Оксана Трутнева

252

Кому в литературе жить хорошо

— Я вижу тебя! — хочется вторить героям «Аватара», беря книгу в руки. И продолжить: — Я вижу тебя, хороший текст!

Но все чаще разрекламированные новинки — всего лишь коммерческий хлам, который ни читать, ни видеть не хочешь.

Эротический роман, написанный домохозяйкой, через неделю в списках самых продаваемых бестселлеров. Главное — раскрутить, размножить, продать. И неважно, что нет интересного сюжета, развития героев, естественных, правдоподобных диалогов. Я уже не говорю об оригинальности языка, стилистике, лексике — куда там. Редакторы точно не напрягались. Главное — реклама, правильный промоушен! И вот нахлобученная шапка популярности красуется на голове домохозяйки, и она уже «писатель года».

Окститесь, господа! Литература не про это. Текст — это произведение, сведение мыслей, чувств, воспоминаний, наблюдений, переживаний воедино, в одну неделимую гармоничную субстанцию, заставляющую читателя испытывать то же самое. Увлекаться, ненавидеть, соприкасаться с чем-то новым и, погружаясь во все это, получать понимание чего-то большего. Глубокий текст с хорошим языком может перевернуть мировоззрение, вдохновить или переосмыслить что-то. Сила — в слове!

И хорошо, что в наших реалиях фраза «художник должен быть голодным» наконец-то перестала быть актуальной. И, слава богу, писатели могут зарабатывать своим трудом. Но писатели! А не псевдоавторы с раскрученным литературным «фастфудом».

Понятно, в век клипового мышления и бешеных информационных скоростей массовый потребитель (замечу — не читатель, потому как вдумчивого и внимательного читателя пойди поищи еще) не хочет заморачиваться на «подумать». Главное — экшен, смена сюжетных поворотов, герой-спецназовец или другая крайность — женские ироничные романы с героинями, «стойко переносящими тяготы судьбы». Литература переходит в статус «шоу на бумаге», и это производная от зрительности телевидения, кино, но есть же интеллектуальные шоу, где и интересный сюжет, и незаурядный герой, и глубина мыслей и чувств. Почему же не выбрать последнее?

Массовая литература основана на коммерческом спросе, кто же не знает, но можно же поменять вектор. Человек — homo sapiens, развивающийся интеллектуально, духовно, и в частности «хорошая литература», не будем уж доходить до пафоса — «Высокая литература», этому развитию способствует, если не сказать больше — формирует человека как личность.

Мы, конечно же, общество потребителей, но разбираться в потреблении того или иного — наш выбор. И, быть может, если, не обращая внимания на коммерческие уловки, маркетинговые ходы, пройти мимо очередной пестрой обложки, то однажды открывая любую книгу, скажем: «Я вижу тебя, хороший текст!»

Утопия, конечно, но как заманчиво, а?!

Оксана Трутнева

Оксана Трутнева — прозаик, поэт, литературный критик. Литературный псевдоним — Нина Трокс. Окончила литературный мастер-класс в общественном фонде «Мусагет». В 2008 году окончила мастер-класс поэзии и прозы английского писателя Тобиаса Хилла и английской поэтессы Паскаль Петит. Преподаватель, ведущий семинара прозы в Открытой литературной школе Алматы (ОЛША). Публиковалась в сетевом издании фонда «Мусагет», литературном журнале «Простор», литературном альманахе «Линки для странников», в интернет-журнале молодых писателей России «Пролог», казахстанском литературном журнале «Тамыр», литературном альманахе «Литературная Алма-Ата», литературном журнале «Новый мир», Россия, интернет-журнале «Зарубежные Задворки» («Za-za»), Германия.

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon