Дактиль
Анастасия Белоусова
В литературной энциклопедии терминов и понятий образ определяется как факт воображаемого бытия. Он всякий раз заново реализуется в воображении адресата, владеющего «ключом», культурным «кодом» для его опознания и уразумения. Мотив в словаре Ожегова — это «проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения». Например, произведения «Сто лет тому вперед» Кира Булычева и «Машина времени» Герберта Уэллса объединяет мотив путешествий во времени. В свою очередь образ времени формируется при реализации этого и других мотивов и в то же время становится их частью.
Поэтическое объединение «Московское время» сложилось в 70-х годах XX века. Названием оно акцентирует внимание на понятии времени, которое раскрывается в творчестве участников на разных уровнях, а любое подобное объединение предполагает единую эстетическую платформу. Михаил Айзенберг в статье «Минус тридцать по московскому времени» писал, что правильная статья об этих поэтах была бы повествованием о том, как одаренный человек существует во времени, которое ему неудобно или враждебно, как он обходится с таким временем и как время обходится с ним.
Автор этой статьи изучил, как Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев, Александр Сопровский и Сергей Гандлевский работают с образом времени и вытекающими из него мотивами. Для исторического фона также разобрано творчество пяти современников, которые представляют примерно одно поколение с участниками «Московского времени» и писали в одно и то же время. Это Иосиф Бродский, Олег Чухонцев, Виктор Некрасов, Дмитрий Пригов и Лев Лосев. Для каждого из поэтов были взяты похожие объемы поэтических текстов, написанных в 1976-1981 годы. Среднее значение составляет пять тысяч слов. В каждой подборке подсчитано количество упоминаний семнадцати слов с семантикой времени, их производных и однокоренных, а после выведено соотношение этих слов к общему объему текста. Это слова: время, ночь, день, утро, вечер, рассвет, зима, лето, осень, весна, час, минута, секунда, год, век, всегда, никогда.
В целом проанализированы: сорок четыре стихотворения А. Цветкова, сорок шесть текстов Б. Кенжеева, двадцать девять стихотворений С. Гандлевского; двадцать пять текстов А. Сопровского, сто восемьдесят четыре текста В. Некрасова.
Наиболее часто словообраз «время» встречается у Сопровского: двадцать один раз. В его текстах используется время и как категория, и как вспомогательное слово.
Время как субъект у Александра Сопровского связано с семантикой ускользания: время спряталось, заканчивалось время. Причем заканчивающееся время используется рядом с рассветом, который никак не настает. Тема рассвета и времени в общем, как застывшей черты, которую невозможно преодолеть, развивается всеми поэтами группы, и, вероятно, берет начало от Сопровского. Бесконечно оттягиваемое завершение стремится и не может достичь момента, когда восходит солнце, и это усугубляется тем, что рядом «дышала вечность». Образ очень математичен, потому что его можно представить в виде гиперболы, которая бесконечно стремится, но никогда не достигнет своего предела.
Мотив отсутствующего времени может быть как продолжением мотива ускользания, которое завершилось успешно, так и выражать время, которое никогда не начинало движения: времени нет, и в безвременье отодвигается срок. Закончившееся или не наступившее время ассоциативно связано со смертью, после которой время не влияет на человека, как и до его рождения. Смерть также является образом границы, по-своему недостижимой. Бродский по этому поводу писал: «смерть — это то, что бывает с другими» (1986).
В стихотворении «Земли осенней черные пласты» оно одновременно благословляется и проклинается:
Будь проклят день и час, когда... Прости,
Благословись, возлюбленное время.
Возможно, это связано с мотивом одиночества человека. Одиночества принципиального и непреодолимого, связанного с устройством мира. Это мотив шизофреничный, он основан на конфликте взаимоисключающих и вместе с тем связанных начал. Лирический герой любит то, что хочет проклинать, любовь не дает завершить словесный ритуал наложения злых чар — проклятия, однако ненависть не позволяет жить в мире и принять своё время, любовь означает смирение, но не гармонию. Здесь присутствует также мотив хаоса, который также есть в словосочетании времени шум и гам.
У времени Сопровского наиболее разнообразные оттенки среди участников группы, в том числе их добавляют однокоренные слова. Смертный мир — не больше, чем времянка — временное в значении недолговечного, тех времен, на заре времен, о давности времен, было время седым парикам — время как хронологическая деталь, в основном отсылающая к далеко расположенным от настоящего периодам. Вовремя рухнуть — обозначение актуального предела, также пограничное значение, поскольку чтобы совершить какое-то действие вовремя, нужно знать точный момент, когда это необходимо сделать, и такой момент будет разделять действительность на два мира, до и после указанного действия, в данном случае – до того, как что-то рухнет.
Приближенность к некоторой границе у Сопровского выражается и другими средствами:
Воздух нечист, и расстроено время.
На рубежах ледяного апреля.
Текучесть времени, представленная в сочетании слов речка времени намывала — характерный для творчества других двух участников группы мотив, более глубоко ими раскрытый.
Багаж олицетворений времени у Сопровского богат и небанален, за их счет образ в его употреблении приобретает особый характер. Это и стынущим надменно временам, и время спряталось, и расстроено время, и горькой памяти время настало, время прямей / Выговаривать каждое слово. Сочетание надменности и решительности с трусостью позволяет говорить о неоднозначном отношении поэта к образу.
Определения, применяемые ко времени, кроме уже упомянутых, оказываются структурообразующими в первой части стихотворения «Признание в любви, или начало прощания»: время седым парикам, время — нежной морской синеве, горькой памяти время, время прямей / Выговаривать каждое слово. Можно заметить градацию смыслов по мере изменения определений в тексте: сначала прошлое с оттенком ностальгии, затем спокойное принятие, а горькой памяти время совпадает со временем прямей выговаривать каждое слово. Синергией прошлого и настоящего в этом образе можно проиллюстрировать одну из стратегических универсалий группы, выделенных в посвященной данной теме статье: обновление традиции.
Примеры в роли генитива шаблонны: на заре времен, о давности времен.
Примером парономической аттракции может послужить сочетание время прямей в строках:
Горькой памяти время настало,
Тайной вольности. Время прямей
Выговаривать каждое слово.
В ритмическом плане звуки слов частично друг друга отражают: емя — яме, а также легко перетекают друг в друга за счет согласной «р». Данный прием ускоряет ритм в конце строки и позволяет ей, следуя за смыслом, легче перейти в следующую. За счет этой сбивки ритма внимание лишний раз акцентируется на образе времени.
Таким образом, отношение Александра Сопровского ко времени получается амбивалентным и ярко эмоциональным. Он одновременно стремится преодолеть его, влиться в настоящее, но постоянно обращается к прошлому, любит и ненавидит, а в результате делает живым, с собственным человечным характером: упорным, но пугливым, грустным, но решительным.
В исследованной подборке Цветков семнадцать раз использовал слово «время» и его однокоренные в разных формах. В основном, как философскую категорию: время перехвачено, время проходит, будет время и т.п., всего один раз оно используется во вспомогательном значении — струсить вовремя, и один раз как глагол повременить. Остальные случаи — сочетания с генитивом. Время используется не как инструмент, а как полноценный субъект, участник действия. Четыре раза оно и сцепленные с ним образы упоминаются в самом конце, оказываясь финальными, что заостряет на нем отдельное внимание.
Часты использования словоформы с привлечением семантики воды: время потекло, ток временной, теченье времен. Мотив текущего времени подкрепляется другими образами жидкостей, например, в стихотворении «Звездная баллада», в котором время потекло, присутствуют также такие яркие образы, как отравленная слюна, молочный пруд, там бездомный пес мочился под черешней, а в конце появляются сеть рек и три звезды коньячных. В тексте, где есть теченье времен, также говорится: «Я вырос в скрещенье потоков» . Это можно назвать формулой Цветкова, основой стратегии.
