Дактиль
Александр Кабанов
Читатель, ты входишь в чужую квартиру,
не зная, что эти стихи:
логин и пароль к сотворению мира,
рецепты борща и ухи.
О, как же скучна — бухгалтерия чуда
и дебет, и кредит страстей,
наш сервер — христос, наш планшетник — иуда
с прошивкой от римских властей.
Наука похожа на рай в сакартвело,
где чача растёт круглый год,
где я отвечаю за физику тела,
за лирику южных широт.
Где шерстью покрыта любая скотина,
и в перьях небесная твердь,
где жизнь — доказательна, как медицина,
и смерть — беспристрастна, как смерть.
Не бойся, мой милый, забвенья пустого:
записаны выдох и вдох,
и всё сохраняется в облаке слова
и в папке — чистилище.док.
Да, это — отличная новость, и всё же,
не то, чтоб печаль — ерунда,
но знай, что счастливой улыбки на роже —
не будет уже никогда.
Не будет горячее тело нагое —
стонать посреди теорем,
а будет другое, мой милый, другое,
другое, мой милый, совсем.
Когда нас боги отражают —
в собаках, в кошках, в лошадях,
тогда нас бабы нарожают —
в окопах и на площадях.
Мы будем новые, живые,
и вспомним прошлые дела:
деревьев клетки стволовые
и всех животных — зеркала.
Как выбегали из-под тента —
в лес, что построен без гвоздя:
на запах секонд-хэппи-энда,
на вкус грибов и цвет дождя.
Когда мы были беглецами —
я, перед сном, тебя листал,
теперь мы стали мертвецами,
мы — файлы, сжатые в кристалл.
Избавлены от вечной спешки,
и с нами — босх иероним,
теперь мы знаем, люди — флешки:
мы этот мир — в себе храним.
Ну а покуда: лёд и жженье,
песок небесный и вода,
и ты во мне, как утешенье:
зачем мне музыка тогда?
Перед самым началом утра, когда проступают швы,
едва подсохшие ранки, битое в кровь стекло,
возраст спящих людей, снега, листвы, травы:
не плачь, мой милый — непобедимо зло.
В час, когда трижды некому прокричать —
съеден петух на ужин, семейное серебро —
было украдено, вышел майн кампф в печать,
не плачь, мой милый — непобедимо добро.
Мертвые птицы, обняв свои гнезда, падают вниз,
тонут в море дельфины, это последний шанс –
дан во спасенье, но бог запретил ленд-лиз,
наше с тобой бессмертие – это баланс, баланс.
Голод, разруха, смерть, страх, первородный грех —
непобедимы все, нет на них топора,
и только любовь — сосёт, хавает грязь — за всех,
но только она— спасет, и только она — твой смех,
а вот теперь, мой милый, плакать пора, пора.
Смерть, не ходи за мной, а сам-то, а сам —
так и брожу обезьянкой судного дня,
господи, не гони меня, обращаюсь я к небесам:
куда ты — туда и я, куда ты — туда и я.
Первый, первый, приём, это — шестой, шестой,
мир — жесток, но у каждого — свой шесток,
дай мне глоток — и воскреснет наш сухостой,
ты — в сортир, и я за тобой — в лоток.
В каждой клетке моей — вода, и вода хранит —
терабайты памяти, свод о земных делах,
это — мрамор, господи, а это — сплошной гранит,
это — будда, господи, а это — акбар аллах.
Видишь больную музыку, пепельную на вкус,
слышишь, цветёт война и пустынны её края,
умер пушкин сегодня, он тоже — наш иисус,
пастернак родился десятого февраля.
Так и живу я, в расчёте на щедрый жест,
не состою, не участвую, господи, не стучу,
знаю, таких по возрасту, уже не берут на крест,
знаю, такие доноры — молча сдают мочу.
И я за тобой, по пятам, брожу не смыкая глаз,
пусть над долиной бессмертной тени мерцает мгла,
но если фонарик в твоём смартфоне давно погас —
испытай меня, господи, не убоюсь я — зла.
Мир продолжает меняться: скумбрии против сардин,
ночью — минус двенадцать, утром же — плюс один,
минус двенадцать апостолов в карты на интерес,
по лбу стучали и по столу, но только один — воскрес.
Вишня цвести раздумала: чем ей цвести и по ком,
сочи, одесса, юрмала — всюду сплошной дурдом,
кашляет, врёт, извиняется бывший главврач зимы,
это не мир — меняется, это свихнулись — мы.
Нам не прочесть верительных грамот в своих гробах,
в бутиках для смирительных трусиков и рубах,
счастье стреляет пробкою, чтобы попасть с трудом —
в юность с чудесной попкою, в старость с беззубым ртом.
Падает снег, взрывается — листья насквозь летят:
в эту войну — влюбляются и эту войну — хотят,
произойдёт вендетта из-за тебя, сестра —
между бойцами света, между людьми добра.
