Дактиль
Сабыржан Мадеев
Школа производила удручающее впечатление.
Внешне она была еще ничего, а вот внутри… Несмотря на дневное время, в фойе школы было сумрачно. Ряд обшарпанных турникетов, стоящий за ними мрачный охранник, толпа родителей, тихо переговаривающихся друг с другом, — все это создавало ощущение какого-то режимного объекта.
— Хоть бы стулья сюда поставили.
— Да разве им это надо?
— На собрании надо вопрос поднять.
— Вот в старой школе совсем по-другому было.
На единственной скамейке сидели три апашки и тоскливо смотрели в сторону школьного фойе. Отдельные мамаши пытались проскользнуть в это самое фойе, но все их попытки пресекались на корню.
Талгат еле протиснулся через плотные ряды нервных родителей к охраннику.
— Добрый день!
— Нельзя!
— Я знаю, но мне к учительнице надо.
— Позвоните ей, она сама выйдет.
— Я номера ее не знаю.
— Тогда нельзя.
— Я быстро. Мне только переговорить.
— Нельзя! Отойдите, не мешайте!
Талгат отошел в сторону, и в этот момент раздался звонок. Родители мгновенно оживились, количество телефонов в руках сразу же увеличилось. Переговоры с детьми шли на повышенном уровне громкости.
— Ты где?
— Ты скоро?
— Сколько тебе еще?
— Давай быстрее, на карате опоздаем!
В течение нескольких минут фойе заполнилось детьми. Они все что-то кричали, на ходу надевали рюкзаки, волочили по полу куртки, махали руками, говорили по мобильникам, одновременно высматривая своих мам и пап.
Как всегда, возникла пробка у единственного работающего турникета. Воспользовавшись суетой и неразберихой, Талгат поднырнул под стойку и быстро поднялся на второй этаж. Там он нашел классного руководителя 4-го «К», в котором училась его племянница Дана.
— Здравствуйте, Гульзира Карабалтаевна! Я к вам!
— Здравствуйте! — от резкого поворота головы молодой учительницы сережки на длинных подвесках метнулись в сторону. — Вы кто?
Дана три первых класса училась в Караганде и была круглой отличницей. Она с удовольствием танцевала, пела, играла на фортепиано, читала стихи на казахском, русском и английском языках, участвуя во всевозможных школьных мероприятиях. Была, что называется, гордостью класса и мечтой любого классного руководителя. Школу Дана обожала и на каникулах скучала по урокам, одноклассникам и больше всего по своей любимой учительнице.
Этим летом родители Даны переехали в Астану и, недолго думая, определили ее в ближайшую к дому школу. Мама Даны сама в свое время училась в этой школе, и у нее остались самые приятные воспоминания.
Но в новой школе у Даны что-то не заладилось. Сестра как-то пожаловалась Талгату, что Дана ходит в школу без былого энтузиазма. Нет прежнего огонька, блеска в глазах, уроки делает наспех. На днях, например, в школе прошло мероприятие «Здравствуй, осень!», а Дана не только не приняла в нем участия, но даже и не проявила никакого интереса. Гербарии, поделки, рисунки — все это не привлекло Дану, и это было тревожным знаком.
Талгат поговорил с племянницей, с сестрой и кое-что для себя выяснил. Как он понял, прежняя учительница Даны была очень спокойной, уравновешенной и не допускала никаких громких разбирательств с учениками. Даже когда надо было кому-нибудь сделать выговор, она делала это мягко, не повышая голоса.
У новой же учительницы оказался очень громкий и резкий голос. Плюс она сама время от времени форсировала голос, ругая нерадивых учеников. Как назло, с Даной за одной партой сидел очень вертлявый мальчик. И в учебе он был не силен, поэтому часто оказывался объектом педагогического воздействия со стороны учительницы. Она подходила вплотную к их парте и, чуть наклонившись, через голову Даны начинала выговаривать мальчику. Она прямо нависала над Даной, и та, съежившись, натурально глохла и слепла.
К самой Дане учительница относилась очень хорошо, и ее лично все эти крики не касались, но Дана, не привыкшая к такому обращению, на какое-то время выпадала из реальности. Она смотрела на доску или в книгу, но ничего не понимала — просто тупо смотрела, и все. Понятно, что через некоторое время Дана включалась в урок, но за это время в классе что-то происходило: какие-то примеры, задачи решались, новая тема объяснялась — и все это проходило мимо нее. Соответственно, Дана стала нервничать, переживать, и автоматически это привело к потере интереса к учебе и школе.
Талгат решил лично познакомиться с классным руководителем Даны.
— И вообще наша школа уже третий год является пилотной школой, в которой апробируется обновленное содержание. — Гульзира Карабалтаевна уже десять минут без остановки рассказывала Талгату о достижениях школы, не забывая, впрочем, и о себе. — Я сама в прошлом году обучилась на уровневых курсах, а в этом году прошла курсы по обновленке. Вот, посмотрите.
Гульзира Карабалтаевна гордо показала рукой на висевшие в красивых рамках около доски сертификаты. Она посмотрела на Талгата и, немного помявшись, как бы размышляя, говорить или не говорить, призналась:
— А сейчас я английский изучаю.
— Здорово! — Талгат постарался максимально вложить в свой голос искренности. — Все бы учителя были такими, как вы!
Талгат представился Гульзире Карабалтаевне блогером, интересующимся новациями в среднем образовании и сказал, что слышал много хорошего об этой школе и о ней лично. Этого оказалось достаточно, чтобы она, оправившись от первоначального смущения, обрушила на Талгата словесный поток.
Гульзира Карабалтаевна говорила очень уверенно, поставленным учительским голосом, и чувствовалось, что ей нравится про все это рассказывать, но Талгат уже через пару минут отключился и впал в прострацию. Время от времени он, конечно, кивал и вставлял восхищенно социальные междометия, но он все понял.
Классному руководителю его племянницы надо было родиться лет на сорок-пятьдесят раньше. Тогда она смогла бы сделать неплохую карьеру на комсомольско-партийном поприще. Своим, на самом деле, очень громким голосом она бы крыла с высоких трибун лодырей, тунеядцев и прочих нарушителей всех мастей. Высокий тембр ее голоса идеально подходил для обличения мировой буржуазии и призывов к борьбе за светлое будущее человечества.
— Только вы пока про английский не пишите, ладно? — Гульзира Карабалтаевна кивнула и ее длинные сережки, подпрыгнув, стали раскачиваться в такт движению головы учительницы. — А то у меня сейчас еще уровень элементари.
— Ну, разумеется, — заверил ее Талгат. — Моих подписчиков больше интересуют вопросы критериального оценивания. Что вы можете сказать про это?
Терпеливо прослушав Гульзиру Карабалтаевну еще какое-то время и поймав себя на том, что у него начинает болеть голова, Талгат поблагодарил учительницу и, пообещав скинуть ссылку на свой блог, вышел из класса.
У него созрел план.
— Дана, как у тебя в школе дела?
— Нормально.
— Что нового?
— Да ничего нового.
Талгат специально задержался у сестры и как бы невзначай начал расспрашивать племянницу о школе.
— Как тебе твоя учительница?
— Нормально.
— Хорошо объясняет?
— Хорошо.
Дана явно не была расположена говорить о школе. В последнее время она увлеклась мультсериалом «Гравити Фолз» и сейчас теребила подаренную ей книгу по этому сериалу, ожидая завершения разговора с дядей. Талгат решил зайти с другого конца:
— Мама твоя очень хвалит ее.
— Мама? Хвалит Гульзиру Карабалтаевну? — Дана очень удивилась.
— Да, хвалит. Сказала, что она, хоть и молодая, но очень опытная.
— Ничего себе!
— И еще сказала, что у нее очень приятный голос.
— Мама так сказала?! Ну ни фига себе! — Дана была настолько ошарашена, что даже отложила книжку в сторону. — А она не сказала, что Гульзира Карабалтаевна орет как резаная?
— Орет? На тебя?
— Не на меня, но орет!
— Ну, Дана, мы все иногда кричим.
— Иногда? Она все время кричит! И не кричит, а орет!
— Прямо вот так заходит в класс и начинает кричать?
— Нет, но часто.
— Прям часто-часто?
— Да, особенно когда Раимбек начинает баловаться.
— Кто это?
— Раимбек? Он со мной сидит.
— А, понятно. И что, когда этот Раимбек начинает баловаться, учительница его ругает?
— Да. И кричит. Так, что у меня потом голова болит.
Да уж, это-то как раз Талгату было очень понятно. Если ему, взрослому человеку, пятнадцати минут хватило, чтобы выпасть в осадок, то что говорить о ребенке, который полдня проводит в такой атмосфере. «Пора», — решил Талгат.
— Слушай, Дана, а у твоей учительницы есть серьги?
— Серьги?
— Да, сережки у нее есть?
— Есть.
— Какие?
— Ну, длинные такие, с камушками красными.
— Скажи, Дана, а когда она кричать начинает, у нее сережки раскачиваются?
— Да. Еще как!
— А они как раскачиваются: по часовой стрелке или против?
— Это как?
— Смотри, если вот так, то это по часовой стрелке, а если вот так, то — против. Еще говорят, что они вращаются. Понятно?
— Да.
— Так как они у нее раскачиваются?
— Не помню, а что?
— Эх, жаль, что не помнишь! Это очень важно! А ты не могла бы в следующий раз запомнить, в какую именно сторону они качаются или вращаются?
— А зачем?
— Надо, Дана! Это очень важно! Ты, пожалуйста, в следующий раз запомни, а лучше запиши, в какую сторону они вращаются, хорошо?
— Хорошо.
— Причем, смотри, они могут в разные стороны вращаться. Ты все это запомни, ладно?
— Ладно. Дядь Талгат, а зачем…
— Я тебе потом все объясню. Ты пока запоминай и записывай. Потом мне расскажешь. И покажешь.
— Ну, хорошо.
— Только ты никому не рассказывай. Это будет наше секретное исследование. Оки-поки?
— Оки-поки!
— А чтобы тебе легче было, давай вот такую табличку составим.
Прошла неделя.
Талгат заехал в гости к сестре. С порога к нему бросилась Дана с блокнотом в руках.
— Дядь Талгат, дядь Талгат, смотри! — глазки Даны блестели от предвкушения чего-то необычного. — Смотри, я все записала!
— Ну-ка, ну-ка… — Талгат прошел в комнату, сел за стол и стал внимательно рассматривать таблицу.
Аккуратным почерком записной отличницы таблица была заполнена цифрами. В столбике «Дополнительно» были еще комментарии.
— Вот смотри, — Дана ткнула пальцем в начало таблицы. — Когда в понедельник на математике она начала кричать на Раимбека, у нее сережки стали раскачиваться и совсем даже не вращались. А на чтении они стали вращаться. Только я не сразу научилась определять, по часовой или против.
— А это что за стрелки?
— Это значит, что сережки подпрыгивали. Вверх и вниз. Вот, смотри, во вторник семь раз, а в четверг…
— А здесь у тебя что написано?
— Это я написала, что на левом ухе и на правом ухе сережки прыгают по-разному.
— Ничего себе! Это очень интересно! А почему так происходит?
— Не знаю. — Дана растерянно посмотрела на Талгата. — А почему так происходит?
— Вот и я не знаю! — Талгат яростно почесал затылок. — Это для меня неожиданность. Надо еще понаблюдать.
— Еще?
— Конечно! Ты обнаружила очень интересную закономерность.
— Какую?
— В науке это называется асинхронные колебания верхней части туловища!
— Че?! Какие колебания?
— Асинхронные!
— Это что значит?
— Давай так, Дана. Ты продолжай наблюдения, а я попробую понять механизм возникновения этих флуктуаций.
— Флуктуаций?
— Да. И вполне возможно, что мы с тобой откроем новый закон природы! Представляешь, будет закон Даны-Талгата?
— Ого!
— И может, даже мы с тобой защитим диссертацию!
— Ниче се! Как аташка?
— Да! А чтобы тебе легче было, давай табличку нашу расширим.
— Давай!
Прошла еще неделя. Потом другая.
Каждую субботу Талгат с Даной погружались в таблицу, которая становилась с каждым разом все шире и разнообразнее. Золотые сережки с рубиновыми камушками на подвесках обнаружили тенденцию к усложнению траекторий движения в зависимости от многих факторов: прически, настроения, громкости крика, вида урока и даже от погоды.
В Дане проснулся будущий лауреат Нобелевской премии. Она теперь не только не пугалась громовых раскатов голоса Гульзиры Карабалтаевны, а, наоборот, с нетерпением ждала, когда же они начнутся, чтобы запомнить все нюансы вращений и колебаний замечательных сережек.
Однажды она, смущаясь, призналась Талгату, что как-то, когда она не успела отследить появившиеся новые движения сережек, ей пришлось на последнем уроке толкнуть Раимбека. Он в ответ толкнул Дану — и она получила прекрасную возможность завершить наблюдение в тот день. Правда, обсудив этот случай, они пришли к выводу, что это не очень правильно и противоречит этике научных исследований.
Параллельно с наукой Дана подтянула и учебу. Первую четверть она закончила на отлично. На каникулах Талгат с Даной решили, что набран достаточный материал для серьезного анализа, и он забрал все блокноты для дальнейшего изучения на факультетском суперкомпьютере.
На родительском собрании в начале второй четверти Гульзира Карабалтаевна особо отметила Дану как очень внимательного и сосредоточенного ребенка. Сказала, что давно не видела таких пытливых и любознательных глаз.
— Талгат, слушай, вчера было родительское собрание у Даны, и ее очень хвалили!
— Здорово!
— Тебе спасибо, что помог Дане с математикой! Она мне сказала, что вы очень хорошо позанимались уроками.
— Да не за что! Она сама умничка.
— Да, конечно, но я очень переживала и, помнишь, говорила тебе, что она даже в школу не хочет ходить!
— Помню.
— А теперь она, как и раньше, бежит в школу. Они в классе сейчас готовят к Новому году спектакль. «Снежная королева». И Дана там Герду играет. Из школы ее теперь не вытащишь!
— Классно! С учительницей у нее как?
— Замечательно просто! Только вот, знаешь, Талгат, когда я Дане рассказала про то, как ее хвалила на собрании Гульзира Карабалтаевна, она меня вдруг спросила, а как у нее при этом сережки раскачивались. Странно как-то.
— Да, действительно. Очень странно. Но ты не переживай, сестра, у них в этом возрасте и не такое бывает.
— Думаешь? Ну ладно, пока. Спасибо тебе еще раз!
— Пока.
P.S. От Талгата.
Так и лежит у меня в шкафу наше с Даной незаконченное научно-педагогическое исследование по асинхронным колебательно-вращательным движениям рубиновых сережек на длинных подвесках в рамках внедрения обновленного содержания образования.
Может, надо кому?