знаком.
Так узнаваемы изгибы,
как будто, к цельности спеша,
не расслоилась, не погибла,
а стала деревом душа.
И в угловатых сопряженьях
отростков и ветвей сухих
свое увижу отраженье,
но четче в кратком изложеньи,
как в избранном — заглавный стих.
Судьба вершится с опозданьем.
В округе — знатные сады,
а нам оброк — иносказанье:
цветем в отместку расписанью,
но позже всех даем плоды.
Раненья, трещины, разломы
к весне затянет добрым словом,
вишневой корочкой смола.
От чувства локтя к чуду дома
иди, где оттепель и дрема,
и радость своего угла.
Темнея, прячется округа.
Мы будем сторожить друг друга,
пока один из нас живой.
И вишня простирает ветку,
как маскировочную сетку
над непокрытой головой,
над незашторенной аллеей,
открытым слогом, что алеет
над незапекшейся губой,
над тем, что светит, не довлея,
как встреча поздняя с собой.
под чужой луной на другом краю
на одной земле и в одном раю
под звездою в сто миллионов ватт
под защитой всех кто любим и свят
обежав земной на своих двоих
ты и здесь со мной как попутный стих
путеводных слов не жалея сил
ты в молитве тех кто тебя любил
на лету земля в канонаде тьмы
из осколков я соберется мы
и живя любя только днем одним
мы храним тебя мы тебя храним
Есть ли в небе кто живой?
Я сниму ничейный угол.
Между морем и землей
пришвартован Мариуполь.
Чайки спят крыло к крылу
на продавленном причале.
Я сегодня не умру, —
говорю себе ночами.
Чайкам, спящим у воды,
снятся родовые гнезда.
Наши галочьи следы
заметает хвост обозный.
То ли тесно меж людьми,
то ли мы родимся позже,
то ли маятник любви
покачнется в нашу пользу…
Смерть краснеет на юру,
жизнью поймана с поличным.
Говорю себе привычно —
я сегодня не умру.
Все спешат на Вокзал. Даже тучи в Европу плывут.
Неужели случится и нам? Неужели придется
оставлять доморощенный свой, домотканый уют,
где заботливой Паркой суровая нитка прядется?
Существует Италия только в рассказах друзей.
Затяни наважденье потуже, как в талии — пояс.
Палиндромный мой быт: дом — аптека — подвал — Колизей —
Колизей — дом — аптека —
и мимо промчавшийся поезд.
За оседлую жизнь не по силам назначена дань.
Не в печной ли трубе удержать собираешься тягу
к перемене значений, мельканью названий и дат…
Пусть усталые люди на теплые камни прилягут.
Неужели и нам суждено,
Неужели и нам
собираться сегодня велят милосердные боги…
К средиземным мирам, к чужеземным доплыть берегам,
как гадальные карты Европы — раскинуть дороги.
Держава ли, единая страна —
скорее, пядь земли на белом свете
есть Родина — то место, где у нас
с тобой еще, конечно, будут дети.
И в глиняном окопе, где отряд
зимует, позывных не раскрывая,
есть Родина — то место, где тебя
я днем и ночью жду, не уставая.
Пусть по трубе слезоточивый газ
идет быстрей, чем кровь по капиллярам,
есть Родина — то место, где о нас
возносят просьбы Богу капелланы.
Пусть тьма горит, орда черным-черна,
но лють и нелюдь не сильны над нами,
пока есть в мире место, где меня
привычно называешь ты — «родная».
И оттого, что любишь и любим, —
когда схлестнутся недруги и други,
ты будешь, мой родной, неуязвим
для пуль голодных, рыщущих в округе.
Нам не дадут в раю
новые позывные.
Встали в одном строю
мертвые и живые.
Встретив, согрев, обняв,
в мире неизмеримом
все, кто хранил меня
между войной и Римом.
В мире, где больше мер
нет для души и тела,
держит меня Гомер
за руку под обстрелом.
Небо от рваных ран
скрыв рукодельной сеткой,
вышел Франко Иван,
как Моисей, в разведку.
Гоголь схватил обрез,
мне прикрывая спину,
и волонтерят здесь
Осип, Борис, Марина.
Время любить и жечь,
и, милосердный в горе,
поднял духовный меч
Сковорода Григорий.
Щит нам — небесный свод,
вышитый млечной гладью.
Занял мой братский взвод
улицу пядь за пядью.
Рядом, не пряча сил,
светом полны и гневом
все, кто меня любил
между войной и небом.
В земном тепле, в плацкартной дольче вита
мне снится, если выдохнусь на час,
что где-то бродит дом, как пес побитый,
из всех щелей выглядывая нас.
Наука бегства, опыт выживанья,
удавкой затянулась простыня,
мне снится: каждый выстрел в мирозданье —
прямое попадание в меня.
Летит вагон над тучею косматой,
дежурный свет командует отбой,
а дочь моя рисует дом крылатый
и крышу с покосившейся трубой.
Еще гоняет мяч команда зондер,
а дочь рисует пальцем по стеклу
огонь, вагон и дом на горизонте,
летящий следом в тлеющую мглу.
Летит обоз, в корзинах плачут дети,
мадонна держит небо на весу.
Мы всюду дома, где на час приветят,
где чашкой чая нас не обнесут.
О, сколько их, упавших в эту реку.
Пока бегу, я все-таки живу,
любя, как подобает человеку,
и видятся — во сне ли, наяву —
калашный ряд, ночные аты-баты,
колонны, уходящие во мглу,
где дочь моя рисует дом крылатый
и ветер, пробежавший по стеклу.
Тянется губами, пробуя простор,
как младенец к маме — к облаку собор.
Камеры, экраны поверните вспять:
маленькие храмы учатся летать,
не сбиваясь в стайки, за один заход
уловив, как чайки, бреющий полет.
Чудом огорошен, крестится народ:
вдруг собор подросший ветром унесет?
С нашим ли везеньем верить чудесам?
Снег летит на землю, храмы — к небесам.
Дымом пахнут ветер и февральский день.
Пуль на белом свете больше, чем людей.
Волевым усильем ни один из нас
так не вскинет крылья, как иконостас:
ввысь — из загражденья, из яремных ям, —
как сопровожденье чьим-то сыновьям.
За всех недотянувших, недо-
любивших — молча и до дна.
Мы, как на Пасху, мыли небо,
когда закончилась война.
Мы платья легкие надели
и стол накрыли всем двором,
и наши мертвые сидели
напротив нас за тем столом.
Слова теплей, чем мех овчинный,
когда душа трещит по швам.
Не зря мы всю войну учили
детей и внуков тем словам.
За тем, кто на чужбине горя
хлебнул, мы слали корабли,
и возвращались из-за моря
друзья, соседи, журавли.
Мы жили. Долгие недели
была толокою страна.
И только песен мы не пели,
когда закончилась война.
Ирина Иванченко — украинский поэт и прозаик, журналист, редактор журнала, пишет на русском и украинском языках. Родилась в Киеве в 1974 году. Автор шести поэтических книг. Стихи публиковались в журналах, антологиях, альманахах Украины, Германии, Бельгии, Израиля, США, Австралии и других стран. Член Национального союза писателей Украины.