Образ времени также часто переплетается с образом судьбы и мотивами греческой мифологии: в одном тексте возникают мойры, которые хотят повременить, помедлить, изменить, в другом — аид, ветер заворачивал ток временной и сотворенному жить не судьба. Также Цветков упоминает время, судьбой запасенное в срок.
Время соседствует и с образом границы: время клонилось к рассветному часу, Вестник времени, как неласков / Шелестящий закатный луч, иногда оно на этой границе останавливается: время перехвачено в пути, иногда лирический герой хочет его остановить, повременить, помедлить, изменить.
Цветков не использует со временем ни одного эпитета-прилагательного и только один причастный оборот. Зато часто использует время в форме генитива: времени вода, вестник времени и генитива, близкого к сравнению: времен тяжелая гребенка.
Олицетворения также есть в числе примеров: время потекло, время клонилось к рассветному часу, я до времени глух, время длится не спеша, летит наше время. Вестник времени, как неласков / Шелестящий закатный луч — двухуровневое олицетворение: через придание антропоморфных черт лучу (вестник), влиянию тропа подвергается и время как обладатель вестника. Время проходит навеки — можно назвать парадоксальным.
Получается, словообраз времени у Цветкова тесно связан с течением, понятием границы и воспринимается как значимый самостоятельный субъект мира текстов поэта.
В подборке Кенжеева слово время и его однокоренные встречаются десять раз. В пяти из них вместе с тем упоминаются ветер, воздух, полеты и птицы: с бедным ветром прошедших времен, лети вне времени, тихо время катится назад / ласточки над берегом скользят и т.п. Вкупе с легким слогом поэта текст читается как бы скользя, как ласточки.
Также присутствует образ времени, как границы: время на изломе, повремени — я к смерти не готов, а также мотив управления временем: время катится назад, но если время двинется вспять, лети вне времени. В том числе граница выражается через образы конца: и уже до конца времен, время погибать всерьез, повремени — я к смерти не готов.
У Бахыта Кенжеева всего два синонимичных олицетворения: время катится назад и время двинется вспять. В сравнении с яркими примерами из Александра Сопровского, здесь они смотрятся скорее номинальными. Также из эпитетов есть только прошедших времен и это время.
Наиболее часто используется словоформа с определением после нее: время на изломе, время погибать, время выше подозрений. В этом выражается попытка нетривиально описать время, не используя прилагательные, числительные и генитивы. Вынесение на первый план объекта описания, а не свойства, позволяет выделить склонность к предметности.
Отношение Кенжеева к образу времени прагматическое, но перекликается со взглядами других участников группы. Кроме осмысления времени как границы, он прибавляет ей оттенок трансцендентности за счет использования таких образов границы, как сон и смерть. В том числе на этот эффект работает и такое свойство автора, как гипнотичность. Его слог завораживает, закручивается и погружает в состояние транса. Например, за счет повторения сходных конструкций и создания впечатления бормотания:
До горизонта поля полыни
до горизонта поля полыни
а за полынью поля сирени
а за сиренью поля беглеца
до самой смерти попытка жизни
до самой смерти возможность жизни
до самой жизни возможность смерти
и так без конца, без конца.
В подборке словоформы времени встречаются семь раз. В отличие от других участников группы, Гандлевский в основном использует время для непосредственной отсылки к нужному хронологическому периоду, прошлому или настоящему.
Он так же, как и остальные поэты объединения, реализует идею о времени-границе, либо, подводя черту, что до времени дремлет, либо при помощи других образов границы в тексте, связанных со временем: слезы / иных времен, где в занавеси дрожь, это время было бравым... В тихий час заката под сиренью.
Также обнаружено перекликание двух текстов Гандлевского и Кенжеева: «Сегодня дважды в ночь я видел сон» и «У окна в постылом доме». Для сравнения, стихи Сергея Гандлевского:
Хлестало молоко, и желоба,
Стальные желоба трамвайных рельсов,
Полны его. Но кровь была черна.
...
Мне чудится, что мы у тех времен
Без устали скитаемся наощупь...
Строчки из стихотворения Бахыта Кенжеева:
только время на изломе
черной кровью отливает
сон — последняя услада.
Время становится пограничным не только из-за того, что в обоих случаях присутствует сон, черта, разделяющая разные состояния человека, но и из-за того что у Гандлевского субъекты находятся у тех времен, а не позади или внутри них, то время предстоит пересечь, а у Кенжеева оно на изломе. Это подтверждает взаимовлияние творчества поэтов группы друга на друга.
Сергей Гандлевский применяет словоформу с сухими определениями: у тех времен, иных времен, это время, настоящее время. Они несут функцию указывания на нужный хронологический отрезок. Также используется одно олицетворение: это время было бравым.
Поэт также осмысляет время в сходном ключе с другими участниками объединения, с учетом своих приоритетов и поэтики. Он чаще остальных использует словоформы «утро» и «час», но реже непосредственно «время», однако тенденция к осмыслению пограничного характера образа времени касается и его, также как и некоторые свойственные другим участникам объединения мотивы.
В текстах этого поэта словоформы времени употреблялись двадцать оин раз, наравне с Сопровским. Однако такая частота обусловлена спецификой текстов поэта. Поскольку он использует метод повторов, намеренных тавтологий, то слово, упомянутое в тексте один раз, с большой вероятностью повторится в нем в среднем еще три–четыре раза. Как, например, здесь:
Во все время
В свое время
В то же время
В это время
В наше время
В вашем доме
И в нашем
Районе
У Некрасова есть отрывки, где словоформа времен употребляется три раза подряд, а также словосочетание временные времена. Два раза повторяется свое время и современники.
Контекст употреблений Некрасовым словоформ времени разнообразен, потому что они несут функцию непосредственного называния временного отрезка. Но нельзя исключать, что и для него образ времени может играть особое значение, однако методы работы группы «Московское время» явно отличаются от его методов. Это подтверждает, что внутри группы существуют стратегические универсалии, в частности восприятие образа времени как пограничного.
Чаще других обозначений времени употребляются слово ночь и его производные, и лидеры в этом Бахыт Кенжеев и Алексей Цветков. Тем не менее, обыгрывая данный образ, поэты используют разные мотивы. С одной стороны, и Цветков, и Кенжеев почти одинаково часто используют слово звезда и его производные. Однако Кенжеев почти не использует словоформу луна и редко – река, в отличие от Цветкова, у которого совокупность данных деталей придает образу ночи мистический ореол:
Вот это — лес. Вот это — речка.
Двуногий символ человечка.
И ночь. И звезды над рекой.
Дыши, мой маленький уродец,
Бумажных стран первопроходец,
Молись развесистой звезде.
Тиха тропа твоя ночная,
Вода не движется речная…
В этих строчках близость звезд и ночи углубляют образ, добавляя ему таинственности. Река может быть символом времени для Цветкова, с учетом выявленной текучести времени в его поэтике. Однако в этом тексте вода не движется, автор рисует застывшее мгновение, что уже могло бы быть свойственно и Кенжееву. Цветков заканчивает вышеуказанное стихотворение словами: неумелый кто-то / Меня на листике блокнота / Изобразил живой рукой» , переводя тему в трансцендентное русло, к вопросам о высших силах, гнетущих на него, маленького человека.
У Кенжеева любой образ времени тяготеет к образу ветра и другим, вытекающим из него: воздух, небо, птицы, полет и все, что связано воздушной стихией.
неизбежность неизбежна
в электрической ночи
утомившись пляской снежной
засыпают москвичи
...
лучше петь расправив руки
и в рассветный долгий час
превращаться в крылья вьюги
утешающие нас
Время Бахыта Кенжеева летуче, это бушующая вьюга, смешение воздуха и снега, у него есть крылья, которые могут стать способом для преодоления ночи, которую отделяет от нового дня рассветный долгий час.
Музыкальная пауза длится
двести лет — и кончается вдруг
синеглазою птицей свободы,
разрывающей круг тишины.
И становятся ночи короче,
и вишневая флейта поет,
и кончаются белые ночи,
и звезда над закатом встает.
Если у Цветкова преобладают философские мотивы, то у Кенжеева – мотив свободы.
Ночь Александра Сопровского характерна другим: он тоже признает ее мистический характер, но для него это инструмент для преодоления какой-то грани:
Когда же ночи темная громада
Всей синевой надавит на стекло,
Прихлынет космос веяньем распада…
В этих строчках ночь связана с мотивом хаоса и приведет к экзистенциальным размышлениям, попыткам собрать из этого хаоса смысл жизни.
Время прямей выговаривать каждое слово у него тоже наступает над аллеями сада ночного — ночью Сопровский видит необходимость перемен. Это связано с тем, что его образ ночи очень тесно перекликается с мотивом пограничности. Он чаще использует половинчатые образы, не ночь, а полночь. В его текстах больше образов границы: под эту музыку – у ночи на краю, грохотало всю ночь за окном, Март. Ночь. Москва. Гостеприимный дом. / Отменный спирт расходится по кругу, За ночью ночь меня всего трясло. / Отряд берез держал границу леса и т.д.
Однако у Сопровского эта черта не только разъединяет, но и соединяет: и держали раздетую полночь / Напряженные руки мостов, Под эту музыку – у ночи на краю, / В чужом пиру, в отпетой роли – / Нам будет весело, мы встретимся в раю.
Для Сергея Гандлевского это необычное время перемен. С одной стороны, ночью первый снег осенний одел далекие хребты – произошли метаморфозы, преодолена какая-то граница, но герой не видел, как это происходило, он наблюдает только последствия. С другой стороны, для него это диспут ночной, в это время происходят встречи, разговоры, поиски ответов. «В такую ночь в гостинице меня / Оставил сон и вынудил к беседе / С самим собой» , – пишет Гандлевский. Также образ приобретает определенную физиологичность, потому что у поэта он связан со сном. Гандлевский рассказывает свои сновидения: Сегодня дважды в ночь я видел сон, Этой ночью снилось мне всего / Понемногу, либо грезы: Среди ночи глаза наудачу зажмурю — / Мне исполнится год и тебе двадцать пять.
Мотив пограничности тоже свойственен ночи Гандлевского:
Мы знаем приближение грозы,
Бильярдного раскатистого треска —
Позвякивают ведра и тазы,
Кликушествует злая занавеска.
В такую ночь в гостинице меня
Оставил сон и вынудил к беседе
С самим собой. Педалями звеня,
Горбун проехал на велосипеде
В окне моем. Я не зажег огня.
Дальше по тексту образы окна и занавески повторяются, повторяя виток спирали с горбуном, и история приходит за счет этого к развязке.
Таким образом, кроме индивидуальных подходов к образу ночи, в текстах есть общие тенденции осмысления. Во многом пересекаются методы Цветкова и Кенжеева, Сопровский тоже часто использует воздушные образы, но не в таком разнообразии, как Кенжеев. Меньше сходства между другими участниками, но у всех присутствует осмысление в ключе пограничности.
Наиболее часто словоформу «рассвет» использует Александр Сопровский, и это можно назвать сквозным для творчества группы. У поэта есть строчки, где он и сам рефлексирует на эту тему:
Когда пришлют за мной небесных выводных
И скажут: вам пора, все ваши песни спеты, —
Возьмут мои стихи и перечтут — а в них
Одни рассветы да рассветы.
