Галина Галкина

191

Как отзываются идеи Достоевского в современном читателе

Один из самых читаемых авторов современности — Фёдор Михайлович Достоевский. Он неизменно занимает верхние позиции в мировых рейтинговых списках. Его идеи трогают умы, сердца людей, пытающихся осмысливать жизнь, её уникальность, феноменальность — во все времена. Школьники 1980-х читали не только произведения по программе. По собственной инициативе брались за «Бесов», «Идиота», искали сборники стихов полузапрещённой Анны Ахматовой. Раздобывали труды Фридриха Ницше, вникая в его неведомые идеи, одна из которых представлялась фантастической — о сверхчеловеке.

Нами движут идеи. Если они разрушительны, человек гибнет, увлекая за собой последователей, а созидательные сакральным образом создают прекрасные миры, преображают жизнь.

Фёдор Достоевский опередил Фридриха Ницше с его идеей сверхчеловека. Он же и развенчал её в рамках романа «Преступление и наказание», где показал раздавленного ею человека. Ницше к концу жизни учил русский язык, чтобы читать Достоевского. Эйнштейн говорил, что две страницы Достоевского заменяют ему целый учебник новейших открытий по физике, математике и другим сопредельным наукам. Иустин Попович, сербский доктор богословия, архимандрит, сделал вывод: «На смену человеку Фауста должен прийти человек Достоевского».

Если слова окажутся пророческими, то случится закат Европы (похоже, это уже происходит). Человек Фауста — представитель западной культуры, вечно недовольный, умный, энергичный, неспособный насытиться. Но он разрушенный внутри, с анемичным и больным сердцем. Человек Фауста сегодня бегает повсюду в поисках таблетки счастья, нетерпеливо выводит формулу любви — в путешествиях, ночных клубах, торговых центрах. Но не получается! Он готов сменить пол, отречься от родины и матери, душу продать дьяволу, чтобы обрести счастье — любым путём. Когда это случится, он провозгласит как победитель: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» Это Фауст.

Западная цивилизация, по определению Иустина Поповича, — цивилизация Фауста. Богослов делает вывод: «На смену цивилизации вечно недовольного Фауста, много знающего, но не имеющего счастья, должна прийти цивилизация Достоевского». Он заявляет: «Я знаю Достоевского как пророка, как апостола, как мученика, как поэта, как философа. Многогранность его гения поражает. Всечеловечески широкий и глубокий, он принадлежит всем, но и все принадлежат ему. Он настолько человек, настолько всечеловек, что родственен всем: и сербам, и болгарам, и грекам, и немцам — всем людям на всех континентах. В нём есть что-то от каждого из нас, то есть каждый может найти себя в нём. Своим всечеловеческим сочувствием и любовью он свой для всех».

Фёдор Михайлович в своей речи, посвященной Александру Пушкину, называет русского человека всечеловеком. По представлению Достоевского, русский человек не закончен: «Он пока всего только оторванная, носящаяся по воздуху былинка. И он это чувствует и этим страдает, и часто так мучительно!» Всечеловек откликается на всех — на все национальности и народы. Стремится учиться у всех, соединить воедино все лучшие качества, приметы, достоинства. И в каждой культуре видит и свою красоту, признаёт в человеке достоинство, кем бы он ни был. Это лишь одна из идей Фёдора Достоевского.

Достоевский — автор великого пятикнижия. В 1866 году написан роман «Преступление и наказание», в 1868 году – «Идиот», в 1871-1872 годах написаны «Бесы», в 1875 году – «Подросток» и в 1880 году – «Братья Карамазовы». В феврале 1881 года Достоевский умирает. Напомню основные идеи этих великих романов. Какая самая главная мысль «Преступления и наказания»? Не сводится человек к влиянию внешней среды. Раскольников — студент, который оторвался от родной почвы (философию Достоевского будут называть почвеннической, она отличается от славянофильства). И, как только он оторвался от почвы, им завладевает идея. Власть идеи над человеком — это важнейшая тема романа Достоевского. Какая идея завладевает Раскольниковым? Он хочет стать сверхчеловеком, чтобы потом совершать великие дела. Для этого он должен убить старуху. Но выясняется, что человек не исчерпывается теми идеями, которые он продумывает в уме. Достоевский впервые, задолго до Зигмунда Фрейда, вскрывает работу «внутреннего человека», человеческого подсознания. Раскольников на протяжении многих месяцев расчислил своё поведение, встал на этот путь, сделал первые шаги, но ничего не получается. Некая внутренняя сущность не даёт ему поступать так, как он задумал. Он переживает трагический разрыв между всем миром и им самим, и это внутреннее побуждение — безотчетное, неосознанное — ведет его к покаянию.

