Дактиль
Диана Кабдылгазина
Я слышу морзе-перестук из недр шкафов родительской квартиры.
Под вечер /старость суток/,
под старость /вечер жизни/
он все настойчивей, живее и капризней.
И кажется в подобные минуты —
под перекрёстным я огнем,
и вперены в меня глазницы-дыры
сквозь дверц шкафных распахнутых проём.
Не оттого ль, что слишком страстен, слишком громок
скелетов запертых когда-то был дуэт —
живет пока не выросший в скелет
в шкафу моем приёмыш-скелетёнок.
Никак не привыкну к здешнему безветрию.
Как будто в метре от окна огромное фото.
И кто-то в спешке, но незаметно
его меняет. Вот так работа!
Чуть больше жёлтого в верхушке тополя,
чуть ниже небо, чуть больше стен...
О да, ты — мастер, великий кто-то,
Слегка навязчивых перемен.
Он старше её на сотни прочитанных книг.
На смерть и любови.
На послевкусие мечты.
Она его старше на детский гомон и крик,
На пепел, что в море —
сожжённые ею мосты.
Они стали старше на год — на шаг в пустоту с высоты.
Их больше не двое,
и каждый немного привык.
Иногда я хочу умереть и родиться дельфином
Где-нибудь у побережья Южной Австралии,
Видеть людей лишь изредка, издалека или
В воду ушедшими больше чем наполовину.
Видеть и не считать себя частью их братии,
Видеть — не понимать их птичьих наречий мне
Было бы счастьем, да нет плавника у заплечьев и
Будет ли — нет у смерти гарантии.
Где-то наверху время вращает огромные шестерёнки.
Острые зубья вспарывают натянутую пелену облаков.
Облака просыпают снег.
А меня сегодня какие-то подонки
Убили во сне.
Слышишь скрежет?
Это дрогнул самый большой маховик.
Это сказали, что нет надежды.
Время сместилось на миг,
А моё «сейчас» обратилось в прошлое.
«Никогда» снежинками ложится на плечи.
Снег невесом, потому и кажется такой чепухой.
Но им уже площадь вся запорошена —
Снежная опухоль.
И ты ни ходить, ни говорить, ни думать...
Нет. Время не лечит.
Март. Город холоден, беден и грязен —
Похож на старика-алкоголика.
Отшатнёшься, столкнувшись нос к носу, не говоря о том, чтобы жить с ним/в нём.
Но принимаешь, понимаешь, любишь, если он тебе родной...
Только сердце стало похоже на комок смятой бумаги — сухое, ни к чему не пригодное.
Сердце, которому казалось, что может вместить в себя всё и вся.
«Всё и вся» — теперь просто список имён, что содержит в себе этот скомканный лист.
Подбросить и пнуть.
Я боюсь вас, бумажные девочки,
Так легко сменяющие платьица,
Словно загнуты на тоненьких плечиках
У-РОД-ЛИ-ВЫ-Е ПРЯ-МО-УГОЛЬ-НИ-КИ —
Если вдруг повернуть вас спиной.
Вы под ручку с новым хозяином
Так легко становитесь на ноги,
Так же важно и твердо шагаете.
Только страшно, как изгибается
Ваше плоское тело в его руках.
Люди что для вас? Тоже куколки.
Как легко бумажные пальчики
Ищут нужные им верёвочки.
И хозяин марионеткой стал.
Нет, не шарьте по мне.
Не ходите мне в дом и не пейте чай,
Не играйте с моими дочками,
Не хочу, чтобы cтали похожими.
Муравьи тянутся друг к другу усиками.
Чуют по запаху своих и чужих.
Я тяну усики-антеннки — читаю тексты в сети
и всё реже нахожу собрата.
Муравьи хоронят живых сородичей,
если те вдруг пахнут как мертвые.
Даже если «усопшие» будут яростно сопротивляться.
Я молчу, когда мертвеют чувства,
боясь собственных преждевременных похорон.
Я буду молчаливым свидетелем
твоего непреднамеренного счастья,
твоей нечаянной свободы
и, пусть не сразу плавного, но взлёта.
И самому тебе яснее станет, кто ты —
Среди простора небосвода.
И мне —
Такой уже далёкой точке
к земле летящего балласта.
Cамолёт-бегунок разделил небеса на полы-половинки.
Расползётся и вновь зарастёт, словно ватой, набитая брешь.
Отчего же так далеки меж собой мегаполисы и глубинки?
Самолёт-бегунок, расстегни и меня, расклонируй, разрежь.
Прожектора притворяются лунами —
лепят на стены бледные
прямоугольники.
Строится столица, искрится и блещет. Здесь
не принято прогуливаться хмурым и
жаловаться — предложат пройтись по кладбищу
и взглянуть на покойников.
Но во дворе стреляли.
И из окна как-то падала женщина.
Я лежу здесь
тротуарной плиткой,
шестиугольной пчелиной сотой.
Всё у меня ни шатко ни валко. Не хлипко
главное: со всех сторон подогнана заботой,
любовью, собственным о себе прекрасным мнением.
Но случился разлом,
сковырнулись углы, разметались дворником-временем.
И теперь окружённая тёмным пятном в мелком крошеве
я крива и щербата.
Не держу никого. И боюсь, что в чьем-то однажды падении —
одиноких нехмурых прохожих ли
иль в провале соседствующих плиток —
буду я одна виновата.
Диана Кабдылгазина — дизайнер, иллюстратор. Выпускница Открытой литературной школы Алматы (семинар прозы и детской литературы Елены Клепиковой и Ксении Рогожниковой). Публиковалась в сборнике «Большая перемена» (ОЛША, 2014).