В этом тексте присутствует ключ к общему восприятию группой образа, вероятно, форсированного с подачи Сопровского.
Рассвет сам по себе обозначает период, процесс перехода из одного времени суток в другое. Но у Сопровского важно, что крики черных птиц о давности времен отчетливо напоминают. Выше уже было отмечено амбивалентное отношение поэта ко времени, в частности — к прошлому. Поэту о нем напоминают крики черных птиц, но в то же время он хочет соединить его с настоящим, и рассвет здесь выступает в роли переходной стадии, в процессе которой возможны слияние и обновление. Он предлагает встретить свое прошлое:
Навстречу стынущим надменно временам
Заздравную поднимем чашу.
Чтобы упрямый луч победно засверкал
По жестяному скату крыши,
Чтоб солнце, задрожав поверхностью зеркал,
Осколки пламени распространяло выше.
Сопровский готов встретить прошлое, чтобы оно, отраженное, слилось с настоящим под одними лучами, но он сомневается в том, произойдет ли это: «Рассвет не шел. Заканчивалось время» . Поэтому не прекращает рефлексировать на эту тему. У него есть рассветный ветер, который приближает его поэтику к поэтике Кенжеева, и сон на рассвете, который роднит с Гандлевским.
Даже в текстах о любви у него работают образы времени на другом уровне, закладывая потенциал нового смысла:
Мостовыми горизонт распорот,
Вертикали золотом горят –
И пойдет раскручиваться город,
Каменный выстраивая лад.
Начерно разыгранная в камне
Тема объяснения в любви –
Слишком эта музыка близка мне,
Навсегда растворена в крови.
Слышится – трамвайными звонками,
Брезжится – рассветной желтизной.
Горизонт — линия разделительная, а мостовые, образованные от мостов, несут в себе соединительный смысл, и их соседство делает текст парадоксальным, как и одновременное проклятие и благословление времени в другом стихотворении.
Рассветный долгий час появлялся в сходном значении у Кенжеева, у которого текст пронизан ожиданием этого времени. И у Цветкова время клонилось к рассветному часу / Так медленномедленномедленноме. Авторское время в текстах часто растянуто вплоть до какой-то границы, на которой поэты балансируют — до часа рассвета, до полуночи или полдня, до времени, которое нужно «перезимовать и не пропасть». Интересно, что у Гандлевского рассвет ни разу не встречается, однако у него тема границы развивается иными путями. Среди остальных он в принципе реже обращается к образу времени.
Чаще других к зиме обращается Бахыт Кенжеев: двенадцать раз. Он неоднократно употребляет ее в спряжении с ночью: в долгой зимней ночи, Засыпая, вижу ветер зимний, / битых стекол рваные края... и ленивый ангел за спиной / страшными растапливает снами / душный воздух памяти ночной, Полночный поезд отошел, / раздался крик вороний, / запахло сыростью лесной, / бездомною зимой. Их роднят мотивы смерти и одиночества, а также образ потерянного или пустого дома: пустует дом, стоит зима, / подметки износились. / Пыль прошлого, сырая пыль / на пальцах у него, засыпая, вижу ветер зимний, / битых стекол рваные края, / Где моя Флоренция, скажи мне, / где она, любимая моя? (битые стекла в заброшенных, мертвых домах), в густой воде, в бобровой хатке / чужие сны легки и сладки, / куда в надежде рвемся мы / от нескончаемой зимы (желание спрятаться от зимы в чужом доме означает, что нет своего), бездомною зимой.
Образ мертвого дома использует Сопровский в стихотворении, посвященном Кенжееву:
Записки из мертвого дома,
Где все до смешного знакомо,
Вот только смеяться грешно —
Из дома, где взрослые дети
Едва ли уже не столетье,
Как вены, вскрывают окно.
В этом тексте нет образа зимы, зато присутствует образ непреодолимой черты: окна, которое не могут открыть уже почти столетье. Первый текст появился раньше, поэтому второй может быть ответом Сопровского к нему.