Достоевского даже современники называли пророком и апостолом. Роман «Преступление и наказание» был написан, отправлен для напечатания в Москву. И пока рукопись туда ехала, в Москве произошло убийство, буквально такое же, какое описал Достоевский в своем романе: некий студент убивает ростовщика Попова и его прислужника. Образованная публика была в ужасе, когда через несколько месяцев вышел роман, и они стали сравнивать сюжет романа с полицейскими сводками. Достоевский предсказал убийство.

Роман «Бесы» — наиболее сложный для чтения, он обличает революционную стихию, которая охватила страну. Для меня лучшим аргументом того, что необходимо читать Достоевского, является отношение Ленина к нему. Ленин бесновался, когда речь шла о Достоевском, он кидал его книги об стену. Эпиграфом к роману является цитата из Евангелия об исцелении бесноватого Христом. Бесы — это вся Россия и, к сожалению, эти пророчества сбылись. У каждого из героев романа своё мировоззрение, многие из них литераторы, которые что-то пишут. Есть такой персонаж – Шигалёв, он исписал мелким почерком целую тетрадку, в которой излагает своё видение будущего России. И через него Достоевский произносит пророчество: из великой свободы человечество придёт к великой тирании.

Лозунг всех революций «Свобода, равенство, братство» появился в начале французской революции. Но почему-то никто не видел противоречия между этими понятиями. Как свобода и равенство могут сочетаться? Это ложь всякой революции. Только в XX веке на это обратили внимание. Свобода даёт возможность из безликой, серой массы выделиться наиболее выдающимся, и они очень быстро начинают расти и возвышаться над остальными людьми. Если есть свобода, никакое братство невозможно. Достоевский делает предсказание, особенно в «Дневнике писателя» 1877-1878 года, что провозглашённая свобода приведёт к режиму невиданной деспотии, невиданного шпионства, что и произошло в 20-30-е годы XX века.

Если Раскольников одержим идеей сверхчеловека, то подросток в четвёртом романе одержим идеей обогащения, идеей Ротшильда. И опять — одно дело, о чём герой размышляет, и другое дело — его внутренние побуждения, которые противоречат ходу его мыслей.

«Братья Карамазовы» по всеобщему мнению — главный роман Достоевского и вообще русской литературы. Может быть, это самая сильная книга вообще всей мировой цивилизации. Большое количество западных специалистов считали, что знаменитая глава о Великом Инквизиторе — это лучшее, что написано в литературе. Этот роман тоже пророческий. Что такое «карамазовщина»? Это состояние России, откуда уходят вера, традиционные корни и начинается борьба всех против всех. Даже в отдельно взятой семье люди воспринимают других, как подножие и пьедестал для самого себя. Во всем городе и обществе российском воцаряется прямо противоположное христианской жизни. Если Христос жертвует собой, то люди, потерявшие веру во Христа, других приносят в жертву себе. Легенда о Великом Инквизиторе — последнее пророчество, имеющее всемирно-историческое значение, оно о будущем тоталитарном обществе, когда человек с легкостью отдаёт свою свободу ради земных благ, подчиняясь антихристовой безбожной власти. Вот кратко о творчестве нашего великого христианского писателя.

Достоевский предпринял попытку ввести Евангелие в плоть и кровь современности. О романе «Идиот» Фёдор Михайлович писал: «Главная идея — изобразить положительно-прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете». Достоевский создал идеал в мире зла. И у него получился князь Мышкин — слабый, уязвимый, одновременно светлый и, как дитя, чистый. Появляются оригинальные сценические образы князя Мышкина в исполнении Ю. Яковлева, И. Смоктуновского, Е. Миронова. Писатель явил миру «князя Христа», чтобы мы не забывали: «Страдание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

В «Подростке» — пронзительные строки о Христе и Антихристе, о грехе и покаянии. «Записки из подполья» — книга про современного человека, который сидит за своей клавиатурой, никого не любит, кроме себя. Уязвлённый своей малозначительностью, он впадает в ненависть, пишет злобные комментарии в соцсетях, страдает от одиночества. Все эти книги сформировали то, что Томас Манн назвал «Святая русская литература».

Читая Достоевского, мы становимся другими. Писатель берёт тебя и тащит по всем закоулкам грязной, тёмной человеческой души, а потом ведёт к Христу и ставит перед ним, как ребёнка. Чтобы ты стал иным, осознанным человеком.

В соавторстве с епископом Каскеленским Геннадием, ректором алматинской духовной семинарии.

Галина Галкина

Галина Галкина — живёт в Алматы. Корреспондент общественного фонда «ЭМО».

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon