Дактиль
Оксана Трутнева
Что есть огонь? Символ, свет, тепло, страсть, непримиримость, жертва – можно вместить в это понятие так много. Сколько смыслов и иносказаний в одной этой метафоре, которую так тонко вплетает в свои поэтические тексты Ксения Рогожникова. Ее сборник стихотворений «Чирк», вышедший в прошлом году (2021), это некая двойная игра, когда поэт старается приручить, укротить огнь, вырывающийся из потока сознания, потока смысла, и в то же время – огонь, став частью строки, внутренней составляющей силы, укрощает поэта.
Но это пламя еще и жизнь, которая горит, требует внимания. Жизнь, которая беспристрастна и показывает окружающий мир через неровные всполохи пламени.
Неслучайно первое стихотворение книги шепчет нам о невозможности совпасть с предлагаемым миром – невозможность унять, притушить огонь:
…но не с разбега
незнакомец – опять всё сожжешь
город ждет снега
но вдруг начитается дождь
И эта огненная игра не только внутренняя. Ее навязывает извне сама жизнь. В стихотворении «Зимние прогулки» чирк (звук близости, давший название сборнику) – это призыв почувствовать, ощутить:
куртку о куртку
прохожего
чирк
звук вхолостую
зимою
на улицах города
вновь на посту я
слой верхней одежды
трут
вот-вот
вспыхнет искра
зажгите зажгите
зажгите меня
я специально
так близко
И вновь несовпадение с миром, когда готовность принять условия игры, включится – обрывается.
но хмурится
прячет взгляд
мой прохожий
привычно
чирк
не оглянусь
сломаны
спички
Правил нет. И мы вместе с автором не знаем, как играть в игру жизни, как приручить этот огонь.
Возможно, именно поэтому Ксения старается медитировать. Привнести созерцательный покой в этот неровный ритм жизненной аритмии.
…так длится моя медитация
глубока и легка
куда бы мне деться от этой нирваны
от этого сатори
от цитрусового пощипывания языка
от невозможности этой
быть кратером
Эта медитация – созерцание из себя в себя. Когда замечание окружающего мира возвращается в мир внутренний и уже там, наблюдая за собой, автор транслирует нечто большее, чем привычная интерпретация смысла:
стиральная машина
прокручивает бельё так
будто в ванной
занимаются сексом…
…в соседней комнате
сижу на подушке
для медитации
вдох – мужчина
решительный сильный
выдох – женщина
мягкая широкая
они встречаются
тысячи раз в час
наконец пол
мягко вибрирует
Пространство тела, пространство вне тела – это еще одна смысловая составляющая поэзии Ксении. Когда трансформация – закономерное примирение с действительностью:
не удивляйся
что я приплюснута
и двигаюсь как-то боком
ты видел рыб
живущих
на чудовищной грубине…
Или:
из девушки
с крепким рукопожатием
превращаюсь в женщину с мягким…
В этом ощущение себя, своего тела, еще и временная метаморфоза. Ведь нельзя быть прежним, когда проживаешь так много и больно. Уже с детства чувствуя:
стыд – плотно
обхваченное горло,
водолазка с
тесным воротником
И сожаление:
а где-то там – моё море живет без меня
А вот уже пространство принимает тело и держит за руку:
я стою
на крутом склоне горы
ухватившись за длинную травинку
и чувствую
как земля крепко
держит меня за руку
Или:
веет холодом
будто над городом
навис айсберг…
И почти медитативное погружение в пространство:
…ночь
и полоска света
на стене
висит
иконой
Поэзия Ксении Рогожниковой подобна мандале. Сакральная геометрия смыслов, в которой внешний круг – это жизнь, как внешняя, так и внутренняя; квадрат, вписанный в круг – это пространство, оказывающее влияние на тело и принимающее тело в себя; внутренний круг, вписанный в квадрат – это время, трансформирующее своим течением и тело, и пространство; а в центре – огонь, дающий силу всему.
И это красочное разнообразие, выведенное цветными порошками, в любой момент может исчезнуть от прикосновения, дуновения новых смыслов. И Ксения не боится начинать новый рисунок. Ведь, вспоминая Юнга, который интерпретировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства, автор пытается прийти к пониманию собственного «Я». К пониманию сущности огня, который укрощает или все же укрощают его?
Оксана Трутнева — прозаик, поэт, литературный критик. Литературный псевдоним — Нина Трокс. Окончила литературный мастер-класс в общественном фонде «Мусагет». В 2008 году окончила мастер-класс поэзии и прозы английского писателя Тобиаса Хилла и английской поэтессы Паскаль Петит. Преподаватель, ведущий семинара прозы в Открытой литературной школе Алматы (ОЛША). Публиковалась в сетевом издании фонда «Мусагет», литературном журнале «Простор», литературном альманахе «Линки для странников», в интернет-журнале молодых писателей России «Пролог», казахстанском литературном журнале «Тамыр», литературном альманахе «Литературная Алма-Ата», литературном журнале «Новый мир», Россия, интернет-журнале «Зарубежные Задворки» («Za-za»), Германия.