Отсылка к «Запискам из мертвого дома» Ф. М. Достоевского (1861) задает тему каторги, другой непреодолимой границы, внутри которой застряли люди. И если у Кенжеева стекла битые, то у Сопровского они абсолютно герметичные — дом второго абсолютно закрыт от внешних влияний, и внутри него одиноко. Впрочем, подобная тема раскрывается в другом тексте Кенжеева, связанном с зимой:
Была прескверная зима.
Бывают же такие зимы,
Когда свобода — что тюрьма,
И дни пусты и нелюдимы.
В монографии «Образы пространства и времени в русской поэзии XIX –XX веков» стекло описывается как «минимальная линейная пограничная структура, изолирующая локус лирического субъекта от проникновения в его пространство». Образ зимы у Кенжеева также связан со стеклом: засыпая, вижу ветер зимний, / битых стекол рваные края, и ледяными линзами зима / орудует, для стереоэффекта / чуть-чуть сдвигая плоские дома. Битые стекла — стремление преодолеть герметичность, а ледяные линзы, преломляющие картинку, — посмотреть под новым углом. Зима Кенжеева побуждает искать способы избавиться от нее. Это не рассвет, к которому стремятся, от нее убегают.
Зима Цветкова пугает, но от нее уже не хочется бежать, она оказывается ключом к трансцендентному у поэта:
Нырнуть в постель и отоспаться всласть.
Но человек на зимний лов подледный
Заботливо отлаживает снасть.
Он сам придумал зимнее уженье,
Он видит жизни тайное движенье,
Под коркой льда набухшее зерно.
Он смысл земли, ее изображенье,
Творения последнее звено.
Несмотря на отрицательный оттенок страшных зим, при внимательном рассмотрении выясняется, что страшных зим лирический герой просил бы вместо весны, возможно, потому что видит в страданиях больше поводов для поэзии, чем в счастье. Правда, зимний собачий визг соседствует с предвкушением чертовщины и состоянием миража, и оказывается частью картины хаоса, однако настроение текста можно назвать бредовым, но не отрицающим.
В строчках Зимней березой стою, не дыша. / В сетунской роще по тонкому насту / Бережной девочкой ходит душа образ зимы связан с трепетом, хрупкостью, тишиной и некими новыми формами познания себя и мира.
У Гандлевского зима упоминается три раза, дважды — в одном тексте, однако есть и в этом некоторое перекликание с зимой Цветкова: Что ж, зима. Белый улей распахнут. / Тихим светом насыщена тьма. Кроме яркой метафоры, присутствует мотив тишины, а также парадоксальность: тьма насыщена светом. Впрочем, другое упоминание ближе к восприятию Кенжеева: кунсткмера зимы.
Совершенно иной, живой образ зимы у Сопровского, как и времени вообще. У него зима, ненавидящая нас, она устала от себя, поэтому очень легко читается: теперь не до зимы и утверждение, что зиме Приказано трубить отбой / И дать дорогу лету. / Минуя стадию весны — поэт низвергает зиму до статуса простого человека, которым можно управлять.
Частота обращений участников объединения к словам с семантикой времени позволяет говорить об их особом отношении к данной теме в сравнении с другими современниками, взятыми для демонстрации поэтического контекста. Кроме того, их работа со временем отражает специфику стиля каждого из них. Это стремление к трансцендентному у Цветкова, мотивы свободы Кенжеева и борьбы — Сопровского, а также онейричность поэзии Гандлевского.
Наиболее распространенные и взаимопроникающие временные образы — это рассвет (и закат как дихотомия), ночь и зима. Они реализуются через мотив свободы: полет, птицы, незатрудненное течение воды, а также мотив замедления и исчезновения времени, связанного со стоялой водой, стеклом или окном, повторами одних и тех же слов для создания эффекта заговаривания и погружения в пограничные состояния при помощи сна (в крайней форме — смерти) или алкоголя.