Сдохнут во тьме враги и прочие сорняки,
это умрут другие дети и старики,
спросит в ноль-ноль двенадцать мальчик одной страны:
чем мне теперь заняться, как же я — без войны?
Ты помнишь картину — грачи прилетели
в советском учебнике для папуасов,
я помню картину — грачи улетели,
грачи улетели, и умер саврасов.
Я помню омелу и ветки в омеле,
нет-нет, это — гнёзда висят без страховки,
был выстрел, и сразу — грачи улетели,
а после — остались служить в третьяковке.
Хороший учебник — для старшего класса
херсонской, без громкого имени, школы,
весеннее небо, как мел для левкаса,
и первый глоток (из горла) пепси-колы.
Политинформация: нашим виднее,
куда направлять прогрессивные массы,
опять обострение в новой гвинее,
грачи прилетели, а там — папуасы.
А впрочем, стояла погода весенья —
в канун сотворения, в самом начале,
не зря эта церковь была — воскресенья:
где нас — отпевали, а после — венчали.
Когда я проснусь в обескровленном теле,
исполненный, всех примиряющей, силы,
и ты мне напомнишь: грачи прилетели,
а мы их — не звали, а нас — не спросили.
Тогда я надену косуху-шиповку
и вам намалюю другую картину:
грачи возвратились в свою третьяковку —
оставив в покое мою украину.
Я откроюсь греку и ромею,
скифу, отходящему ко сну:
только я притягивать умею —
за уши ночную тишину.
Для чего умение такое:
для того, чтоб ты, не по злобе —
вдруг услышал новое, иное,
так необходимое тебе.
Это взлёт, а вовсе не упадок,
это не безмолвие мощей,
а совсем другой — живой порядок
рукотворных звуков и вещей.
Мир прозрачный, без фуфла и спама,
без гвоздей и битого стекла:
никогда не умирала мама,
всё сбылось, тупая боль прошла.
Что ты раньше слышал: плач ребёнка,
ближний взрыв, предсмертный хрип врага,
лопнула ушная перепонка —
кровью затопило берега.
А теперь ты слышишь те же звуки,
тот же злой и беспощадный свет —
далеко, как будто вы в разлуке —
навсегда, на миллионы лет.
Ты теперь ребёнка не обидишь,
не ограбишь, не предашь страну,
потому что ты отныне видишь —
добрую, большую тишину.
Видишь сад, чтоб собирать беруши —
их так любит в яблоках она,
хочешь, я возьму её за уши,
и тогда — закончится война.
О чём ты жизнь проводишь,
пытлив, многоочит:
вот так рукой проводишь —
и человек — мурчит.
Ты сам с собой не ладишь,
как стол, который — стул,
опомнишься, погладишь,
а человек — уснул.
Пускай ему приснится:
не гибельная хтонь,
не божия десница,
а чистая ладонь.
И пусть на ней проступят,
положенные всем,
два символа, две буквы:
то «дабл ю», то «эм».
И что всё это значит
в истории проблем:
ответь, товарищ пратчетт,
не лги, товарищ лем.
А это, драги-други,
не линии судьбы,
а то, что люди — слуги,
клеймённые рабы.
Рабы собак в реале,
и кошек — визави,
в бессмертном сериале:
рабы своей любви.
Пускай себе играют,
а мы — уйдём в запас,
они не умирают,
они живут без нас.
Привет, эпоха, обнимаю крепко,
благодарю за школьные труды,
когда любовь — паяние и лепка,
вязание на спицах ерунды.
Где ожиданья медная чеканка,
вокруг враги, а мы — один народ,
и девочка — родная африканка,
олимпиады беспартийный плод.
Нам врали так восторженно и грубо,
что нынче помнят только старики,
когда машина времени, как группа —
играла песни на мои стихи.
Да, было плохо, откровенно плохо:
голодомор, великая война,
но это — ваша, не моя эпоха,
моя эпоха — радостью полна.
Я — эхо от чудовищного гула,
нас ждет закат, коричневый, как йод,
и мальчик из соседнего аула —
тебя ограбит, а меня убьет.
Пусть обезбожен, пусть расчеловечен
был прошлый век, а люди в нем — совки,
но этой тьмой я изнутри подсвечен,
мой абажур — ночные мотыльки.
Наш гоголь вышел из девятой роты,
мы пили отвратительный агдам,
и если ты — подался в патриоты,
то я свою эпоху — не предам.
Когда опять начнутся пересуды,
я напишу последнюю из книг —
евангелие для детей иуды:
по лайкам их узнаете вы их.
Александр Кабанов — родился в 1968 году в Херсоне, Украина. Украинский русскоязычный поэт, главный редактор журнала «Шо». Живёт в Киеве.