Для каждого поэта группы характерно осмысление образов времени, как границы, черты, которую необходимо, но тяжело и зачастую опасно преодолевать. По факту, уход в непостижимое, сны и стремление к выпивке — это методы, которыми пытаются решить нерешаемую задачу: превзойти человеческие возможности, заглянуть в будущее, переместиться туда, потому что ограничения душат.
Для Сопровского важен мотив освобождения и своеобразного воскрешения: «рассвет» и его производные он использует по меньшей мере в два раза чаще, чем остальные. Можно предположить, что его метод борьбы — это надежда, которая не позволяет свободе исчезнуть хотя бы на уровне идеи. Также у него наблюдается одна общая черта с Кенжеевым: высокий уровень употребления слов, связанных с полетом, что также семантически связано со свободой и мечтательность. Для Кенжеева этот мотив органично подкрепляется образом времени в виде ветра или крылатой вьюги — этакое добро с кулаками.
Цветков и Кенжеев активно работают с образом ночи. Как и другие участники группы, они воспринимают ее, как что-то таинственное и мистическое, но оба тяготеют к природным образам: луне, звездам, реке, ветру, птице. Цветков — больше к водным, Кенжеев — к воздушным. В свете того, что ночь сама по себе тесно связана с образом смерти, всё то, чем её наделяют поэты, в итоге тоже оказывается борьбой с небытием: луна и звёзды — с тьмой, шум реки — с тишиной, так жизнь противостоит смерти.
Кенжеев регулярно обращается к другому образу, ассоциирующимся со смертью, — это зима. Она реализуется через другие образы: стекла, окон, линз, откуда один шаг до кристаллической решётки и снежинок, а также через мотив побега. Испокон веков смерть вызывала у человека и страх, и любопытство, и они тесно соседствуют в творчестве Кенжеева, то борясь, то подменяя друг друга.
Ближе к любопытству оказывается Цветков, он признает зиму пугающей, но видит в ней ключ к познанию инобытия. Гандлевский занимает позицию где-то посередине, а Сопровский развенчивает ее мистический ореол, и если Кенжеев и Гандлевский сопротивляются зиме, то Сопровский сам атакует.
Гандлевский чаще всего использует ночь и утро, избегая границы между ними — рассвета, зато часто акцентируя на замедляющемся времени за счет мотивов сна и наркотических веществ. Он погружается в процесс, рассказывает сны, мимолетные видения, иногда делает ретроспективу в прошлое, ностальгируя о нем и снова таким образом сбегая от настоящего.
Образ времени важен для каждого участника объединения, хотя они актуализируют его разными путями, периодически пересекаясь где-то. Но так или иначе, всё связывается с темой превозмогания своего хроноса и топоса, попыткой не то заглянуть, не то добраться до границы — горизонта, рассветного часа, который всегда отдаляется и никогда не наступает. Методом иногда оказывается борьба, а порой — побег от реальности в сон, дурман, веру. В реальной жизни двое из них преодолели привычное пространство, а один — умер, перейдя недостижимую для остальных черту. В итоге в России остались только Гандлевский и могила Сопровского – Цветков уехал в Израиль, а Кенжеев – в Канаду. Однако взоры поэтов неизменно устремляются к другому, всё ещё общему горизонту: черте времен, за которую заглянуть невозможно, а потому будущего не существует, но настоящее — невыносимо. И от него, возможно, нужно бежать. Или бороться. А может, искать новые ответы, продолжая писать — однозначного ответа не найти.
Ясно одно — благодаря этим четверым «Московское время» больше не принадлежит одной только Москве и России. Теперь оно интернациональное, достояние мира — и в этом, кажется, есть настоящий переход за грань.
Анастасия Белоусова — родилась в Алматы в 1996 году. Окончила магистратуру по специальности литературоведение в КазНПУ им. Абая. Выпускница семинаров поэзии, прозы и детской литературы ОЛША.